Когда в школах начинает вводиться уроки государственного патриотизма, это означает, что в государстве что-то идёт не так. Если детей надо учить любить родину, это значит, что родина не любит своих детей. Патриотизм - это любовь к родине, это личные чувства, личные переживания человека. Родина - это не государство и не власть. Родина, тот уголок земли, с которым человек связывают свои истоки жизни.
А если людей начинают с детства учить любви к государству, любви к власти. Это не патриотизм, это воспитание животной лояльности и покорности. И в те решающие моменты жизни, когда решаются судьбы отечества, таким образом, воспитанный человек выбирает между любовью к родине и любовью государству. Может изменить родине. Потому что любовь к родине иногда требует идти против государства против власти.
Патриотизм часто перемешивают с военной историей история и крови и жертв. Живые властители прикрываются павшими, которые ничего не могут сказать. Когда детям рассказывают о гражданской войне, им скажут о том, что это не победа красных над белыми и зелеными? А общенациональные трагедия.
Когда детям будут рассказывать о патриотизме на примере Великой Отечественной Войны, им скажут о цене победы? Об уничтоженных еще до начала войны командирах и военных специалистах? О пакте «Молотова Риббентропа»? О смертельных ошибках Сталина? О миллионах, не найденных и до сих пор, не погребённых солдат, гражданских и убитых руками своих же? О победителях сосланных после победы в лагеря? Об инвалидах спрятаны в глуши? О детях войны? О многоэтажных домах на могильных рвах концлагерей? Им расскажут о миллионах доносов, о чёрных воронках, о Тройке, о Гулаге? О законе «Трех колосков»? О смертельной казни для детей, с 12 лет? Об изнасилованных женщинах в Польше, странах Балтики и Германии красной армией? Это будет частью патриотизма? Этим тоже нужно будет гордиться? Или просто помнить, чтобы никогда больше? «Может повторим» - это патриотизм?
©Лев Шлосберг