Третья причина охлаждения в духовной жизни

Apr 08, 2021 21:21


Иерей Георгий Максимов
Мы уже говорили об искажении веры и своеволии как о причинах духовного охлаждения. Ещё одна причина, из-за которой оказывается замершей духовная жизнь современных христиан - это потребительское отношение. Многие начинают христианскую жизнь просто ради того, чтобы получать что-то. Например, разрешение своих проблем или возможность самореализации и т.п. Современные люди приходят в Церковь как потребители, приходят получать, а не отдавать.

Как известно, поначалу нередко действует призывающая благодать, когда Господь даёт нам ощутить, почувствовать какие-то благодатные переживания. А потом уже нужно начинать трудиться, чтобы достичь этого.

Путь христианина не похож на легкую приятную прогулку. Господь сказал: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9:23). То есть, наша духовная жизнь предполагает крестоношение - а это преодоление себя, это труд и это отдача себя Богу и ближнему. Жития святых оставляют нам именно такой пример, такой образец.

И в другом месте Христос говорит: «Царствие Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

И речь не о маленьких усилиях. Дословно в Евангелии сказано: "захватывают Царствие Небесное". Как воины, которые штурмом берут город. Невозможно захватить город, пребывая в расслаблении или даже действуя вполсилы. Это предполагает полное напряжение сил и самоотдачу. То же предполагает и жизнь христианина.

Но сейчас все упомянутое совсем непопулярно. Современный человек не любит трудиться, не хочет прилагать усилия и напрягаться. Современный человек хочет все получать без усилий. Мир убеждает: расслабляйся и развлекайся! Неудивительно, что у тех, кто к этому стремится, Церковь непопулярна - ведь она определенно не из тех мест, где расслабляются и развлекаются. Но и мы, пришедшие в храм, нередко строим свою духовную жизнь по принципу "поменьше усилий". Так и превращается наша духовная жизнь в болото, потому что без усилия над собой, понуждения себя, преодоления себя ради Господа правильной духовной жизни быть не может.

О чем писал еще преподобный Анатолий Оптинский: «Практика, т. е. слово Божие, говорит: "дай кровь и прими дух", а наша ученость хитрит: нельзя ли уловить "духа" так, чтобы не пролить крови. И не уловит».

Молиться, держать пост, ходить в храм, читать духовные книги - все это требует усилий. Бороться в себе с грехом, исполнять заповеди - еще больше предполагает усилий. В физическом мире нужны усилия, когда ты что-то делаешь, а в духовной жизни усилия нужны даже для того, чтобы не делать чего-то. Например, чтобы копать нужны усилия, а чтобы не копать никаких усилий не надо. А в духовной жизни наоборот - чтобы роптать усилий не надо, а чтобы не роптать в момент искушения и скорби усилия нужны. Чтобы осуждать не надо особых усилий, а вот чтобы не осуждать нужны порой колоссальные усилия. Покаяние тоже требует усилий.

Даже более того. Мы, спасенные жертвой Христовой, не можем жить угодно Ему, если в нашей жизни нет жертвы - того, чем мы жертвуем ради Бога и ближнего. По словам апостола, христианам надлежит «приносить духовные жертвы, благоприятные Богу» (1Петр. 2:3). И насколько есть это в нашей жизни, настолько горит наше сердце любовью Божией. Ведь именно когда мы преодолеваем себя в чем-то ради Господа, мы тем самым свидетельствуем Богу, что любим Его больше, чем себя. Как говорил святитель Николай Сербский, «Любовь - это радость, а цена любви - жертва».

В прежние века, наверное, людям было проще это понять и принять. Жизнь и в городах, а тем в более в деревне, предполагала постоянный труд, усилия, понуждение и преодоление себя. Это было нормой для подавляющего большинства людей.

Сейчас же все иначе. Подавляющее большинство живет в городах и жизнь во многих отношениях очень лёгкая по сравнению с тем, что было в древности. Нам не нужно наносить дров, чтобы растопить печь, чтобы стало тепло. Мы приходим - у нас в квартире уже тепло. Нам не нужно наносить воды из колодца, чтобы у нас была вода, - открой кран и она польется. Нам не нужно зажигать лучину или масляную лампу, свечи - просто щелкни выключателем. То, на что наши предки еще сто лет назад массу времени и сил, мы сейчас получаем запросто, и у нас высвободилось много времени.

Казалось бы, это время можно было бы использовать для того, чтобы делать богоугодные дела, чтобы больше изучать свою веру, больше молиться, - но даже про воцерковленных христиан зачастую мы не можем сказать, что они именно так распоряжаются свободным временем. Лень, стремление к праздности и поиск развлечений стали приоритетами не только светских людей, увы.

Об этом хорошо писал отец Серафим (Роуз): «Нашу ненормальную жизнь сегодня можно охарактеризовать как испорченную, избалованную… Эта жизнь становится постоянным поиском «развлечений» (fun), это слово, кстати сказать, было совершенно неслыханным в любом другом словаре; в России ХIХ в. или в любой серьезной цивилизации просто не поняли бы, что же означает это слово. Жизнь - это непрестанный поиск «развлечений»… Мы должны осознать, что жизнь вокруг нас является тем местом, где мы начинаем нашу христианскую жизнь. Каким бы подлинно христианским содержанием мы ни наполняли ее, она все же несет на себе какой-то отпечаток Поколения "Мне!"… наиболее распространённый подход - просто идти в ногу со временем: приспосабливаться к современным модам и вкусам и всему ритму нашей жизни. Этот путь - полное несчастье для христианской жизни, это смерть души».

То, что он описывал как реальность Америки пятьдесят лет назад, сегодня стало реальностью и нашего общества. И есть те, кто переносит все это в свою духовную жизнь. И это становится одной из причин охлаждения. Не прикладывая усилий, не жертвуя своим «я хочу» и ничего не давая, такой человек ничего и не получает - ни внутренней радости, ни чувства свободы от греха, ни изменения своей жизни, ни благодати, ни духовных даров, ни возрастании в познании Бога и тайн Его. А когда некоторые замечают это, то думают: «В чем причина? Христианство не работает?» А на самом деле это ты, дорогой, не работаешь.

Источник:
https://zen.yandex.ru/media/id/5f3fffbac8ce966b514f9e15/tretia-prichina-ohlajdeniia-v-duhovnoi-jizni-60643768fa23f523d34759d6

православие, религия, Молитва

Previous post Next post
Up