Иерей Георгий Максимов
Для многих это может быть неочевидно, но когда человек допускает повреждение в вере, искажение или отвержение догматов веры, он лишается той поддержки Божией, которая давала силы его духовной жизни. «Ибо неправые умствования отдаляют от Бога» (1 Прем. 1:3) - говорит Писание.
Что значит «повреждение в вере»?
Вот, например, Господь Иисус Христос говорит о грешниках: «и пойдут сии в муку вечную» (Мф. 25:46). А какой-нибудь человек, называющий себя христианином, при чтении этих слов думает: «Да ладно! Это же не всерьёз! На самом деле, наверное, эти вечные муки не такими уж и вечными будут, Господь ведь добрый, всех любит, значит, всех спасёт»… Находятся лжеучителя, которые прямо говорят: «Как родители грозят детям, что накажут, а потом все-таки не наказывают, так и Бог просто погрозил вечным адом, а на самом деле всех потом спасёт и помилует».
Конечно же, это самообман. Потому что «Бог не человек, чтоб Ему лгать» (Числ. 23:19), «Он ли скажет, и не сделает? Будет говорить, и не исполнит?» (Числ. 29:13).
Первая причина охлаждения в духовной жизни
Нередко христианин, решивший не верить одному изречению Христа, начинает потом не верить и другим, которые противоречат его неправым умствованиям и личным предпочтениям. Но даже если бы дело ограничивалось только одним изречением. Само слово «христианин», как объясняет святитель Филарет Московский, означает «ученик Христа». А ученик, который не верит учителю, может ли действительно называться его учеником?
То, о чем мы говорим, не ограничивается только лишь сферой ума, но влияет и на духовную жизнь христианина. Постепенно его сердце отравляет дух неверия, становится тяжело молиться и все в духовной жизни идет по наклонной. Святой Иоанн Кронштадтский так об этом писал: «при неверии чему-нибудь истинному, святому ум обыкновенно затмевается, а сердце… само умирает».
Святой указывает на то, что неверие повергает человека в дурное, мучительное состояние духа: «при неверии сердце мое стесняется, претерпевает какое-то жжение, томится, мучится, ум помрачается, я нахожусь весь в безотрадном положении… Неверие потому и мучит меня, что оно есть клевета сердца моего или злого духа на Бога».
Первая причина охлаждения в духовной жизни
Как же избавиться от этого соблазна? Разумеется, изгоняя неверие верою. Понуждая себя смирять ум перед истиной Откровения Божия, и отбрасывая все собственные умствования, которые противоречат ему. Напоминать себе: «если Господь так сказал, значит, так и есть. Если я и не понимаю сейчас чего-либо, то все равно верю Господу больше, чем себе».
А если человек верит только в то из Откровения, что понимает и с чем согласен, то он не Богу, а себе верит. Вера во многом это вопрос воли.
Есть об этом важный отрывок в Евангелии. Когда Христос, проповедуя в Капернауме, сказал: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6:56), эти слова соблазнили многих из Его учеников. Сейчас мы понимаем, что Спаситель говорил о таинстве Евхаристии, но те, кто слушал Его тогда, не знали этого. Как известно из Писания, у Христа были ученики и помимо двенадцати апостолов, и вот как раз из них многие соблазнились и начали роптать, говоря: "какие странные слова! кто может это слушать?" (Ин. 6:60). "С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним" (Ин. 6:66).
Почему они ушли? Потому что больше доверяли своему мнению, которое было для них самым главным авторитетом. Это доверие своему мнению не дало им спросить Христа, что значат Его слова, не дало им подумать: "А может быть, я чего-то не понимаю? Пусть эти слова звучат странно, но я доверюсь Учителю, что Он лучше меня знает". Разумеется, люди не обязаны во всем верить первому встречному, но Христос для этих отошедших не был незнакомцем. Они оставили свою прежнюю жизнь, чтобы следовать за Ним, они терпели то же, что и двенадцать, они видели чудеса, которые Он творил, слушали Его проповеди, называли «Учителем». Следуя за Христом они прошли немалый путь, пока не споткнулись о свое мнение.
И Господь называет их неверующими. Они не верили Ему больше, чем себе, а значит, вообще не верили. Где вера своему мнению, там нет веры Христу. А в итоге - отход от Христа и осуждение Христа как Того, кто говорит "странные вещи, которые невозможно слушать".
Но ведь двенадцать апостолов точно так же не понимали тогда этих слов Христа про плоть и кровь, однако, когда Он спросил: "не хотите ли и вы отойти?", апостол Петр от лица всех ответил: "Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго" (Ин. 6:69-70).
Он не сказал: "мы не хотим отойти, потому что поняли значение Твоих слов и не соблазняемся". Не сказал: "Объясни нам, так, чтобы мы поняли, и тогда мы не уйдем". То, что не давало им даже помыслить о том, чтобы уйти - это "мы уверовали".
Нам стоит подражать этой апостольской вере, - не только когда это легко и нам все понятно, но и тогда, когда нелегко, и когда доверие Христу вступает в конфликт с тем, что говорит нам наше мнение. В этот момент мы проходим ту самую точку, о которой говорит евангельский отрывок: - точку, после которой одни отходят от Христа и перестают быть Его учениками, а другие продолжают следовать за Ним в Его святое Царство.
Так что надо работать над собой, чтобы приучать себя к простому детскому доверию тому, что говорит Господь в Своём слове, что Он говорил через Соборы, через Своих святых. Это, одна из тех вещей, которые необходимы для того, чтобы человек оживил свою духовную жизнь.
Источник:
https://zen.yandex.ru/media/id/5f3fffbac8ce966b514f9e15/pervaia-prichina-ohlajdeniia-v-duhovnoi-jizni-6064209cfa23f523d3320e06