Четвертая причина охлаждения в духовной жизни

Apr 11, 2021 20:55


Иерей Георгий Максимов
Мы уже рассмотрели такие причины как искажение веры, своеволие и потребительское отношение.

Следует указать ещё одну важную тему - это то, что современные христиане все меньше делают добро. И неудивительно, что из-за этого тоже прекращается их духовная жизнь. Святитель Григорий Палама приводил сравнение с лампадой, в которой масло - это добрые дела. И огонь любви Божией горит на фитиле жизни человека до тех пор, пока подпитывается этим маслом.

О том же говорил и преподобный Симеон Новый Богослов: «Кто не творит заповедей Христовых, тот мерою бездействия в отношении к заповедям показывает и меру неверия своего, потому что по мере неверия лишается и благодати, возбуждающей к делам по заповедям и помогающей в них».

У нас, к сожалению, во многом забыто доброделание. Все христиане знают, что грех это - плохо и надо бороться с ним. И в этом направлении какое-то движение бывает. Но этого недостаточно. В Писании дважды говорится: «уклонись от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15, 1 Пет. 3:11). Недостаточно просто уклоняться от совершения зла. Христианин должен творить добро ближнему ради Бога.

Конечно, вы знаете, что и в том, как делать добро, требуется рассуждение, потому что некоторые люди и добрые дела совершают по страстям, а не ради Христа. Например, по тщеславию. Но эти обстоятельства для христианина не могут быть основанием для уклонения от добрых дел.

Отсутствие доброделания приводит к тому, что человек теряет ощущение радости духовной жизни. Я наблюдал это не раз. Люди приходят и жалуются, что у них охладела духовная жизнь. Спрашиваешь у них: а делаете ли какое-либо добро? Целенаправленно и именно ради Христа? Отвечают: нет. И даже удивляются, как будто услышали это впервые в жизни.

Обычно они думают, что надо ждать, когда Господь пошлёт особый случай сделать доброе дело. Но христианин должен сам создавать эти случаи, он должен сам искать, что он может сделать для кого-то ради Господа. И при этом наши дела нужно посвящать Господу, как говорит апостол: «всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа» (Кол. 3:17). На практике достаточно просто сказать мысленно: «ради Тебя, Господи». И при этом благодарности от людей не ждать вовсе.

С таким отношением мы, конечно, не станем делать дела, которые Господу явно неугодны. Дурное дело посвящать Господу мы не можем, только добрые дела или нейтральные можно посвятить Ему.

Многие, кто занят каждодневной работой, например, женщины, следящие за домом и детьми, говорят: как мы можем вести духовную жизнь, когда у нас столько хлопот? Можно начать с того, чтобы делать свои обычные дела на совесть, как для Господа. Допустим, нет ничего духовного в чистке картошки. Но вот если бы Господь Иисус Христос явился бы и сказал: «Ваня, почисти картошку», или: «Маша, почисти картошку» - неужели мы плохо почистили бы эту картошку? Для Господа мы бы самым лучшим образом сделали! То же самое и во всём остальном. Если мы это посвящаем Господу и делаем на совесть, как ради Господа, то даже повседневные наши дела начинают приносить пользу нашей духовной жизни.

Вот, например, не помыли посуду наши домашние. Можно накричать на них. Можно помыть, скрипя зубами и ругаясь, что они такие ленивые. А можно помыть ради Господа. И тогда даже заурядное мытье посуды станет для нас ступенькой в Царство Божие.

Но повседневных дел, конечно, недостаточно. Нужно искать возможность для того, чтобы исполнить ту или иную заповедь, ту или иную добродетель привести в своё сердце. Причем преподобный Макарий Великий говорил, что добродетель, которая совершается искренне, со временем приносит в душу человека и другие добродетели.

Часто духовная жизнь современных христиан становится бесплодной, потому что в принципе они её как как-либо упорядоченно не ведут, просто хаотично плывут по течению. Да, приходят в храм - кто-то чаще, кто-то реже, иногда что-то читают, иногда молятся, но в общем, на этом всё и заканчивается.

Но мы в нашей духовной жизни должны какой-то порядок искать, какую-то последовательность действий предполагать и осуществлять. Определить: в каком состоянии к Богу я сейчас нахожусь? В чём у меня проблема? Что мне не хватает? Какую добродетель я бы хотел приобрести? Какую бы страсть в себе хотел в первую очередь выкорчевать? А это вещи взаимосвязанные, потому что страсть во многом побеждается противоположной ей добродетелью. Определили? Дальше смотрим: чтобы этого достичь, какие мне шаги нужно предпринять? Разумеется, хорошо бы это делать в согласовании с духовником.

У некоторых православных есть такое ощущение, что вот как бы за то, что я хожу в Церковь и регулярно причащаюсь, Господь меня помилует и спасёт. Но святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни знания, ни участие в таинствах, ни священная трапеза, ни вкушение Тела Христова, ни приобщение Крови и ничто другое не может нам принести пользы, если мы не будем иметь жизни правой и честной и чистой от всякого греха».

А обрести жизнь чистую и правую без делания добра не получится. Верующим людям известно, что в большие церковные праздники работать грех. А что же делать в эти дни? Утром на службу, понятное дело, а оставшуюся часть дня? Лежать и бездельничать? Развлекаться? Или, может быть, заниматься повседневной рутиной? Нет, эти праздники вырывают нас из круга рутины как раз для того, чтобы могли сделать что-то для Господа и для ближнего. Это - достойное проведение праздника.

Разумеется, добрые дела должны быть не вместо молитв, поста и участия в таинствах, а вместе с ними. То и другое суть разные проявления нашей любви к Богу. И если мы опускаем что-то, наша духовная жизнь страдает.

Регулярная молитва утром и вечером, регулярные посты, предписанные Церковью, регулярное участие в богослужениях, в таинствах исповеди и причастия - это необходимая основа, поддерживающая духовную жизнь христианина. Некоторым не нравится, когда напоминают об этом: мол, зачем нам говорить такие простые вещи, мы и сами знаем, что надо молиться, поститься и так далее. Скажите нам что-нибудь более духовное!

Все знаем, да не все исполняем, увы. Именно отталкиваясь от описанной выше основы человек может строить что-то большее в своей духовной жизни. Если же даже основу он не держит, то говорить о стяжании добродетелей, победе над страстями, высоких степенях молитвы и духовных прозрениях, просто несерьёзно. Когда приходит человек с разрушенной духовной жизнью, ему нужно начинать с упомянутой основы и простого доброделания.

И в случае духовного охлаждения, кстати говоря, очень важно продолжать держать основу (регулярные молитвы, пост, таинства). А многие забрасывают, к сожалению. Между тем святитель Феофан Затворник говорил, что при «случайных охлаждениях извольте тянуть и тянуть заведенные порядки, в той уверенности, что это сухое исполнение дел скоро возвратит живость и теплоту усердия».

https://zen.yandex.ru/media/id/5f3fffbac8ce966b514f9e15/chetvertaia-prichina-ohlajdeniia-v-duhovnoi-jizni-60643e9e7f1b9b454eee65ff

православие, религия

Previous post Next post
Up