Для эмигрирующих в Чехию...

Jul 23, 2007 08:28

.
Чем отличаются эмигранты от коренных жителей? Вопрос банальный и, на первый взгляд, 
обладающий очевидным ответом. Однако в этом ответе кроется суть нашей темы, поэтому давайте 
всё же рассмотрим его поподробнее.

Итак, эмигрант. Различные словари толкуют это слово по-разному. Брокгауз и Ефрон, скажем, описывали эмигранта как «лицо, выселяющееся из своей родины, в особенности под влиянием политич. и религиозн. преследований». Даль сообщил, что это «выходец на чужбину, бол. по политическим причинам». А Ушаков смело и оригинально заявлял: «эмигрант - человек, находящийся в эмиграции». Современные эмигранты, говорящие по-русски (а нас, по очевидным причинам, интересуют именно эти представители эмиграции), чаще подвигнуты на «выселение из своей родины» более экономическими мотивами, нежели религиозными и политическими. Однако суть дела от этого не меняется - живут эмигранты на чужбине по своей собственной воле, сделав этот выбор в твёрдой памяти и, как правило, в более-менее трезвом уме.
   Нашего местного эмигранта чешского разлива можно условно разделить на два вида. Представители первого вида - это люди со стажем пития пива и поедания кнедликов в пять-шесть лет и более. Про них особенно сказать нечего, поскольку эти граждане уже всё в нашей местной жизни поняли и разглядели, и эта статья по большей части явится для них прописной очевидной истиной. А вот второй вид - свежеприехавшие - как раз и представляет для нас интерес, включая в себя следующих представителей:
1. Эмигрант привилегированный отборный.
Такой эмигрант перед исходом на чужбину обязательно что-нибудь отбирает там, откуда уезжает, и потом тратит отобранное на привилегии в Чешской республике. Характерен с одной стороны умом и сообразительностью, а с другой - хитростью и наглостью, причем эти понятия в какой-то степени взаимозаменяемы.
2. Эмигрант вульгарный обыкновенный*.
Обычный выходец из родины, старающийся свести концы с концами и не отдать их при этом. Имеет вульгарное образование, вульгарный характер и вульгарные средства к существованию.
3.  Эмигрант одноклеточный масонский.
Априори счастливый эмигрант. Живет в составе группы себе подобных вчетвером в комнате. Масонствует за почасовую оплату. Так сказать, укоров совести не знает, призраков и прочей нежити не страшится, боязнью грядущих бедствий не терзается, надеждой будущих благ не обольщается.

Еще до того, как эмигрант попадёт на где-то в чём-то обетованный чешский грунт, ему уже предлагают что-то купить. Отборному эмигранту предлагают купить фирму и квартиру, потому что без последней ему, дескать, не выдадут лицензию на эмигрантство, и вообще в Чехию пускают только тех, кто купил недвижимость. Вульгарному предлагают купить фирму, потому что без неё ему удачи не видать. А масонскому эмигранту предлагают купить рабочую визу, потому что иначе он рискует оказаться дома раньше желаемого срока - раз, и все равно больше взять с него нечего - два.

Как только эмигрант оказывается на Вацлавской площади, удовлетворённо отдувается, утирает со лба пот и довольным голосом говорит сам себе: «Ну вот я и тут», к нему подходят вкрадчивые люди и на родном языке без малейшего чешского акцента вновь предлагают что-то купить.

Привилегированному предлагают купить нечто куртуазное, эксклюзивное и достойное только его одного. Отель Hilton, скажем. Что вы говорите? Неважно расположен? Ну что ж, тогда купите Национальный театр. Со скидкой. Здание старовато? В таком случае есть на продажу пивная «У проектируемой конечной трамвайной остановки». Вот бизнес-проект её развития на ближайшие десять лет. Но отборный эмигрант шит обычно не лыком, а более прочными материалами. Поэтому чаще всего он покупает именно то, что на самом деле имеет смысл купить, пусть даже для этого ему придется подождать пару-тройку годков - он может себе это позволить. Однако и среди этой публики, знающей расположение собачьих захоронений, частенько попадаются экземпляры удивительно недальновидные, падкие на лесть и уловки пройдох.

Обыкновенному эмигранту предлагают купить «вечёрку», т.е. маленькую универсальную лавочку, представляющую собой, как правило, помещение о пятидесяти квадратных метрах с полками, заставленными всем на свете от сдобных булочек до стирального порошка. Это просто притча во языцех - все обладатели «вечёрок», по словам продавца, в самое кратчайшее время невыносимо богатели, терялись под напором денежной массы, хирели от страшных передозировок Courvoisier и омаров, и только боязнь его (продавца) окончить свои дни раньше времени из-за угрозы со стороны «Трёх Б» заставляет его (продавца) продать свою «вечёрку». Но даже и это не главное - никогда в жизни он (продавец) не отдал бы детище рук своих кому бы-то ни было, кроме ультрадостойного и архипорядочного человека, коим является покупатель-эмигрант. Это видно по его (эмигранта) глазам с первого взгляда.
   Если несчастный эмигрант верит всему этому и покупает «вечерку», то после этого у него в жизни остается только одна проблема - как бы её продать кому-нибудь с наименьшим возможным убытком. Увы, но часто новой жертвой становится такой же брат-эмигрант более позднего урожая, еще не способный разобраться в ситуации.

И только счастливому эмигранту-каменщику никто ничего не предлагает купить. Жизнь его поэтому исполнена спокойствия и умиротворённости.

Коренному населению нет необходимости стремиться в «Трём Б» в той степени, в какой это вынуждены делать эмигранты. Дома помогают как стены, так и родственники, знакомства, знание местных реалий с младых ногтей, нацпринадлежность, владение языком и так далее. Эмигрант же поставлен в изначально неравное положение по сравнению с местным жителем, а потому вынужден бороться за существование с большей энергией и большими затратами. Так что и зарабатывать он должен тоже больше. В особенности это касается эмигранта обыкновенного, потому что если масонский эмигрант переходит словацкую границу через Карпаты, и в худшем случае его просто могут силой перейти обратно, то обыкновенный эмигрант переходит Рубикон и часто сжигает за собой мосты. А ничто так не подгоняет вперед, как горящий за тобой мост, наглядно демонстрирующий невозможность поворота вспять.
   Но! Всё, что ни делается - к лучшему. В результате мы видим, с одной стороны, незакалённых и разнеженных от легкой жизни коренных жителей, а с другой - эмигрантов. Мускулистых, роющих землю, целеустремлённых, прошедших как неестественный (с помощью миграционных властей), так и естественный (в кругу злейших друзей-соотечественников) отбор. Стоит ли потом удивляться, что уровень успеха у эмигрантов выше?

С годами возможно развитие событий по трём направлениям. Во-первых, эмигранта может постичь «Три Б», и он либо будет счастлив, либо нет - смотря по его отношению к данной проблематике. Во-вторых, человек может всё растерять, одержать фиаско по всем направлениям, разочароваться в погоне за мифическими буквами, добавить к «Трём Б» четвертую, нецензурную, после чего плюнуть на всё слюной и вернуться на родину - в привычную среду обитания, где он сможет рассказывать всем желающим (и не желающим тоже) про ужасы эмиграции, от которых ему удалось спастись исключительно благодаря врождённому умищу и еще более врождённой сообразительности. И в-третьих, человек может постичь, на мой взгляд, главную соль чешско-эмигрантского существования - не в «Трёх Б» смысл жизни! Не для этого Чехия предназначена. Не надо пытаться тут Зарабатывать Деньги, поставив это во главу угла. Конечно, без денег не обойдёшься даже в Чехии (хотя это тема отдельного разговора). Их всё-таки приходится иметь, но надо зарабатывать попутно, в фоновом режиме, без надрыва селезёнки и прочих полезных в жизни органов. Чехия намного больше предназначена для необременительного, недорогого и комфортного проведения времени в своё удовольствие, нежели для срубания «капусты» в промышленных масштабах. И понимание этого факта должно быть определяющим при выборе Чехии в качестве цели «выходца на чужбину, выселяющегося из своей родины».
____________
* - vulgaris по-латыни как раз и означает «обыкновенный». В слово «вульгарный» автор не вкладывает ни малейшего негативного смысла, ибо и сам в своё время являлся типичным представителем этой группы эмигрантов.

Теперь пришло время пояснить, что же такое «Три Б» - это Бремя Безудержного Богатства. Лейтмотивом первых лет пребывания большинства русскоговорящих эмигрантов являются именно эти три буквы, и тому есть глубокое внутреннее обоснование. Как я уже сказал выше, основной причиной смены места постоянного жительства является неудовлетворённость материальная. Обращаюсь к тем читателям, которые в этот момент воскликнут: «Ничего подобного! Я вот, например, в России больше бы заработал! А всё равно уехал!» - ошибаетесь, уважаемые, если считаете, что уехали исключительно из-за невозможности жить в том обществе, при той власти и прочих высоких моральных причин. На самом деле реальность заключается в том, что там вы были не в состоянии получать достаточное количество дензнаков для обеспечения себе комфортного (не в смысле мягкости сидения, а в смысле полной душевной удовлетворённости от бытия) существования, а здесь это возможно.

отсюда - http://www.gid.cz/ezheczechia/zapiski/3195/
http://www.gid.cz/

Эмиграция

Previous post Next post
Up