Многие люди боятся исповеди. Точнее даже не самой исповеди, а осуждения со стороны священника: вдруг он меня меня ругать начнет или кости потом перемывать?
И вот парадокс: то, что многие люди боятся/стыдятся сказать священнику - легко могут рассказать друзьям или гадалке. Вы спросите, в чем парадокс? Да хотя бы в том, что священник не имеет права рассказывать тайну исповеди человека.
Даже другому священнику. Даже чтобы спросить совета.
А вот друзья и гадалки не давали никаких клятв о неразглашении...
Эта статья в первую очередь для тех, кто еще малоопытен в Исповеди, желает приступить к этому Таинству и не знает, как это сделать.
Священник на Исповеди:
Священник на исповеди является не судьей, а свидетелем.
После жизни я буду свидетельствовать, что вот этот человек каялся Богу в этом и в этом.
При этом священник имеет власть отпустить грехи. Этой властью наделил священство Сам Господь («Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» Мф 18:18;
«Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Ин 20:23)
Христос дал эту власть апостолам, они (как мы знаем из книги Деяний) возложением рук передали эту власть первым епископам и пресвитерам (т.е. священникам), которых они сами избрали и назначили на постоянное служение в городах, ведь самим апостолам нужно было много путешествовать с проповедью. Позже пожилые епископы стали рукополагать на смену себе молодых священников и епископов. И до сих пор эта апостольская власть прощения грехов передается в нашей Церкви через таинство Рукоположения.
То есть, фактически, любой православный батюшка несет в себе преемство, через 2000 лет принятое по цепочке от одного из 12 апостолов!
К слову: те, кого называют сектантами, могут много говорить в защиту своих организаций, называть Православие ложью, а свою секту истиной, но апостольского наследия там нет.
Почти все популярные ныне секты появились в 19-20 веке. Их основатели - просто харизматичные люди, самовольно толковавшие Библию (как Рассел, Хаббард или Смит). Они собрали вокруг себя людей, недовольных католической Церковью (католической, потому что, как правило, секты появлялись на Западе... Вечно у них там на Западе что-то происходит, не сидится им на месте).
Итак, с этим разобрались.
Поразмыслив, Вы решили, что нужно освободиться от грехов, очиститься. Решили подойти к исповеди. Как это сделать?
Личное отношение:
Прежде всего нужно узнать, когда в Вашем храме проходит исповедь: где-то исповедуют вечером, а где-то утром. В любом случае исповедь проходит либо на службе, когда люди молятся вместе, либо сразу после службы. Чаще всего исповедь проходит утром, во время Литургии.
Увы, многие думают, что можно прийти в любой момент и их обязательно исповедуют. Нередко бывало, что случайный "захожанин" начинает жаловаться и возмущаться, что "как это так поп посмел после службы поехать домой, я же клиент, я всегда прав!"
Или приходят уже под конец службы и возмущаются, что исповедь закончилась; почему это их никто не ждал, а они, между прочим, еще и причаститься желают.
Тут стоит прояснить: Церковь - это не бюро услуг. В Церкви нет клиентов, есть прихожане. Здесь служат Богу, а не "клиентам" и это люди должны подстраиваться под службу, а не наоборот. В наш век потребительства это многим непривычно, но что ж поделать.
Поясню на примере. Вы хотите исповедоваться? Значит - хотите просить прощения у Бога за свои грехи.
Это нужно только Вам, больше никому.
Если, к примеру, Вы провинитесь перед близким человеком... Допустим, мама/возлюбленная/дочка, попалась невовремя, под горячую руку, бывает. Ну а Вы в тот момент были на взводе и в порыве чувств так грубо крикнули, что довели любимого человека до слёз. Конечно же Вы захотите попросить прощения за это, чтобы скорее примириться.
Ну и вряд ли Вы в этом случае будете звонить и по телефону требовать: "Алё, я сейчас у тебя дома, я прощения просить пришел! Ты где? Какая работа? Какие еще дела? Я пришел! Я! Сейчас же все бросай и езжай сюда, прощай меня! Бегом, пока я не ушел, а то я не дождусь и пойду всем рассказывать, какие вы тут все сволочи!"
Нет уж. Чтобы получить от Бога прощение, надо потрудиться для Бога, "сотворить плод, достойный покаяния" (Лк 3:8). Хотя бы прийти на службу вовремя, да постараться добра побольше сделать. Это минимум.
А еще приходят пьяные. И смех, и грех.
Я не знаю, как это работает, но человек, который в трезвом состоянии в храм ни за что бы не зашел, по пьяни набирается смелости и алко-религиозности.
О пьяной религиозности:
В начале своего служения я пытался с ними поговорить. Не исповедовать, конечно, какие священнодействия могут быть над пьяными? Просто беседовал, хотя все "синие захожане" были уверены, что это исповедь.
Ну и все они, как один, либо философствовали о смысле жизни, либо жаловались на всех, кроме себя.
Пару лет назад, я был у себя в храме, делал уборку в алтаре. И тут заходит в храм летящей походкой (ибо ноги уже не держат ровно) девушка, чудодейственное дыхание которой дезинфицировало пространство вокруг.
Еле шевеля языком, она ко мне обратилась: "Башшка, здаасте! Башшка, а вы можжте меня отэтовать?" - и поводила ладонью вокруг своей головы.
Я еле держался, говоря себе: ты священник, ты в храме, ты в облачении. Не вздумай юморить!
Короче говоря, еле сдерживая смех, я выяснил, что она хочет исповедь.
Стал объяснять, что в пьяном виде нельзя, это грех. В ответ тут же получил, что "Бог ее всякую любит и в любом виде должен принять, а я отказал, потому что я продажная церковная рожа, которой только бабло подавай, а выполнять свои обязанности я не хочу".
И подобную мысль, что Бог всякого должен принять в любом виде, я очень часто слышу от пьяных, которым отказываю в священнодействии.
Давайте проясним.
Если такого пьянчугу пригласит на прием мэр города, то (я уверен) он придет трезвый, помытый, побритый, чтобы максимально показать свое уважение к высокому чиновнику.
Если его пригласит президент - он наверняка даже костюм новый купит! Опять же, чтобы выказать уважение.
Теперь логичный вопрос: если ты так уважаешь людей, то почему ты к Богу идешь в таком виде? Бога ты не уважаешь? Пока еще ни один не ответил...
Теперь приступим к самой исповеди.
Есть такая популярная брошюра "В помощь кающимся". Это уже довольно давнее произведение. Там очень хорошо и подробно расписано все о Таинстве и грехах. И там в качестве примера в начале исповеди указаны слова:
Исповедаю аз многогрешный (имя) Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче, вся согрешения моя и вся злая моя дела, яже содеял во все дни жизни моей, яже помыслил даже до сего дня.
Слова-то в целом хорошие, но печально видеть, когда человек, думая, что так обязательно нужно сказать, сбивается и заикается, но аки заклинание пытается на память сказать именно эту фразу. Да даже и если не сбивается и декларирует, словно стишок на утреннике...
Друзья, исповедь должна быть искренней. Не нужно заучивать эту формулу, лучше скажите от чистого сердца: "Помилуй меня, Господи, я согрешил..." ну или другими словами, какими угодно. Главное, чтобы это было не бездушно-заученно, а искренне.
Ну и вообще проблема, когда исповедь не искренняя. Вот несколько моментов из моей практики. Моменты, когда я не стал принимать человека к исповеди и советовал подготовиться.
Собственно, только поэтому я могу Вам все рассказать, ведь это была не исповедь (прими я такое исповедание, то даже о такой ерунде не мог бы поведать).
__________
- Батюшка, во всём грешна!
- Что, даже в убийстве и наркомании?
- Нет, вы что!
- Ну вот, значит, не во всём. Подготовьтесь полноценно и приходите.
__________
- Ну, никого не убил, не ворую... Грехов нет!
- Прям-таки нет? Ну, благослови тогда меня, многогрешного! (потом была разъяснительная беседа)
__________
- Я вообще человек хороший, меня ценят и уважают, есть награды и грамоты... (затем беседуем)
__________
- У меня сосед алкаш! Как же он достал! Он... (начало истории, я прерываю)
- Извините, грехи вашему соседу через вас отпустить не могу, пусть сам приходит. Вы мне про свои грехи расскажите.
О покаянном плаче:
В духовной литературе есть такой момент, что раскаяние в грехах должно быть полноценным. Самая чистая исповедь - та, при которой человек плачет. Тут, конечно, не поспорить... Если это искренние слезы.
Но увы, есть люди, которые навыкли заставлять себя плакать. Не знаю, как они это делают, но слышал, что профессиональные актеры так могут. Вот я видел: стоит человек, улыбается с близкими. Подходит на исповедь - рыдает, всхлипывает, слезы ручьем... Отходит от исповеди - улыбается снова. Как выключателем эмоции перещелкнул!
Всегда хочется спросить: ты кого пытаешься обмануть? Себя, меня или Бога?
В общем, друзья. Не льются слезы - и не надо. Достаточно простого сожаления о содеянных грехах. Ну невозможно каждый раз искренне рыдать на исповеди, невозможно.
А лить слезы, потому что "так положено" - самообман и лицемерие.
Преуменьшение грехов.
Еще одной проблемой является попытка как-то сгладить или преуменьшить свои грехи.
Из страха перед осуждением некоторые люди по многу лет не могут признаться на исповеди в грехах интимных, особенно в рукоблудии.
То пытаются назвать его невоздержанием, то осязанием, то шепчут так, что ничего не слышно.
Тут явно проблема, что человек не понимает сути исповеди: я не смогу быть адвокатом, если не услышу повинной.
Друзья, вы вряд ли удивите священника своими грехами. Они плюс-минус у всех одинаковые. Вот прям у всех. В том числе и это пресловутое рукоблудие. Кто грешит чуть больше, кто чуть меньше, но этот грех есть у всех до старости.
Да, у всех прохожих, у людей в автобусе и у тех серьезных дядек из телевизора, хотя и не все в этом признАются.
Поэтому не надо портить себе исповедь ложным стыдом и замалчивать свои грехи. Но и громко вещать о грехах тоже не стОит: другим людям не надо знать чужую исповедь, тайна есть тайна и подслушивание чужой исповеди - грех.
Подробности и истории.
Везде должна быть золотая середина. И если мы только что говорили о преуменьшении и замалчивании своих грехов, то стоит сказать и об обратном.
На Исповеди нужно назвать сам грех, можно провести короткий самоанализ. Но не стоит говорить слишком подробно.
Например "я осудила соседку, потому что она...." - и история, в которой даже слушающий священник невольно осудит эту соседку.
Даже если соседка действительно неправа, то так Вы введете священника в грех осуждения. И получится, что Вы не только сами не очистились, но и другого человека в этот грех втянули.
Лучше просто сказать: осуждение. Это и есть Ваш грех, а кого, когда и как Вы осуждали - не столь важно.
И похожая тема - это рассказ целых историй для того, чтобы поведать про 1-2 греха. Сейчас сочиню для примера:
"Я в 50-х работала на комбайне в совхозе и там был у нас Сашка тракторист. Веселый такой парень, на баяне играл прекрасно, на все праздники его всегда звали. И мы с ним не встречались, но я точно ему нравилась, а по нему все девки сохли..." и заканчивается эта история тем, что он украл пару бутылок водки, а она у себя их прятала.
Это не исповедь, это уже мемуары. Такое я тоже всегда останавливаю.
Зачем нужна свечка?
Да не особо и нужна. Я про те свечи, которые некоторые люди берут с собой на Исповедь и кладут рядом с Евангелием.
У нее 2 значения.
Во-первых, это жертва. Так идет издревле, что прося что-либо и/или благодаря Бога за исполненное прошение, люди приносили Богу жертву в храм. Чаще всего это свеча, чуть реже бывает вино или ладан, иногда приносят деньги непосредственно священнику с просьбой помолиться.
А однажды, когда я еще служил диаконом в городском соборе, приехали двое братьев-армян и привезли в храм декоративную золотую монету на подставке. Они объяснили, что Бог исполнил их молитву, поэтому они везут такую жертву по 12 храмам.
Отдали эту монету мне, а поскольку я всего лишь диакон, то решил передать ее настоятелю. Она еще долго стояла у него в шкафу в кабинете.
Второе значение свечи - подсчет людей. Если исповедников много, то по количеству свечей можно хотя бы примерно понять, на сколько причастников разделять Святые Дары (поэтому если желаете причаститься частицей побольше и чтобы народа было поменьше - езжайте в маленькие непопулярные храмы).
Но никаких обязательных правил на этот счет нет, поэтому Вашу исповедь примут, независимо от свечи.
А если мне не нравится священник?
Священник - всего лишь человек. Он облечен послушанием от Бога, он имеет власть прощать грехи, но это просто человек.
Как говорится, врачи тоже болеют. У всех есть свои амбиции и страсти, у всех есть свой темперамент и характер.
И хорошо, что все отцы разные. Кому-то нужен батюшка мягкий и милостивый; кому-то нужен строгий и серьезный; кому-то хочется пообщаться с таким, который залезет в душу и обличит совесть.
Храмов много, священников тоже. Попробуйте поисповедоваться у разных и найдете для себя такого, который Вам подходит.
Список грехов для исповеди.
Кто-то приходит и говорит по памяти то, что есть на совести. Но есть и такая практика, что люди, дабы не забыть грехи, выписывают их на листочек. Для этого есть разные брошюры, как упомянутая выше "В помощь кающимся".
Так действительно многим проще и это хорошо.
После исповеди такой листочек нужно сжечь, чтобы никто случайно не согрешил, прочитав Вашу исповедь.
Для удобства выложу такой список грехов сюда: с ним можно пересмотреть свою жизнь и выписать то, что есть на Вашей совести:
https://zen.yandex.ru/media/drplazz/chego-ne-nujno-delat-na-ispovedi--60d15d5e481702636d68c7ceИсповедаюсь Тебе, Господи, раб Твой (имя).
Согрешил: маловерием, неблагодарностью Богу за все Его великие и непрестанные благодеяния, призыванием имени Божия без нужды - всуе.
Неимением ко Господу любви и страха, неисполнением святых заповедей, небрежным изображением на себе крестного знамения, неблагоговейным почитанием св. икон; не носил креста, стыдился креститься при людях..
Прости меня, Господи!.
Согрешил: любви к ближнему не сохранил, не питал голодных, не одевал нагих, не посещал больных и в темницах заключенных; ленился читать духовную литературу.
Согрешил: неисполнением/сокращением утренних и вечерних молитв, хождением в храм Божий без усердия, с ленью и небрежением; во время церковной службы - согрешил празднословием, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, рассеянностью ума, исхождением из храма во время службы и нехождением в храм Божий по лености и нерадению, дерзновением приступать к страшным Тайнам Христовым, пропустив вечернюю службу.
Прости меня, Господи!.
Согрешил: дерзая в нечистоте (в т.ч в пьяном виде) ходить в храм Божий и к святыням прикасаться.
Нарушением св. постов и нехранением постных дней - среды и пятницы; невоздержанием в пище, объедением, пьянством, недовольством тем, что имею.
Самооправданием там, где виноват; недолжным почитанием родителей, невоспитанием детей в православной вере, проклинанием людей.
Прости меня, Господи!.
Согрешил: суевериями, сомнением в вере, отчаянием, унынием, кощунством, ложной клятвой, употреблением табака, дурманов, игрой в карты, гаданием, колдовством, чародейством, сплетнями, намеренно поминал живых за упокой.
Согрешил: гордостью, самомнением, самолюбием, завистью, раздражительностью.
Прости меня, Господи!.
Согрешил: осуждением людей - живых и мертвых, злословием и гневом, злопамятством, ненавистью, мщением, оклеветанием, ленью, обманом, лицемерием, пересудами, спорами, упрямством,
нежеланием уступить и услужить ближнему; согрешил злорадством, оскорблением.
Согрешил: невоздержанием чувств, услаждением и медлением в блудных и нечистых помыслах и мечтаниях, блудным рассматриванием людей; во сне блудным ночным осквернением, невоздержанием в супружеской жизни, нарушением супружеской верности, даже в мыслях.
Согрешил: участием в непристойных беседах, смотрением непристойных изображений и фильмов, бесстыдными телодвижениями, прикосновениями, блудом, прелюбодеянием, растлением, рукоблудием, невенчанными браками, одобрением аборта или участием в нем.
Прости меня, Господи!.
Согрешил: нетерпением болезней и скорбей, непонуждением себя на всякое доброе дело.Невниманием к внушениям совести, сребролюбием, неправедным приобретением, хищением, воровством, скупостью, привязанностью к разного рода вещам и людям;
осуждением начальства и священства. Немилосердием, презрением и осуждением нищих; хождением в храм Божий без страха и благоговения, уклонением в ересь и сектантское учение.
Прости меня, Господи!.
Согрешил: унынием, малодушием, нетерпением, ропотом, отчаянием в спасении, неимением надежды на милосердие Божие, бесчувствием, невежеством, наглостью, бесстыдством. Клеветой, гневом, оскорблением, раздражением и осмеянием, враждой и ненавистью, прекословием, подсматриванием чужих грехов и подслушиванием чужих разговоров.
Прости меня, Господи!.
Согрешил: холодностью и бесчувственностью на исповеди, преуменьшением своих грехов, обвинением ближних, а не себя осуждением.
Согрешил, Господи, делом, словом, помышлением и всеми своими чувствами. Некоторые грехи я помню, но многие по человеческой немощи забыты.
Прости меня, милосердный Господи!
_____________________
Благодарю, что дочитали до конца!