Елена Деменкова,
Георгий Петров,
Русская народная линия Ювенальная юстиция / 03.03.2011
Форсайт-проект «Детство-2030» в зеркале трансгуманизма. Часть 5 …
1 часть 2 часть 3 часть 4 часть 5 часть:
Я б в родители пошел, пусть меня научат...
Итак, главным препятствием на пути взращивания нового, «инновационного», поколения являются взрослые - учителя и родители. Особенно родители...
Здесь мы подходим к самой болезненной теме форсайт-проекта «Детство-2030», и, хотя и самой широко обсуждаемой, но, тем не менее, до конца не понятой.
Термин «компетентное родительство», широко употребляемый авторами Программы «Детство», можно понимать двояко: или как родительский ликбез по особенностям психологического общения со своими детьми в эпоху стремительного развития инновационных технологий - либо как эвфемизм, обозначающий обучение родителей планированию рождения ребенка (вспомним высказывание Валерии Прайд - одного из основателей РТД, о целях работы центров планирования семьи).
На сайте
http://shkola-audita.ru/ еще полтора года назад была размещена информация такого содержания:
«Обсуждение темы готовности родителей к взаимодействию с современной молодежью проведено в Новосибирской областной библиотеке 12 августа 2009 в рамках проекта «Компетентное родительство».
Руководитель проекта и ведущая - Толмачева Людмила Павловна, Заслуженный работник культуры РФ.
С участием: МОО «Клуб директоров юношеских библиотек Сибири»; ГОО «Центр экологического воспитания молодежи», НП «Школа аудита» при поддержке «Новосибирского государственного университета экономики и управления-НИНХ».
Цели и задачи дискуссионной площадки: Встречи по формированию нового взгляда на родительство, от утверждения «воспитывать детей могут все», к новациям в сфере компетентного родительства.
На дискуссии рассмотрены вопросы: «Будущее нельзя спрогнозировать и предсказать, но можно быть к нему готовым»; «Стереотипы российского взгляда на детство»; «Родительство может и должно быть радостным, оптимистичным и компетентным»; «Человеческий капитал в современном мире определяет конкурентоспособность»; «Толерантность к новым технологиям воспитания детей»; «Наши дети - наша старость» (А. Макаренко); «Сотрудничество между поколениями».
В свою очередь, на сайте
mamproject@yandex.ru Центра перинатальной психологии факультета «Психология образования» Московского городского психолого-педагогического университета размещены достаточно информативные слайды к докладу «Система формирования родительских компетенций в учреждениях образования» кандидата биологических наук, доцента кафедры возрастной психологии, руководителя Центра перинатальной психологии, руководителя программы профпереподготовки «Психологическая подготовка будущих родителей к воспитанию ребенка» факультета «Психология образования» МГППУ Марины Евгеньевны Ланцбург.
«Родительская деятельность имеет важнейшее социальное значение и играет существенную роль в жизни личности. Однако у человека, в отличие от животных, она не включается автоматически вслед за реализацией репродуктивного поведения. Родительская сфера личности, ответственная за реализацию родительского поведения, проходит долгий путь становления: от опыта общения с собственной матерью в раннем детстве к игровой деятельности в «дочки-матери» в дошкольном возрасте, от первого опыта общения с младенцем в детстве или отрочестве до подготовки к родам собственного ребенка - и продолжает формироваться во взаимодействии с каждым из рожденных детей.
В современном меняющемся мире передача родительских компетенций традиционным путем от родителей к детям теряет свое значение в связи с:
· неоднократной сменой при жизни одного поколения предлагаемых социумом стратегий воспитания, что обусловлено стремительным развитием общества;
· кризисом института семьи и разнообразием современных форм семейного жизнеустройства;
· уменьшением жесткости социальных связей и увеличением
разнообразия траекторий жизненного пути личности;
· свободой передвижения и доступностью разнообразных
источников информации, что ставит молодого человека
в ситуации выбора стратегий родительского поведения.
В то же время возрастает потребность в сознательном родительстве и запрос на повышение родительской компетентности в связи с:
· появлением института частной собственности;
· улучшением качества жизни и увеличением времени, свободного от зарабатывания денег на жизнь и посвященного семье;
· предоставления государством оплачиваемого длительного отпуска по уходу за ребенком.
В условиях депопуляции населения преимущественно материальное стимулирование рождаемости, без внимания к формированию родительских ценностей и компетенций, чревато повышением рождаемости среди маргинальных групп населения и как следствие ростом социального сиротства.
Организация целенаправленной деятельности по формированию репродуктивного и родительского поведения у детей, подростков и юношей под силу только системе образования, так как ею охвачено все детское население России.
Формирование родительских компетенций направлено на решение социально значимых задач:
• профилактику жестокого отношения к детям и социального сиротства;
• укрепление в обществе ценностей материнства и отцовства;
• повышение родительской компетентности, эффективности и гуманности воспитательных стратегий будущих родителей;
• формирование репродуктивных установок на среднедетную семью;
• объединение усилий семьи и образовательных учреждений для обеспечения преемственности в воспитании детей;
• повышение устойчивости семейных отношений в кризисный период развития семьи, обусловленный рождением ребенка.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ:
http://ruskline.ru/analitika/2011/03/03/kiborgi_na_gorizonte/