РОЖДЕСТВО, Пасха, дни Памяти святых... Не перечесть всех праздников и святых недель, отмечаемых церквами христианского мира. А сколько праздников повелел проводить Иисус Христос? Только один. Больше праздников Основоположник христианства не учреждал.
Если Иисус ввел один-единственный праздник, значит он очень важен. И христианам следует проводить его точно по указаниям Иисуса. Как же отмечался этот уникальный праздник?
Только один раз
Иисус ввел праздник в день своей смерти. Вначале он отметил с апостолами еврейскую Пасху. Потом передал пресного пасхального хлеба и сказал: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается». Затем протянул им чашу вина и объяснил: «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается». Он также просил: «Сие творите в Мое воспоминание» (Луки 22:19, 20; 1 Коринфянам 11:24-26). Этот праздник называется Вечерей Господней или Вечерей воспоминания. Это и есть тот единственный праздник, который заповедовал отмечать Иисус.
Приверженцы многих церквей утверждают, что отмечают его наряду со всеми остальными праздниками, однако большинство проводит его не так, как повелел Иисус. Самым явным отличием, пожалуй, является то, как часто его проводят. В некоторых церквах праздник справляется каждый месяц, в других - каждую неделю, а кое-где и каждый день. Это ли имел в виду Иисус, когда просил: «Сие творите в Мое воспоминание»? В переводе «Благая Весть» сказано: «Делайте так в память обо Мне» (1 Коринфянам 11:24, 25). А как часто отмечается день памяти или годовщина? Обычно - только раз в году.
Кроме того, вспомним, что днем смерти Иисуса и введения праздника стало 14 нисана еврейского календаря*. В тот день отмечалась Пасха, напоминавшая евреям об их освобождении из Египта в XVI веке до нашей эры. Первородные сыновья евреев спаслись благодаря принесению в жертву ягнят, тогда как всех первенцев египтян умертвил ангел Иеговы (Исход 12:21, 24-27).
Какое же отношение это имеет к нашему вопросу? А вот какое: апостол Павел, последователь Христа, писал: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Коринфянам 5:7). Наибольшей пасхальной жертвой стал Иисус, благодаря которому перед человечеством открылся путь к самому великому избавлению. Следовательно, для христиан Вечеря воспоминания смерти Христа заменила еврейскую Пасху (Иоанна 3:16).
Пасха справлялась только раз в году. Логично, что Вечеря тоже. Пасха, а также день смерти Иисуса, всегда выпадает на 14-е число еврейского месяца нисана. Отсюда следует, что смерть Христа нужно отмечать только раз в году, в календарный день, соответствующий 14 нисана. В текущем 1994 году этот день выпадает на 26 марта, субботу, после захода солнца. Отчего же церкви христианского мира не отмечают праздник в этот день? Краткий экскурс в историю поможет нам ответить на этот вопрос.
Апостольское предание - под угрозой
Разумеется, что в первом столетии люди, находящиеся под руководством апостолов Иисуса, проводили Вечерю Господню точно по его указаниям. Однако во втором столетии некоторые стали изменять время проведения праздника. Они отмечали Вечерю не в день, соответствующий 14 нисана, а в первый день недели (по новому календарю - в воскресенье). Как же это вышло?
У евреев день начинался около шести часов вечера и кончался в это же время на следующий день. День смерти Иисуса - 14 нисана 33 года нашей эры - выпал с четверга на пятницу. Иисус воскрес на третий день, рано утром в воскресенье. Некоторые настаивали на праздновании смерти Иисуса не в день, который соответствовал 14 нисана, а в определенный день недели. Кроме того, они придавали больше значения дню воскресения Иисуса, чем дню его смерти. Итак, их выбор пал на воскресенье.
Иисус велел вспоминать не день его воскресения, а день его смерти. И поскольку, в соответствии с современным григорианским календарем, еврейская Пасха каждый год выпадает на разные числа, естественно, что Вечеря тоже. Многие поэтому придерживались
первоначального правила и каждый год проводили Вечерю Господню 14 нисана. Со временем их стали называть квартодецимиане («четырнадцатники»).
Некоторые исследователи признавали, что «четырнадцатники» придерживались первоначального, апостольского предания. Один историк сказал: «Что касается времени празднования Пасхи [Вечери Господней], квартодецимианские церкви в Малой Азии следовали обычаю иерусалимской церкви. Во втором столетии, 14 нисана во время проведения Пасхи, в этих церквах вспоминали об искуплении, которое принесла смерть Христа» («Студия Патристика» [нем.]).
Спор разгорается
В то время как в Малой Азии многие придерживались апостольского предания, в Риме выбор пал на воскресенье. Для обсуждения этой и других проблем около 155 года нашей эры в Рим приехал представитель малоазийских собраний Поликарп Смирнский. К сожалению, соглашения по данному вопросу не достигли.
В своем письме Ириней Лионский сообщает: «Как Аникету [Римскому] не удалось убедить Поликарпа не проводить то, что он всегда проводил с Иоанном, учеником нашего Господа, и другими апостолами, с которыми он общался, так и Поликарпу не удалось убедить Аникета это проводить, так как Аникет заявил, что он обязан придерживаться обычая старейшин, которые были до него» (Евсевий, «Церковная история», 5, 24). Интересно, что Поликарп, согласно сообщению, ссылался на авторитет апостолов, тогда как Аникет -на обычай римских старейшин, которые были до него.
К концу второго столетия спор разгорелся не на шутку. Около 190 года нашей эры римским епископом стал некий Виктор. По его мнению, Вечерю Господню следовало проводить в воскресенье, и он хотел, чтобы эту идею поддержало как можно больше вождей. Виктор настаивал, чтобы малоазийские собрания изменили день празднования на воскресенье.
От имени малоазийских собраний Поликрат Ефесский отказался подчиниться. Он заявил: «Мы придерживаемся этого дня беспрекословно: ничего не прибавляем и не убавляем». Затем он сослался на многих авторитетных лиц, включая апостола Иоанна. «Все они,- продолжал Поликрат,- согласно Евангелию, отмечали Пасху на четырнадцатый день, ни на йоту не уклоняясь от этого правила». Поликрат добавил: «Я же, собратья... не боюсь угроз. Так как превосходящие меня уже сказали: „Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам“ (Евсевий, 5, 24).
Такой ответ пришелся не по душе Виктору. В одном историческом труде говорится, что он «отлучил все малоазийские церкви, а во все церкви, которые были согласны с его мнением, послал письма с требованием не иметь ничего общего с ними». Однако «такие грубые и резкие действия вызвали там недовольство у всех мыслящих и искренних людей его же партии, и некоторые тут же послали к нему письма с советом... сохранять любовь, единство и мир» (Бингам, «История христианской церкви», 20, 5 [англ.]).
Отступничество укореняется
Несмотря на эти протесты, малоазийские христиане в вопросе, когда праздновать Вечерю Господню, оказались в усугубляющемся одиночестве. В других местах вводились различные отклонения. Некоторые отмечали все дни, начиная со дня, на который выпадало 14 нисана, до воскресенья. Другие справляли праздник намного чаще - каждое воскресенье.
Синод в Арле (Франция), созванный в 314 году нашей эры, попытался заставить всех придерживаться принятого в Риме календаря и исключить любые другие возможности. Квартодецимиане, жившие в то время, отказались подчиниться. Чтобы положить конец разногласиям среди так называемых христиан своей империи в этих и других вопросах, языческий император Константин созвал в 325 году нашей эры вселенский Никейский собор. На нем был принят указ, повелевавший всем в Малой Азии подчиниться римскому обычаю.
Примечателен один из главных аргументов, выдвинутых против проведения Вечери воспоминания смерти Христа в соответствии с еврейским календарем. В своей книге «История христианских соборов» (англ.) К. Д. Хэйфэлэ сообщает: «Было объявлено, что особенно недостойно для наисвятейшего из всех праздников следовать обычаю
(исчислению) евреев, повинных в самых ужасных преступлениях и чьи умы ослеплены» (том 1, страница 322). Такое «следование», по словам Д. Джэстэра, рассматривалось как «„унизительное подчинение“ Синагоге, которая ужасно надоела Церкви» (цитата из «Студия Патристика» [англ.], IV, 1961, страница 412).
Чистый антисемитизм! Тех, кто справлял Вечерю воспоминания смерти Иисуса точно в день его смерти, рассматривали как «жидовствующих». Было упущено из виду, что сам Иисус был евреем и что он придал важность этому дню, отдав свою жизнь за весь человеческий род. С того времени квартодецимиане были объявлены еретиками и раскольниками, их стали преследовать. На Антиохийском соборе, созванном в 341 году нашей эры, был издан указ об отлучении их от церкви. Несмотря на это, их по-прежнему было довольно много в 400 году нашей эры, и небольшие группы продолжали существовать еще многие годы спустя.
С того времени христианский мир так и не вернулся к правилу, введенному Иисусом. Профессор Уильям Брайт признает: «Когда для воспоминания Страстей, как таковых, был посвящен особый день, Великая Пятница, было уже слишком поздно присоединять к ней ‘пасхальные’ ассоциации, которые Св. Павел связывал с жертвенной смертью: они уже давно свободно применялись к самому празднику Воскресения; и в ритуальном языке греко-латинского христианского мира наступила самая настоящая неразбериха идей» («Эпоха отцов» [англ.], 1, 102).
А как же сегодня?
«Прошло уже столько лет,- возразишь ты возможно,- так ли уж важно, когда справлять Вечерю?» Да, это имеет большое значение. Изменения были сделаны непримиримыми людьми, которые боролись за власть. Вместо того чтобы повиноваться Иисусу Христу, люди вынашивали свои собственные идеи. Точно исполнилось то, о чем предупреждал апостол Павел: «Я знаю, что по отшествии моем войдут к вам [христианам] лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деяния 20:29, 30).
Все дело в послушании. Иисус учредил для христиан всего один праздник. Библия разъясняет, когда и как он должен отмечаться. Кто же имеет право это изменять? Первые квартодецимиане предпочли скорее переносить преследования и отлучение от церкви, чем идти на компромисс.
Интересно, что сейчас на земле по-прежнему живут христиане, которые считаются с желаниями Иисуса и справляют Вечерю воспоминания его смерти в день, который он сам назначил. В этом году во всем мире Свидетели Иеговы соберутся в Залах Царства после 6 часов вечера в субботу 26 марта - тогда наступит 14 нисана. В это самое важное время они будут делать точно то, что повелел Иисус. Не хотел бы и ты присоединиться к ним в праздновании Вечери Господней? Присутствуя на празднике, ты также покажешь, что считаешься с желаниями Иисуса Христа.
[Сноска]
*-По еврейскому календарю первым месяцем года был нисан, который начинался с первым появлением новой луны. Четырнадцатого нисана всегда было полнолуние.
w1994/ 15 /03
Click to view