Князь Николай Давидович Жевахов (1874-1945).
«…Приведу еще несколько выдержек из писем моего ученого друга …»
«Составитель “Протоколов” Ульшер Гинзберг был насквозь проникнут древнейшими мечтами иудеев о порабощении народов, выраженными в библейских книгах. Как особенно яркий пример такой мечты можно привести стихотворение Второисаии (546-538 до P.X.), которое немецкий теолог Макс Халлер предложил озаглавить “К услугам Сиона”. Вот оно:
“Так говорит Яхве, господин: вот, я подниму руку мою к народам и выставлю знамя мое пред племенами, чтобы они принесли сыновей твоих в пазухах и доставили дочерей твоих на плечах; цари их будут тебя нянчить, а их супруги, царицы, будут твоими кормилицами; лицом до земли будут они кланяться тебе и лизать прах ног твоих; тогда ты узнаешь, что я - Яхве, у которого не бывают обмануты уповающие на него.
Может ли быть отнята добыча у витязя? Может ли быть вырван у сильного улов его? Напротив того, - так говорит Яхве, - если бы кто отнимал улов от витязя, если бы кто вырывал добычу у сильного, то ведь я буду вести за тебя состязание, я буду помогать твоим сынам; твои притеснители в междоусобии отдадут на съедение свое собственное тело, так что они будут опьянены своей кровью, как молодым вином [1]. И всякая плоть будет знать, что я - Яхве, твой спаситель и твой избавитель, бык Иакова” (Ис. 49, 22-26).
Вот какое порабощение народов и их царей обещает Второисаия иудеям от имени Яхве!
[1] В русском переводе жгучий пафос стихотворения Второисаии значительно ослаблен под влиянием греческого перевода 70 толковников. В наше время иудеи считали нас, русских, своими притеснителями. И посмотрите: когда с 1917 г. до 1920 г. главным образом по подстрекательству иудеев русские красные и русские белые взаимно истребляли друг друга и пьянели от пролитой крови, буквально исполнялась древняя мысль Второисаии. Совершенно естественно, что Ульшер Гинзберг, горячий иудейский националист и вместе с тем первоклассный знаток ветхозаветных и талмудических книг, вдохновленный мечтами древних поэтов своего народа о мiровом его господстве, составил такую политическую программу для иудейских деятелей, которая могла бы привести к осуществлению древнего идеала в условиях нашего времени.
Здесь нужно пояснить смысл обращения Яхве на “ты” к Сиону. Сион - собственно, священная гора в Иерусалиме, на которой расположены были храм и царские палаты до разрушения города вавилонянами, - то, что по-русски называется Кремлем. В стихотворении Второисаии Сион представляется живым лицом, олицетворяет собою весь иудейский народ, к которому Яхве и обращается со своими словами. Так как в еврейском языке название Сион - женского рода, то и образ у Второисаии женский. Это - мать, олицетворяющая всю свою семью, то есть весь свой народ, всего “Израиля”.
К “Израилю” и обращены мечты Второисаии, пребывавшего в Вавилонии перед завоеванием ее Киром Персидским в 538 году до P.X. Подобные мечтания разбросаны по всем книгам Ветхого Завета и составляют неотъемлемую принадлежность еврейского мышления. В основе их лежат до сумасбродства доведенное национальное самомнение и непреодолимая ненависть ко всем иноплеменникам…
…Такие же обещания от имени Яхве находим и у Третьеисаии (475-450 до P.X.): “Чужестранцы будут пасти ваш скот, иноплеменники будут у вас земледельцами и виноградарями, а вы будете называться священниками Яхве, служителями бога нашего будут именовать вас; вы будете поедать достояние языческих народов, украшаться их драгоценностями…” (Ис. 61, 5-6).
Ничего нет ни неестественного, ни удивительного в том, что насыщенный подобными мыслями Ульшер Гинзберг, начетчик в Ветхом Завете и Талмуде, изыскивал современные пути и способы к осуществлению древних пророческих обетований. На Базельском конгрессе программа Ульшера Гинзберга, по моему мнению, вовсе не докладывалась, так как вожаки конгресса Теодор Герцль и Макс Нордау ей не сочувствовали: они слишком объевропеились и отошли от исконных иудейских идеалов.
Свидетель Эренпрейс на Бернском судоразбирательстве сделал любопытные сообщения: “Ульшер Гинзберг был противником Герцля. Он не хотел даже явиться на конгресс. Он прибыл туда как гость и сидел вверху на галерее, слушая прения, как наблюдатель. Он считал, что возрождение Израиля будет делом пророков, а не дипломатов. С конгрессом у Гинзберга не было ничего общего” (стр. 34 суд. прот.)
Так оно и было на самом деле.
Гинзберг стоял на точке зрения Второисаии и Третьеисаии и не разделял мнений вылощенных европейцев Теодора Герцля и Макса Нордау. “Ментальность”, как теперь говорят, Ахад-хаама была вполне ветхозаветная, и только он и мог составить такой документ, как “Протоколы”…»
Князь Н.Д. Жевахов «Сергей Александрович Нилус. Краткий очерк жизни и деятельности». Новый Сад. 1936. С. 58-60.
В продолжение и развитие темы:
https://grafoman62.livejournal.com/94692.htmlИсточник публикации:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/735283.html