Оригинал взят у
annatubten Доклад митрополита Илариона на Всемирном Совете Церквей "взорвал” зал
Ни один другой доклад на Ассамблее Всемирного совета церквей, проходящей в эти дни в южнокорейском городе Пусан, не вызывал столько возбуждения, восхищения и возмущения у аудитории.
Дело в том, что в своем выступлении председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион констатировал "целенаправленное разрушение традиционных представлений о браке и семье" в так называемых развитых странах.
"Об этом свидетельствует такое новейшее явление, как приравнивание гомосексуальных союзов к браку и предоставление однополым парам права усыновлять детей, - сказал в частности митрополит Иларион. - С точки зрения библейского учения и традиционных христианских нравственных ценностей, это свидетельствует о глубоком духовном кризисе. Религиозное понятие греха окончательно размывается в обществах, до недавнего времени осознававших себя как христианские".
Реакция участников Ассамблеи на эти слова была бурной. Одни уже во время доклада энергично трясли в воздухе голубыми карточками - так, согласно процедуре, выражается несогласие. Другие после выступления подходили к микрофону, выражали солидарность, а затем плотным кольцом обступили докладчика и горячо благодарили. О целях и результатах по-своему провокационного доклада "Фоме" рассказал сам митрополит Иларион.
- Вы заранее знали, что "разворошите улей" своим выступлением?
- Я очень хорошо представляю атмосферу Всемирного совета церквей, знаю настроения людей и примерный расклад сил. Одно из слабых мест ВСЦ заключается в том, что расклад сил в христианском сообществе представлен здесь не вполне адекватно.
Например, самая крупная христианская Церковь -Римская Католическая, которая в нравственном плане стоит на достаточно консервативных позициях -здесь почти совсем не представлена. Очень громкий голос на ВСЦ всегда звучит со стороны протестантов Севера и Запада, но вот протестантские церкви Юга - в частности Африки и Ближнего Востока - представлены недостаточно. Дискуссия после моего выступления показала, что большинство членов Всемирного совета церквей - несмотря на преобладающую либеральную повестку дня - стоят на консервативных позициях в нравственных вопросах.
Например, делегат от одной из протестантской церкви Конго сказала, реагируя на мой доклад, что вся Африка разделяет нашу позицию по поводу семейной этики и недопустимости приравнивания однополых союзов к браку. А вся Африка - это немало, целый континент.
Ближний Восток также поддерживает эту позицию. Митрополит из Египта говорил от лица дохалкидонских церквей - и они с нами согласны. Поэтому, думаю, у нас достаточно широкая поддержка во Всемирном совете церквей. Думаю, нашу позицию по нравственным вопросам разделяют две трети неправославных членов ВСЦ. Но все же нельзя забывать и о либеральных голосах -это прежде всего церкви Западной Европы и Скандинавии, а также часть американских церквей. Надо учитывать, что они являются главными донорами Совета - оказывают ему основную финансовую поддержку. В этом плане у них здесь традиционно очень сильная позиция.
- Какой смысл тогда в работе Русской Православной Церкви на ВСЦ? Ведь западные "либеральные" церкви все равно не признают свою неправоту. Вы готовы идти с ними на компромисс?
- Мы никогда не идем на компромиссы ни с кем. Но давайте вспомним евангельскую притчу о сеятеле. Когда мы бросаем семя, мы никогда не знаем, упадет ли оно на каменистую почву, или в терние, или птицы его поклюют, или оно упадет на плодородную почву. В зале пленарных заседаний ВСЦ было около 2000 человек, и, думаю, среди них немало тех, чье сердце является как раз плодородной почвой. Они унесут сказанное в свои церкви, расскажут о том, что слышали.
Вы сами видели, что многие подходили ко мне и благодарили за выступление (поднятых голубых табличек несогласия во всем зале было и вправду всего пятнадцать-двадцать - прим. авт.). При этом несогласные будут всегда, и мы это знаем заранее. Но я никогда не стараюсь подстраиваться под чужой стиль, под чужие стандарты. Я знаю, что мне дано пятнадцать минут и их надо использовать. Ведь когда еще представится возможность высказаться на такую аудиторию и представится ли вообще? Я считаю, что голос Церкви должен быть пророческим, он должен говорить правду, даже если эта правда неполиткорректна и не соответствует современным секулярным либеральным стандартам. Что и происходит сейчас.
В этом смысле наше свидетельство на ВСЦ требует определенной смелости, готовности услышать критику и ответить на нее, но также требует доброжелательности. Мы не можем просто "бичевать пороки". Мы должны говорить людям о правде Божьей, но говорить с любовью и уважать из позицию - до тех пор, пока эта позиция не расходится в Евангелием.
- Делегат от методистской церкви Африки Вам все же возразила. По ее словам, однополые браки не такая страшная проблема, страшнее то, что подростки совершают самоубийства, когда осознают свою нетрадиционную ориентацию и думают, будто их за это осудят, а Церковь, критикуя гомосексуализм, вроде как способствует такому осуждению. Что Вы готовы ответить?
- Это две совершенно разные темы, которые нельзя смешивать. Насилие в семьях, подростоковые самоубийства и многие другие социальные бедствия, которые свойственны и нашей стране, и странам третьего мира, и так называемым развитым странам, - все эти проблемы требуют внимания Церкви. Но одно не исключает другое, и одно не связано с другим напрямую. Мы не говорим, что другие проблемы не надо решать. Но есть то, что угрожает христианской цивилизации как таковой. Мы говорим об основах семейной этики, о том, что Церковь призвана защищать семью такой, как она описана в Библии, что Библия - наша общая вероучительная основа.
- А протестанты говорят, что Библию можно по-разному интерпретировать...
- Это так. Даже святые отцы по-разному интерпретировали отдельные места и притчи из Священного Писания. Но в Библии есть то, что исходит из уст Божьих, - божественные заповеди. В них нет никакой амбивалентности. В них все сказано просто и прямо. Это касается в том числе и того, что брак - это союз мужчины и женщины. Никаких альтернативных форм брака Библия не знает. Если мы перетолковываем что-то, что сказано предельно прямо и однозначно, то это уже не интерпретация, а - искажение, сознательное искажение библейского учения. Некоторые протестанты обижаются, когда мы утверждаем, что они не имеют права перетолковывать Библию. Да, мы считаем, что никто не имеет права интерпретировать в противоположную сторону то, что сказано вполне определенно.
...Мы сейчас имеем все возможности заявлять и защищать свою позицию во Всемирном совете церквей. В этом плане ситуация в ВСЦ изменилась в лучшую сторону. Ассамблея в Порту-Алегри (Бразилия) в 2006 году, где я также был главой делегации, а митрополит Кирилл участвовал в качестве почетного гостя, свидетельствовала о том, что ВСЦ готов прислушиваться к мнению Православных Церквей и готов учитывать их позицию. И нынешняя Ассамблея также демонстрирует эту готовность. Другое дело, что мы, конечно, не рассчитываем на поголовное согласие всех участников.
Мы видим в ВСЦ явную доминанту либерального крыла мирового христианства. Повторюсь, оно занимает здесь в пропорциональном отношении больше места, чем в реальном раскладе сил в христианском сообществе. Но наше участие в работе ВСЦ имеет вполне определенный смысл - мы используем эту площадку в качестве миссионерского поля.
Спасибо Наталье Мининой, руководителю группы "Я - русская душой православная христианка" за найденную ссылку на Foma.ru