Углубление сотрудничества со странами СНГ является первым внешнеполитическим приоритетом Российской Федерации. Стержневой формой такого сотрудничества на настоящий момент выступает евразийский интеграционный процесс. Так, с 1 января 2015 года в силу вступил Договор о Евразийском экономическом союзе. Несмотря на историческую важность события, смыслы евразийской интеграции в обществе раскрыты недостаточно.
Итак, за 20 лет постсоветского периода бывшие союзные республики подверглись массовой деиндустриализации, деградации научно-производственного потенциала и, соответственно, на текущий момент испытывают серьезное технологическое отставание. В отмеченных условиях соперничество с конкурентами из развитых западных и азиатских стран может привести к банкротству российских производителей, а значит дальнейшему увяданию промышленности. Таким образом, первый смысл евразийской интеграции заключается в защите собственных производителей посредством создания объединенного большого рынка и использования «коллективного протекционизма» странами - участницами объединения.
Объем рынка ЕАЭС уже достигает порядка 170 млн. чел. Страны объединения занимает первое место по добыче нефти и газа, второе - по выпуску минеральных удобрений, третье - по электроэнергии, четвертое - по пшенице, углю и стали.
Появление такого крупного рынка и внедрение отмеченного «коллективного протекционизма» стимулирует иностранных производителей размещать свои сборочные заводы на территории стран ЕАЭС. Наиболее показательным является то, как возникновение Таможенного союза повлияло на рост производства Казахстане. Так, с 2009 года по 2013-й в Казахстане выпуск легковых автомобилей вырос в 50 раз (с 745 шт. до 37,5 тыс.шт), грузовых - в 6,5 раза, телевизоров и приемников - в 2 раза.
Следующий важный эффект заключается в том, что за счет обеспечения единого экономического пространства между странами возникает так называемая «конкуренция юрисдикций».
Так, отныне предприниматели могут менять регистрацию своих компаний в зависимости от степени благоприятности ведения бизнеса в рамках любого государства ЕАЭС. Соответственно, система, «кошмарящая» бизнес, будет испытывать снижение потока налоговых доходов, что выступает серьезным стимулом для снижения бюрократических барьеров, коррупции и развития прозрачных рыночных механизмов для хозяйствующих субъектов.
Кроме прочего, углубляя торгово-экономическое сотрудничество, страны региона создают серьезную платформу для дальнейшей кооперации в вопросах военно-политического характера.
Понимание последнего, разумеется, вызывает серьезную озабоченность на Западе. Как следствие, попытки «посадить зёрна недоверия» между интегрирующимися государствами будут только активизироваться.
Наталья Федотова