На подобие того, как в медицинской практике не рекомендуется прерывать курс лечения до полной победы над источниками заболевания, так и в политике временное исчезновение симптомов проблемы не говорит о её разрешении.
Ровно год назад российские уполномоченные лица и структуры сумели проявить верх профессионализма, когда в Крыму без единого выстрела стало возможным проведение всенародного референдума. Крым вошел в состав Российской Федерации в результате практически монолитного консенсуса. Однако в условиях срочности и многозадачности не были подготовлены институциональные механизмы для взаимодействия с национальным меньшинством полуострова - крымскими татарами. Так, формой национальной общественно-политической организации крымскотатарского народа, как и многих других тюркских народов, является курултай.
Суть института под названием «курултай» заключается в механизме, посредством которого народ осуществляет представительство своих интересов перед государственными и международными институтами. Процесс курултая предполагает, что этнос в ходе «всенародного» съезда избирает круг лиц, которые уполномочиваются представлять его интересы. По своему смыслу курултай является формой народной демократии. В то же время, как и многие другие общественно-политические институты, курултай может представлять собой образование, утратившее легитимность и фактически не отражающее реальные интересы народа.
К сожалению, на настоящий момент такой псевдопредставительской организацией является курултай крымскотатарского народа. И, если точнее, его исполнительный орган - Меджлис. Последний курултай, в рамках которого был образован и избран Меджлис, прошел в 1991 году. С момента образования Меджлиса его бессменным руководителем до ноября 2013 года являлся Мустафа Джемилев. Сейчас председателем Меджлиса является ставленник Джемилева Рефат Чубаров. В марте 2014 года Чубаров призвал жителей АКР бойкотировать референдум, а впоследствии не признал его результаты. Таким образом, Меджлис, не являясь избранным органом и не имея фактических полномочий выступать от имени крымских татар, объявляет о своем несогласии с выбором крымскотатарского народа жить в российском государстве.
Последнее широко тиражируется украинскими СМИ, выдаваясь за волю крымских татар.
Отсутствие реальной альтернативы нелегитимному Меджлису представляет собой отмеченную нами «не до конца вылеченную болезнь». Несмотря на то, что остатки этой «болезни» пока что не проявляют серьезных симптомов, проблема может распространиться на относительно здоровый организм. Так, есть основания считать, что ряд представителей органов власти республики Крым выполняют задачи своих идейных вдохновителей - Джемилева и Чубарова. Для сглаживания возможной подковерной игры и попыток дестабилизации необходим созыв нового курултая крымских татар и избрание меджлиса, который бы учитывал реальные интересы народа и действовал в рамках российского правового поля. Деятельность в рамках новой представительской структуры крымскотатарского народа могла бы быть использована в ротации национальных кадров в республике Крым.
Алексей Остров
фото с сайта: ria.ru