Моя реакция на этот
http://community.livejournal.com/ne_v_shkole/7129.html пост.
По-моему, сама школьная система, оценивающая учеников, порождает перечисленные Вами типы. Просто в силу личных качеств, развивающихся в разных ключах (в зависимости от влияния ближайшего окружения и других факторов) школьная оценка по-разному влияет на разных детей.
Например, «пионер - всем ребятам пример» - это скорее всего ребенок с заниженной самооценкой, не доверяющий себе и не имеющий собственного мнения. Его опора, фундамент в школе - прописные знания, официально признанная, одобренная и внедренная свыше информация. Раз говорят авторитеты (в его глазах), значит так оно и есть. Плюс конечно всё что написано/напечатано - истинно, над этим мнением никто смеяться не станет, ведь так официально написано... Подтверждение этому ребенок находит в высокой оценке. Ответил по учебнику - признак успешного усвоения школьной программы, ведущий к получению пятерки. А пятерка - символ успеха в школе. Возможно, у такого ребенка иногда проскакивают искорки личного творчества, но скорее всего он направляет их в русло зубрежки и изложения написанного в учебниках.
Тип "творческий разгильдяй" в моей школе назывался "умный дурак". :-) В данном случае я вижу протест против навязывания рамок и ограничений, против приказов и ЦУ (ценных указаний), против ограничивания проявлений личных особенностей и личного, уникального творчества. Пятерка - молодец! Двойка - клеймо неудачника, бездарности, лентяя, изгоя...
Тип "а чё я?" - то же самое, что и «пионер - всем ребятам пример», только со знаком "минус". Та же неуверенность в себе, собственных силах и способностях. Но в силу того, что их ближайшее окружение не обрабатывает их на тему "ты должен и будешь хорошо учиться" (или не делает это достаточно эффективно и с завидной регулярностью, поощряя за проявление БУДЕШЬ ХОРОШО УЧИТЬСЯ и наказывая за отказ исполнять приказ ДОЛЖЕН...), они вместо зубрежки много гуляют с друзьями и т.д. В результате - плохие оценки, еще больше занижающие их самооценку.
"Пирожки ни с чем" - самое страшное преступление школьной системы против ребенка.
На мой взгляд, ЛЮБОЙ из перечисленных типов МОЖЕТ стать "творческим пахарем" :-)), если применять к ребенку индивидуальный подход (в соответствии с ЕГО ЛИЧНЫМИ талантами, темпераментом, желаниями, способом восприятия информации и самовыражением, а также судьбой, ради реализации которой он собственно говоря и родился). Одному лучше выражать себя словесно, другому лучше нарисовать, третьему спеть, четвертый самовыражается и объясняет себя с помощью математических формул, пятый - прирожденный изобретатель, конструктор, техник... Никто не лучше и не хуже остальных. Это просто РАЗНЫЕ формы самовыражения и восприятия мира.
Если Вы требуете от скульптора или ремесленника написать сочинение (вместо того, чтобы вылепить его из пластилина/глины или с помощью лозоплетения например), а от поэта нарисовать на холсте и с помощью красок свои внутренние ощущения, при этом оценивая их в соответствии с ожиданиями данного предмета (понятно, что сочинение уместно оценивать на уроке языка и литературы, а художества на уроках рисования), ничего хорошего из этого не выйдет. В итоге получатся либо "творческие разгильдяи", либо "пирожки ни с чем". Вы не увидите работоспособность ребенка в той сфере и в той форме выражения, которые ЛИЧНО ЕМУ неинтересны и не вызывают ЛИЧНО У НЕГО никакого энтузиазма.
Поверьте, прирожденный садовник или художник не пойдет поступать на математический факультет. :-)))
P.S.
![](http://userpic.livejournal.com/41893559/9518009)
From:
sokol_inka2007-05-02 10:47 pm (UTC)
(
Link)
Я почти во всем с тобой согласна, с единственной оговоркой. По-моему, "пионеры" и "творческие разгильдяи" - действительно и отчасти врожденные типы. Одни изначально больше склонны к послушанию, восприятию внешних правил и упорядоченности, а другие - к импровизации, творчеству... И задача первых - развивать внутреннюю свободу, а вторых - учиться большей упорядоченности, большей внимательности к работе других... Но, безусловно, и роль родителей и учителей тоже огромна. Они либо могут помочь ребенку приблизиться к золотой середине, стать более гармоничным - либо наоборот, превратить задачу в проблему, которую потом будет гораздо труднее решить...