В ПЛЕНУ У РЕВОЛЮЦИИ
Только то общество достойно будущего, которое благоговейно чтит светлые страницы своей прошлой жизни и нравственных своих героев чтит, как основу своей жизни.
С каждым годом у нас всё лучезарнее сияет образ Царя-Мученика Николая II, который душу Свою положил за Россию
Царь-Мученик! Нет, не только Мученик, но Великомученик! Он тяжко страдал в мрачные дни, предшествовавшие Его аресту; особенно для Него были нравственно тяжелы дни последнего пребывания в Ставке с вечера 3 марта до 4 часов дня 8 марта 1917 года. Государь, как бы забыв Свою больную Семью, оставленную среди бушующих мятежников в бывшей столице, прибыл туда для того, чтобы попрощаться с горячо любимыми войсками и сотрудниками Своими, для того, чтобы нравственно их поддержать и здесь Государь лицом к лицу встретился с «трусостью, подлостью и изменой».
В эти пять дней в Ставке совершалась невиданная в истории мiра жертва. Низвергнутый и низложенный Император ободряет Своих подданных, всё прощает изменникам и Сам Себя приносит в жертву за Россию. Это было нечто подобное Голгофе, когда с креста звучали слова: «Отче, прости им, не ведают, что творят».
Далее страдал Государь за Свою Семью, за позор России, когда Он, так всепрощающе и благожелательно относившийся к Своим врагам, был ими арестован, подвержен всяческим унижениям и сослан, как тяжкий преступник. Скорбел Государь, когда видел, что вся Его прекрасная Семья - Отрок Наследник, Девушки, как будто Ангелы, и страдавшая всю жизнь Императрица обречены на казнь.
Наконец, и самые драгоценные останки подверглись всяческим поруганиям и даже до сегодняшнего дня находятся где-то в безвестности, тщательно скрываемые от всех тех, кто хотел бы им поклониться, облить их своими слезами и молиться у них за Россию и себя.
И вот теперь как будто заря возрождения русского общества занимается. В память Государя сооружается храм, дома, общества, койки для больных, Его именем называются улицы, просят о провозглашении Его святым и т.д. и т.д. Но все это отнюдь не может и никогда не успокоит совесть русских людей, и даже звучит как-то фальшиво, пока они не освободят Его дорогих останков, пока Его могила не будет общенародной святыней - и как раз этому-то и препятствуют наши темные силы.
Дело в том, что значительная часть нашего интеллигентного общества далеко не изжила еще революцию. Наши же представители, сохранившие в разных странах внешнюю видимость русского представительства, являются ставленникам и идейными продолжателями того самого «Вр. Правительства», которое низложило Государя с Престола, подвергло Его аресту, ссылке и предало на казнь в руки большевиков. И если это Вр. Правительство в 1917 году воспретило опубликовать прощальный приказ Государя к войскам, в котором всепрощающий Царь призвал к верности тому же Врем. Правительству, воспретило опубликовать, боясь, что благородные слова Государя могут вызвать взрыв монархических чувств в войсках, то как можно ожидать от ставленников той компании, именовавшейся Временным Правительством, чтобы они допустили прославление останков Царской Семьи.
Ведь такое прославление объединит вокруг памяти Государя всю русскую эмиграцию, оно вызовет высокий подъем монархических настроений и может вылиться в непреодолимое желание возглавить всю русскую жизнь Царем Самодержцем. Допустить это значит отколоться от всего того, что делалось и делается руководителями нашей общественной жизни вот уже 15 лет. Нет, они продали свои души революции.
Итак, мало надежд на то, что останки Царской Семьи могут сделаться предметом всенародного поклонения. Для этого найдется тысяча препятствий и несколько тысяч причин.
Однако преградить ту широкую и бурную волну патриотизма, которая накопляется в сердце России не удастся никому и нашим революционерам тогда придется отвечать наравне с убийцами. Конечно, мы разумеем не юридическую ответственность, которой в революционное время так легко избежать, но тот суд народной совести, который одних венчает, других низводит. Вот именно на этот случай наши сановные революционеры оставляют запасный ход. Когда они увидят, что дальше уже покровительствовать революции невозможно, то тогда они скажут - «мы всё это предусмотрели и для России сберегли останки». Если же возьмет верх опять февральская революция - они скажут: «мы были верны русской свободе, основанной в феврале».
Вот видите, как удобен, безопасен и дипломатичен такой «мудрый» образ действий. А то соображение, что для России важнее всего возрождение патриотических настроений имен теперь в дни смуты, что погибающему нужно помощь подавать, а не поздравлять его с благополучным спасением жизни, после того как он сам спасся, это соображение останется где-то далеко в стороне. Да и кто теперь думает о России - это ведь сейчас не создает ни карьеры, ни положения и не всего того, ради чего громадное большинство наших деятелей работает.
Итак, нужно признать, что останки Царской Семьи находятся в плену у представителей тех революционеров, которые Его низвергли с Престола и предали на казнь.
Наш талантливый сотрудник А.А. Керсновский напечатал у нас в прошлых трех номерах замечательную статью: «Упущенные возможности», в которой он мастерски нарисовал картину организации маленькой отборной армии, что можно и должно было сделать в 1917 году из наших многомиллионных полчищ. Но для того, чтобы решиться на такую реформу, нужно было обладать умом Суворова и Скобелева и патриотизмом Минина и Пожарского. Нужно было решиться спасать не свободу и революцию, а спасать Отечество.
А если бы среди наших высших военачальников были такие умы, то они, прежде всего, не допустили бы до основной причины развала - до отречения Государя. Все они были как бы загипнотизированы революцией и вот один из них 6 марта 1917 года в ответ на первые известия о развале в войсках говорил: «Надо относиться с доверием к нашему солдату, надо понять его восторг по случаю падения Самодержавия и царизма, простить некоторые крайности и, поверьте, всё уляжется, и порядок можно будет держать и свободная армия России покажет чудеса». И хотя действительно после этого произошли «чудеса», но в обратную сторону, в виде всего пережитого за 15 лет; многие и многие головы еще не протрезвели от революционного угара, а остатки нашего воинства, также как и останки Царской Семьи, находятся в плену у революционеров.
Какие еще потребуются кары для того, чтобы Русские люди, наконец, отрезвились от революции, это покажет ближайшее будущее, так как теперь уже весь мiр находится в преддверии каких-то новых испытаний.
Никон РКЛИЦКИЙ.
г. Дарувар.
«Царский Вестник». № 311. Белград. 1932. 5/18 декабря. С. 1.
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/528337.html