Покойный старший брат об антисемитизме. Кажется, он дал довольно точное определение

May 21, 2019 09:15



Не знаю,  отчего это вдруг сейчас вспомнилось...

А было это в 1968 году. В июле месяце. Мне было девять лет, а покойному старшему брату - четырнадцать. Вообще тот июль был для меня знаковым. В том году и том месяце брат объяснил мне, как получаются, дети, что такое секс, кто такие проститутки, а также дал первый урок русского мата. Помнится, тогда он сказал: «Для установления правильных отношений с русскими надо уметь их грамотно и красиво посылать матом. Это - то немногое, что они на самом деле ценят».
Впрочем, секс и мат сейчас - в сторону. В том же году и в том же месяце брат также дал мне вводные представления о еврейском вопросе и, соответственно, - об антисемитизме...

К слову, для тех, кто меня не знает или знает плохо: я - ни с какого боку не еврей и не русский, кстати. Корни моих предков достаточно прозрачны и прослеживаются до 15-го века, как минимум.

В тот летний день меня выгнали из-за стола и лишили обеда за... употребление в застольном разговоре слова «еврей». Выгнали, кстати, несправедливо и скорее всего потому, что невнимательно слушали, что я говорил. А я пересказывал содержание свежепросмотренного ГДР-овского телесериала «Без борьбы нет победы» и, в частности, вспомнил момент, где главный герой - автогонщик Вальтер фон Браухич - спас от гестапо своего друга - еврея. Можете считать меня дегенератом, но я в тот момент ничего не знал о евреях. Вернее - знал, что есть такой народ, но воспринимал его как нечто экзотическое - типа мексиканцев или бразильцев, живущее где-то далеко... Меня, видимо, как я уже сказал, слушали вполуха, но когда я употребил слово «еврей» - старшая сестра почему-то возмутилась и сказала: «Вот из-за таких как ты потом всю семью обвинят в антисемитизме!» Я, в свою очередь, тоже возмутился и стал настаивать на том, что, дескать, друг фон Браухича действительно был евреем... В результате меня удалили из-за стола «за пререкание со старшими и неприличные разговоры».

Я сидел на ступеньках нашего деревянного дома и возмущался вслух идиотизмом ситуации: почему это, если есть такой народ как евреи, нельзя упоминать за столом название этого  народа?! (Как тут не вспомнить слышанный много лет позже анекдот про Вовочку, точно так же возмущавшегося тем, что воспитанному мальчику нельзя сказать слово «жопа», если жопа на самом деле существует J )...

Тут на крыльцо вышел старший брат и присел рядом.

«Я тебя прекрасно понимаю, - начал брат, - и даже считаю, что ты, в принципе, прав, но...» ... После чего последовал краткий экскурс в историю еврейского народа, географию его распространения, а также - в историю преследования евреев теми народами, среди которых они живут или жили... Должен отметить, что хотя мой брат не был никаким особым интеллектуалом (он вообще-то был профессиональным хоккеистом), но экскурс дал довольно толково. Кстати, вверху этого поста - его единственная сохранившаяся у меня фотография, сделанная как раз в тот год, только несколько ранее - на Католическую Пасху...

После окончания его краткой лекции я сразу спросил: « А есть ли евреи в нашем окружении?»
Ответ меня премного удивил.
«Конечно есть, - ответил брат, - это прежде всего твои летние подруги - Белла и Соня, и, разумеется, их папа - веселый и смешной дядя Миша (я уже не первое лето играл с отдыхавшими у нас Беллой и Соней, но почему-то считал, что они... грузинки - не знаю даже почему)... Наш участковый милиционер - дядя Олег - еврей наполовину... Ну и, наконец, твой друг Ромик, конечно и без вопросов, - латыш, но... его дедушка - чистейший еврей...»
Между прочим, дедушка Ромика - Матвей Израилевич или попросту - «дядя Матвей» - был человеком необычной судьбы. Он родился в Китае, в полуколониальном Шанхае, откуда «еврейское счастье» перенесло его на суровые берега Балтики, в то время как все его родственники подались в США, Канаду и Австралию. Он практически до самой смерти проработал шофером автобуса и был моим первым консультантом по английскому языку, который был ему практически родным (он вырос в британском концессионном квартале и ходил в английскую школу). И, кстати, он был моему другу Ромику не родным а  приемным дедом (вторым мужем бабушки), так что Ромик и на самом деле был чистейшим латышом, но...  не о том сейчас речь.

После короткого рассказа брата о преследованиях и погромах евреев почти во всех странах, где они жили, я, разумеется, спросил: «Значит, евреем быть плохо?»
«Ну что за идиотский вопрос, - возмутился брат, - а что, немцем быть плохо? Или поляком? Или эстонцем?»
«Но если их все и везде били, то, может быть, они - плохие?»
«Да нет, - ответил брат, - то есть среди них есть плохие и даже очень плохие, но есть и хорошие и даже очень хорошие - как среди всех других людей. Но многие им завидуют, считая их умнее себя, и, соответственно, начинают ненавидеть. Такие люди называются антисемитами».
«А что, евреи -  какие-то сильно умные?»
«Нет, конечно! То есть среди них бывают и умные, и очень умные, и не очень умные, и даже полные идиоты... Но антисемиты как раз считают их намного умнее себя (почему им так кажется - я тебе объясню как-нибудь в другой раз). А как следствие, антисемиты евреев ненавидят и иногда даже бьют и убивают за это».
«То есть антисемиты - дураки?»
«Ну, это все тоже несколько сложнее, но скажу тебе так: ЕСЛИ ТЫ НЕ СЧИТАЕШЬ СЕБЯ ХУЖЕ ИЛИ ТУПЕЕ ОБЫЧНОГО ЕВРЕЯ, ТО АНТИСЕМИТОМ ТЫ БЫТЬ НЕ МОЖЕШЬ»...

На этом наш разговор тогда прервался, но я до сих пор думаю, что мой покойный старший брат, невзирая на его тогда еще юные годы, довольно точно уловил суть вопроса. А от себя добавлю, что сегодня антисемитизм, как и  огульное обвинение любого народа в общечеловеческих проблемах на самом деле уводит в сторону от реального решения реально существующих проблем.
https://baltvilks.livejournal.com/330367.html




евреи

Previous post Next post
Up