Мы в гостях у Верховного марийского карта Александра Таныгина

Dec 14, 2022 16:59

Быть картом и почетно, и ответственно, но никакого вознаграждения марийские жрецы не получают. Это бескорыстное служение нашему Великому Светлому Богу - Ош Кугу Юмо.

Утро, тихая деревенская улочка в новоторъяльской деревне Большое Танаково (Марий Эл), тропинки, старательно очищенные от снега, скромный деревянный дом, двери открыты - хозяина нет.

Александра Ивановича мы нашли в просторном хлеву - он подбрасывал сена козочке и овцам. В бородатом мужичке, одетом по-рабочему, не сразу и узнаешь Верховного карта марийской традиционной религии Александра Таныгина. Под ногами крутится «телохранитель» - маленький лохматый щенок.

Несмотря на то, что через несколько месяцев Александру Ивановичу стукнет уже 80 лет, он легко управляется с вилами. И рукопожатие крепкое.

- Без скотины не могу, я же деревенский человек, всю жизнь с нею. Раньше, бывало, до пяти коров держали, свиней, птицу, а в детстве я несколько сезонов пастушил деревенское стадо. Сейчас живности, как видите, немного, правда, гуси были, но я их уже всех прибрал. Еще вот пчеловодством занимаюсь, - рассказывает хозяин, показывая свою усадьбу.

В саду возле дома действительно расположена серьезная такая пасека. Причем пчелы у Верховного карта правильные - мед реально вкусный.

Большое Танаково, куда я приехал вместе с председателем Новоторъяльского районного собрания депутатов Евгением Небогатиковым, это родная деревня Таныгина. Здесь он родился в семье фронтовика, сюда вернулся, побродив по белу свету - в свое время жизнь забросила его аж во Владивосток.

А вообще зарабатывать на жизнь будущий Верховный карт начал еще мальчишкой. После восьмилетки устроился в колхоз, закрепили за ним лошадь - возил на савраске молоко и воду. Желание учиться было, вот только документы сельчанам в то время не выдавали. Помог его величество случай и в 1965 году, окончив Ежовский совхоз-техникум, Таныгин стал агрономом.

Работал, служил в разных местах и все равно, в конечном счете, оказался на своей малой родине. Устроился в колхоз экономистом - параллельно с работой окончил курсы плановиков в Ленинграде, невесту приглядел в соседней деревне, в 1972 году Галина Федоровна стала его женой.
Три девчонки и три пацана

Жили душа в душу, построили дом, в котором один за другим появились на белый свет шестеро их детей: сначала трое пацанов, потом пошли девчонки. С одной из них Александр Иванович сейчас и живет - Алена работает учительницей, супруги, увы, не стало.

- Чем только я не занимался за эти годы, - вспоминает хозяин дома. - Был экономистом, агрономом, управляющим отделения, газослесарем и даже социальным работником. Обидно, что от родного колхоза ничего не осталось, а ведь в свое время тут много чего было построено, в том числе и мной - все растащили.

Еще Александр Иванович один из первых фермеров района - у него есть награды даже от Всероссийской ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств. Сейчас его дело продолжает сын Владимир - он тоже остался в родной деревне. Остальные дети, естественно, тоже взрослые, крепко стоят на ногах, да и многие внуки, а их у карта добрый десяток, уже вполне самостоятельные люди, есть среди них военные, доктора.
«Рано почувствовал силу молитвенного слова»

Сам Александр Иванович вот уже, считай, два десятка лет как на пенсии, хотя без дела, естественно, не сидит, и, прежде всего, известен в республике как Верховный карт марийской традиционной религии.

- Никогда не думал, что стану священнослужителем, - признается Таныгин. - Рос, как все мальчишки своего времени, комсомольцем был, в КПСС, правда, не вступил. Но не из-за религиозных убеждений, просто видел, что там много недостойных людей, которые в партию шли из шкурных интересов.

К религии я с молодости относился с уважением, причем к любой, вот батюшка мой, будучи картом, был большим другом священника, они в гости ездили друг к другу. У меня дома есть православные иконы. А так еще мальчишкой ходил в рощу, наизусть знал многие молитвы и рано почувствовал силу молитвенного слова. И вот отец, которого я очень уважал, как-то сказал - если люди будут просить стать картом, соглашайся, все у тебя получится.

В 1991 году Александр Иванович провел в кюсото свое первое богослужение, обстоятельства заставили - мужчины отказываются, а женщина может быть священнослужителем только в самом крайнем случае. Вообще картов марийской традиционной религии никто не назначает, по сути их выбирают земляки среди грамотных и уважаемых людей.

- Ох, и переживал я тогда, потом обливался, - вспоминает Таныгин, - но, ничего, справился. С тех пор пропустил только одно моление - оно совпало с похоронами супруги. К обязанностям всегда относился очень серьезно, собирал и записывал молитвы у старых картов. Ну а теперь вот передаю свои знания другим - издал уже несколько книг о вере предков - марийской традиционной религии, последняя «Ший мундыра» - «Серебряный клубок» вышла на русском языке. Вообще, любой карт должен подготовить себе преемника, иначе грех.

Быть картом и почетно, и ответственно, но никакого вознаграждения они не получают. Это бескорыстное служение нашему великому светлому Богу - Ош Кугу Юмо. Так я и стараюсь жить, сочетая молитву с земными делами.

Автор Дмитрий Шахтарин

религия, Марий Эл

Previous post Next post
Up