Вызов современности и консервативный ответ

Nov 03, 2010 03:00

Классик консерватизма сказал, что выработка идеологии консерватизма или теории консерватизма является не свойственным консерватизму побуждением. Это текучая, пластичная идеологическая масса. Можно ли сказать, что консерватор - это сторонник определенной политической системы, модели экономического регулирования, этической доктрины? Наверное, нет.

И тем не менее для идейного облика консервативных политиков XIX-XX веков характерны несколько основных черт. Как отмечал известный специалист по консерватизму Оукшотт, быть консерватором значит предпочитать знакомое неизвестному, испытанное - неиспробованному, факт - тайне, действительное - возможному, ограниченное - беспредельному, близкое - далекому, достаточное - избытку, подходящее - совершенству. То есть консерватор - это рациональный политик, политик сегодняшнего дня и актуальных вызовов, политик, который анализирует реальные обстоятельства и действует в соответствии с ними.

Что еще важно в характеристике консерватора? Это «бережливость» по отношению к уже сложившимся общественным институтам. Консерватор допускает и даже иногда инициирует изменения в политической системе. Но для него крушение демократических институтов, таких, например, как институт парламентаризма или институт судебной системы, совершенно невозможно. Развитие, отказ от устаревших политических методов - ради Бога; отказ от институтов - нет.

Консервативная политика всегда реалистична. Замечательно сказал об этом де Голль: «Нет ничего странного, что испытываешь ностальгию по Империи. В точности так же можно сожалеть о мягкости света, который некогда излучали лампы на масле, о былом великолепии парусного флота, о прелестной, но уже не существующей возможности проехать в экипаже. Но ведь не бывает политики, идущей вразрез с реальностью».

Сила консерватора, как мне представляется, еще и в опоре на опыт, в антидогматизме, в способности находить и артикулировать именно те идеи и ценности, которые востребованы сегодня. Однажды это будут семья, низкие налоги и невмешательство в экономическую жизнь. В другой раз - дирижизм и социальное партнерство. В третий - борьба с гнетом корпораций и активная социальная политика.

На протяжении двух веков на президентском посту в США мы видим Джорджа Гамильтона, Теодора Рузвельта, Рональда Рейгана - все это консерваторы, более того, представители одной, республиканской, политической партии США, которая является по существу коллективным американским консерватором. И все они проводят разную политику. Разную, потому что они реагируют на текущие вызовы.

В послевоенный период и сегодня консерваторы - это постмодернисты. Они осуществляют сплав ценностей в интересах общества, в интересах большинства общества и создают постоянно действующий механизм «переплавки» этого самого сплава. Так действовали великие западные консерваторы середины - второй половины XX века, от Черчилля до Рейгана и Тэтчер. Консервативный модернизм с конца 80-х годов и вплоть до сегодняшнего времени отличается от консерватизма классического. Неэффективность - вот главное, с чем боролись консерваторы эпохи Тэтчер.

Русские консерваторы Сперанский, Столыпин, Александр III и многие другие делали акцент на постепенности преобразований. Классический пример - целая теория Сперанского о «трех законах российского консерватора» (позволю себе так их назвать). Вот они, эти три закона: «1) не терять времени, но избегать всякой торопливости; 2) каждое установление открывать не прежде, как все образование его будет приготовлено; 3) переход от настоящих установлений к новым так учредить, чтоб он оказался самым простым и естественным, чтоб новые установления казались возникающими из прежних, чтоб ничего не отваживать и иметь всегда способы остановиться и удержать прежний порядок во всей его силе, есть ли бы, паче чаяния, встретились к новому какие-либо необоримые препятствия».

Или знаменитая фраза Столыпина о часовом: «Нельзя сказать часовому: у тебя старое кремневое ружье; употребляя его, ты можешь ранить себя и посторонних; брось ружье. На это честный часовой ответит: покуда я на посту, покуда мне не дали нового ружья, я буду стараться умело действовать старым». Пока не создан новый институт, пока не создана новая технология решения какой-либо общественной проблемы, должен функционировать старый. Эту логику можно назвать логикой функционирования, логикой поддержания института или системы институтов в работающем состоянии.

Консервативный лидер современной эпохи - это прежде всего интегратор. Что было характерно для периода индустриализма? Индустриализм разбил на фазы и технологические циклы производственный процесс, он значительно децентрализовал государство, он атомизировал, разбил семью. Собрать эти части воедино на новых основаниях и при этом с опорой на традиции - это естественная, органичная цель современного консервативного лидера. Владимир Путин - в этом отношении классический пример.
Многие считают консерваторов сторонниками закрытости, замшелости, архаизма. На самом деле настоящие современные консерваторы являются сторонниками открытого общества. Потому что, как и, скажем, Карл Поппер, являются противниками утопической социальной инженерии. Ломают институты политики тоталитарного и «ррреволюционного» типа, которые агрессивно по отношению к ним настроены. А консерваторы всегда используют технологию постепенных (piecemeal по Попперу) социально-экономических и политических преобразований.

Для современных консервативных лидеров в России, например, для лидеров партии «Единая Россия», характерно понимание того, что долговременная, комплексная модернизация страны должна происходить с опорой на ответственную национальную коалицию, которая включает в себя большинство населения и которая опирается на традиционные ценности и сложившиеся институты.
Российский консерватизм не монохромен. Напротив, он многолик. И консервативные политики «Единой России» (включая либерал-консерваторов и социал-консерваторов), и Никита Михалков с его «манифестом просвещенного консерватизма», и патриарх Кирилл, и многие другие высказывают свое собственное понимание консерватизма.

Я не считаю те положения, которые выдвигают современные российские консерваторы, умозрительными абстракциями. Консерватизм сегодня очень востребован, потому что он помогает достигнуть важных целей. Он позволяет интегрировать фрагментированное общество. Он позволяет сплотить атомизированное общество, осуществить сплав ценностей, которые для социалистов, националистов и либералов - разные. Он позволяет сделать модернизационые изменения, которые происходят, понятными, приемлемыми и органичными для большинства. Он позволяет вписать эти изменения в более широкий традиционный историко-культурный контекст. Кредо современного российского консерватора таково: внедрять новое так, чтобы обществу не было страшно; переходить к новому проективно - с ясным представлением о том, что оно собой представляет.

Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций

Орлов Дмитрий

Next post
Up