Всё

Jun 26, 2015 18:06



Примаков считался в СССР либералом, а в 1990-х годах консерватором

Евгений Примаков родился 29 октября 1929 года в Киеве, но уже через три месяца мать с маленьким Женей перебралась к родным в Тбилиси.
О причинах поспешного отъезда и отце будущего государственного деятеля неизвестно ничего. Некоторые биографы предполагают, что он был арестован ГПУ.

Еще студентом Примаков женился на Лауре Харадзе, чей брат доводился зятем советскому премьеру Алексею Косыгину, а отец был генералом НКВД.

В 1977 году возглавил Институт востоковедения АН СССР, в 1985 году сменил "архитектора перестройки" Александра Яковлева на посту директора Института мировой экономики и международных отношений.

Примаков принадлежал к той части советской номенклатуры, которая сделала возможной перестройку, и оказался в эпицентре важных политических событий.

По словам сына Андрея Громыко, академики Примаков и Яковлев выступили посредниками в конфиденциальных переговорах между его отцом и Михаилом Горбачевым, завершившихся выдвижением Горбачева на пост генерального секретаря.

Горбачев приблизил Примакова к себе, прислушивался к его мнению, сделал кандидатом в члены политбюро, председателем Совета Союза Верховного Совета СССР, затем членом Совета безопасности.

Около полудня 20 августа 1991 года два члена Совета безопасности - Евгений Примаков и Вадим Бакатин - подписали заявление о том, что Горбачев здоров, а действия ГКЧП незаконны.
Примаков дважды встречался в Кремле с Геннадием Янаевым, советуя тому отдать приказ о выводе войск из Москвы и отмежеваться от путчистов, 21 августа вместе с Бакатиным и Аркадием Вольским выступил по телевидению с осуждением ГКЧП, а затем вылетел к Горбачеву в Форос с Александром Руцким.
Спустя несколько дней Горбачев назначил Примакова директором Службы внешней разведки. Борис Ельцин, обычно крайне неохотно бравший в свою команду "горбачевцев", сохранил этот пост за ним.

В январе 1996 года Ельцин назначил Примакова министром иностранных дел.
Накануне выборов требовалось ослабить недовольство слишком прозападным, по мнению части общества, курсом Андрея Козырева.
Цель была достигнута: международные вопросы во время предвыборной кампании ушли на задний план.

По имеющимся данным, в сентябре 1998 года, разговаривая с Ельциным, Примаков трижды отказывался от премьерского кресла.
Сформированное им правительство называли "розовым" и "прокоммунистическим", но оно не стало ни печатать деньги, ни проводить реприватизацию.

Геннадий Зюганов впоследствии рассказал журналистам, что весной 1999 года фактически предложил Примакову возглавить государственный переворот: прийти в Думу и заявить, что страну необходимо спасать.
Дума с голоса объявит президенту импичмент, премьер, не дожидаясь окончания конституционной процедуры, возьмет в свои руки рычаги управления, коммунисты, если потребуется, выведут своих сторонников на улицы. Примаков отказался.

Вероятно, Примаков не отказался бы стать президентом, если бы его "соборно попросили на царство".
Но, столкнувшись с противодействием, отошел в сторону без боя, не пожелав участвовать в грязной и жестокой предвыборной кампании и обсуждать с недоброжелательно настроенными людьми состояние своего тазобедренного сустава.

Ушел Евгений Примаков. Выдающийся политик. Он создавал историю России.

Алексей Кудрин, экс-министр финансов России

Очень жалко, что такой человек ушел из жизни. Это был великий гражданин нашей страны. Этот человек все свои знания и весь свой опыт отдавал стране как в доперестроечную эпоху, так и в новое время. Он был в полной мере востребован страной. Это был государственный деятель, который мог принимать в критические минуты правильные решения.

Юрий Лужков, бывший мэр Москвы

С чувством глубокой скорби мы восприняли это печальное известие. Евгений Максимович был настоящим патриотом нашего отечества, сильным государственником, честным, искренним и открытым человеком. Он посвятил жизнь служению российскому народу.

Геннадий Зюганов, лидер КПРФ

Он занял свое место в истории нашей страны в одном ряду с такими великими людьми как Столыпин, Витте, Косыгин. Его память необходимо увековечить: возможно, на Лубянской площади стоит поставить памятник Примакову, а не Дзержинскому.

Николай Левичев, вице-спикер Госдумы

Сегодня я был очень опечален известием об уходе Евгения Максимовича Примакова. Евгений Максимович оставил значительный след. Он без сомнения является одним из величайших государственных деятелей как советской, так и современной российской истории. Я имел честь встречаться с ним лично несколько раз и хочу выразить мои глубочайшие соболезнования его семье, друзьям. Его будет не хватать.

Джон Тэффт, посол США в России



Примаков

Previous post Next post
Up