М.М. Щербатов, "О повреждении нравов в России" (1787 г.)

Jul 24, 2017 09:24

Оригинал взят у ukhudshanskiy в М.М. Щербатов, "О повреждении нравов в России" (1787 г.)
Оригинал взят у
hojja_nusreddin в М.М. Щербатов, "О повреждении нравов в России" (1787 г.)


Взирая на нынешнее состояние отечества моего с таковым оком,
каковое может иметь человек, воспитанный по строгим древним правилам
- у коего страсти уже летами в ослабление пришли,
- а довольное испытание подало потребное просвещение, дабы судить о вещах,
- не могу я не удивиться, в коль краткое время повредилиса повсюдно нравы в России.

Воистину могу я сказать, что естли, вступя позже других народов в путь просвещения
- и нам ничего не оставалось более, как благоразумно последовать стезям прежде просвещенных народов;
- мы подлинно в людскости и в некоторых других вещах, можно сказать, удивительные имели успехи
- и исполинскими шегами шествовали к поправлению наших внешностей

Но тогда же гораздо с вящей скоростию бежали к повреждению наших нравов
1. и достигли даже до того, что вера и божественный закон в сердцах наших истребились,
- тайны божественные в презрение впали.
2. Гражданские узаконении презираемы стали.
- Судии во всяких делах нетоль стали стараться объясняя дело, учинить свои заключении на основании узаконеней,
- как о том, чтобы, лихоимственно продавая правосудие, получить себе прибыток
- или, угождая какому вельможе, стараются проникать, какое есть его хотение;
- другие же, не зная и не стараяса познавать узаконении, в суждениях своих, как безумные бредят
- и ни жизнь, ни честь, ни имения гражданския не суть безопасны от таковых неправосудей.
3. Несть ни почтения от чад к родителям,
- которые не стыдятся открытно их воли противуборствовать
- и осмеивать их старого века поступок.
4. Несть ни родительской любви к их исчадию,
- которые, яко иго с плеч слагая, с радостию отдают воспитывать чуждым детей своих;
- часто жертвуют их своим прибытком,
- и многие учинились для честолюбия и пышности продавцами чести дочерей своих.
5. Несть искренней любви между супругов,
- которые, хладно терпя взаимственныя прелюбодеяния, или другия
- за малое что разрушают собою церковью заключенный брак,
- и не токмо стыдятся, но паче яко хвалятся сим поступком.
6. Несть родственнические связи,
- ибо имя родов своих ни за что почитают,
- но каждый живет для себя.
7. Несть дружбы,
- ибо каждый жертвует другом для пользы своя;
8. Несть верности к государю,
- ибо главное стремление почта всех обманывать своего государя,
- дабы от него получать чины и прибыточные награждения;
9. Несть любви к отечеству,
- ибо почти все служат более для пользы своей, нежели для пользы отечества;
10. И наконец несть твердости духу,
- дабы не токмо истину пред монархом сказать,
- но ниже временщику в беззаконном и зловредном его намерении попротивиться.

Толь совершенное истребление всех благих нравов, грозящее падением государству
- конечно должно какие основательные причины иметь,
- которые во первых я подщуса открыть,
- а потом показать и самую историю, как нравы час от часу повреждались,
- даже как дошли до настоящей развратности.

Стечение многих страстей может произвести такое повреждение нравов,
а однако главнее из сих я почитаю сластолюбие
- Ибо оно рождает разные стремительныя хотения,
- а дабы достигнуть до удовольствия оных, часто человек ничего не щадит.
- В самом деле, человек, предавшей себя весь своим беспорядочным хотениям,
- и обожа внутри сердца своего свои охулительные страсти,
- мало уже помышляет о законе божий,
- а тем меньше еще о узаконениях страны, в которой живет.
- Имея себя единого в виду, может ли он
--- быть сострадателен к ближнему
--- и сохранить нужную связь родства и дружбы?

А как государя считает источником, от коего может получить такия награждения
- которые могут дать ему способы исполнить свое сладострастие,
- то привязывается к нему, но не с тою верностию, каковую бы должен преданной к самодержцу своему иметь,
- но с тем стремлением, к чему ведет его страсть, то есть:
--- чтобы угождать во всем государю,
--- льстить его страстям и
--- подвигнуть его награждать его.

А таковые расположении не рождают твердости
- ибо может ли тот быть тверд, которой всегда трепещет не достигнуть до своего предмету,
- и которого твердость явным образом от оного удаляет?
______________________________________________
http://az.lib.ru/s/sherbatow_m_m/text_1787_o_povrezhdenii_nravov.shtml



Оригинал этого поста находится по адресу http://ukhudshanskiy.dreamwidth.org/7432132.html

нравственность, мораль

Previous post Next post
Up