Новый год для нас, марийцев, называется Шорыкйол. Праздник начинается когда завершается зимний солнцеворот. Когда день начинает прибывать для марийцев наступает Новый год. Этот праздник начали отмечать ещё 6 тысяч лет назад наши финно-угорские предки.
На Шорыкйол собирают большой праздничный стол. Обилие еды характеризуется не только сытостью или весельем, но и благодарностью природе, этим они стремятся расположить её к себе. В Шорыкйол мари старались хорошо покушать, причем не только обычные, но и ритуальные блюда. Также задабривали кормом и животных.
Именно дети и начинали сам праздник: они гурьбой заходили в соседние дома и дружно выкрикивали: «Шорыкйол! Шорыкйол! Шорыкйол! » Хозяевам тоже нужно было ответить трижды, а затем высыпать на пол… орехи. Дети ползали по полу, «бодаясь» и крича: «Кум пача! Кум пача! Кум пача! » - «Три ягненка! Три ягненка! Три ягненка! » От хозяев, кто плохо угощал детей, малыши убегали в другой дом. Так, обойдя всю деревню, они порвну делили полученные подарки и ели вместе, играли, смеясь.
Важнейший момент обряда Шорыкйол - подношение даров. Пекли ÿяча (шаньги), варили пура (пиво), запасали пÿкш (орехи), деньги.
В образах ряженых Васликува-кугыза (старик Васлий и его старуха) марийцы видели предсказателей судьбы и свято верили в исполнение их предсказаний. Они одеты в старые тулупы, вывернутые мехом наружу шубы, лохматые шапки, в масках. Они ходят по домам односельчан и наводят шума, берут угощения, а Васли кугыза смотрит творения хозяев: мужчины проверяли своё снаряжение для охоты, рыбалки, работы с землёй, женщины вывешивали домотканые полотна, сшитые и связанные вещи, дети тоже демонстрировали свои поделки.
Кстати, хождения ряженых ученые считают языческими символами плодородия. Вывернутые шубы, старая одежда, надетая наизнанку, является воплощением идеи обновления жизни и преодоления смерти.
В настоящее время многие элементы праздничной обрядности утратили свои традиционные черты, но праздник продолжает сохраняться и отмечается всеми этнографическими группами марийцев