Оригинал взят у
gallago в
Относительное и абсолютноеОригинал взят у
sergedid в
Относительное и абсолютноеЕсть вещи относительные - и есть абсолютные.
Есть вещи, которые можно менять, - и есть вещи неизменяемые.
Именно к абсолютным, неизменяемым вещам, по моему глубокому убеждению, относятся Гимн, Герб и Флаг.
Ни президенту, ни парламенту, ни даже монарху не дано права менять это.
Представим себе на минуту, что какой-нибудь парламент обсуждает - и даже решает - взойти ли назавтра солнцу на востоке. Или не взойти. (Или взойти, но на западе, - что, пожалуй, больше всего похоже на происходящее в нашем Отечестве...)
Не может решаться этот вопрос и на всенародном референдуме. Потому что даже весь народ не может отменить восход солнца. И вообще не может быть никакого «вопроса» - в принципе.
В порядочных странах гимн не меняется. Никогда. Ни при каких обстоятельствах. Независимо от каких бы то ни было изменений политического строя.
Например, в Германии один и тот же гимн был и до Гитлера, и при Гитлере, и после Гитлера, по сю пору - он же. Не говоря уж о Великобритании, где гимну уже столько веков, что и не сосчитать.
Большую ошибку совершил уважаемый мною первый Президент России Б. Н. Ельцин, вернувший нам Герб и Флаг, но не вернувший при этом Гимн, вместо которого подставил этакий искусственный «костыль» (как для безногого инвалида). И всё-то у нас не доделывается до конца, и всё-то мешает какая-то ложная, ханжеская стыдливость, и всё-то Иван, не помнящий родства, чего-то стесняется... И это - еще в лучшем случае. В худшем же - активно противостоит, и даже сожалеет о возвращении Герба и Флага! Есть ведь и такие!
Здесь очень важно оговориться. Музыка нашего великого русского гения М. И. Глинки - прекрасна! Не любить, не понять, не принять ее всей душой может только дегенерат. И конечно же, если уж выбирать из двух зол меньшее, то Глинка - это н е и з м е р и м о меньшее! Непонятно только, почему нужно выбирать из двух зол, вместо того, чтобы просто выбрать добро. Хотя Глинка - это, разумеется, никакое не «зло», просто не имеет отношения к делу.
А вот то, что совершил наш второй Президент, - это уже не «ошибка». Это уже по-другому называется.
Помню - и, наверное, никогда не смогу забыть - случай, который меня потряс и поверг в отчаяние. Однажды на репетиции в Большом зале консерватории перед концертом в рамках Фестиваля японской культуры в Москве (1998) мы случайно разговорились с одним композитором - на эту самую тему. Вечером на концерт должен был прийти (и пришел-таки!) Б. Н. Ельцин. И должны были исполняться гимны Японии и России. Дирижировали М. Ростропович и С. Одзава, причем очень мило и симпатично российским гимном дирижировал С. Одзава, а японским - М. Ростропович.
Я высказал всё, что написано выше (разумеется, за исключением того, что касается второго Президента, поскольку тогда его еще не было). Мой собеседник полностью со мной во всём горячо соглашался. Да, да, в порядочных странах гимн не меняется! Да, да, гимн вообще не может меняться! Разговаривали мы долго. И долго звучали в унисон. И только в самом конце разговора вдруг выяснилось, что собеседник мой, оказывается, всё это время имел в виду... гимн Советского Союза! (И ведь заметьте: собеседником моим был не рабочий завода «Серп и молот», а композитор...)
И вот, несчастье свершилось. Не было даже никакого референдума. Был опрос. И, если верить объявленной статистике, русских в России осталось всего 12 процентов. Остальные - советские. В 1917 году в России произошла катастрофа; и можно сказать, что это процентное соотношение - есть цифровое выражение ее последствий.
Тягостно до физической боли, тягостно до изнеможения было наблюдать и слушать высказывания соглашающихся с реанимацией сталинского гимна. Если Н. Михалкова еще хоть как-то можно понять (всё-таки приятность от того, что в стране будет папин гимн, по слабости духа может перевесить всё остальное; но только по слабости!), то мнение о К. Шахназарове пришлось изменить на диаметрально противоположное (раньше, до его высказывания на эту тему, я очень его уважал).
Совершенно уверен, что если бы Б. Н. Ельцин восстановил не только Герб и Флаг, но и Гимн, т. е. довел дело до конца, никому бы и в голову не пришло посягать на эту целокупность, никто не посмел бы и пикнуть о коммунистической песенке.
Нетрудно догадаться о причинах, по которым эта целокупность не состоялась. Ведь Гимн России - «Боже, Царя храни»; а у нас, видите ли, нет Царя. Более чем вероятно, что именно этот убогий аргумент и был главным. Аргумент этот свидетельствует о жалком скудоумии и недомыслии.
Что мешало исполнять поначалу только музыку - без слов?! Что мешало изменить слова?! Объявить конкурс на новый текст. В конце концов, поручить это дело тому же (талантливейшему!) С. В. Михалкову (отцу). Ведь изменили же текст советского гимна, не постеснялись. Ведь изменили же текст после Гитлера немцы - выкинули »Deutschland, Deutschland über alles«. Что, вообще говоря, странно и тоже свидетельствует о недомыслии и ложной стыдливости: что это, скажите на милость, за немец такой, для которого Германия не превыше всего?! Например, для любого истинного русского Россия - превыше всего! И совсем не стыдно открыто об этом сказать. Да, Россия - превыше всего! Только не испачканная бандитским красным цветом, но отмывшаяся от него, очистившаяся!
Нелепо (если не преступно) устраивать эту сюрреалистическую мешанину из двуглавого орла и красного флага для Армии. Как сказали Рабиновичу в бане: ты уж что-нибудь одно - либо сними крест, либо надень трусы. Нелепо (если не преступно) говорить о «согласии и примирении», потому что не может быть согласия и примирения между добром и злом: если добро соглашается и примиряется со злом, то оно уже не совсем добро. И нелепо (если не преступно) тормозить добро, препятствовать его торжеству - даже если чья-нибудь бабушка может подумать, что прожила всю жизнь зря (мне эту бабушку тоже очень, очень искренне жалко).
К сожалению, большевицким селекционерам удалось-таки вывести специфическую породу людей, блуждающих в двух соснах (не в трех даже, как в поговорке), которые не могут отличить русское от советского. А то даже и не хотят, и тщатся представить эти противоположные понятия как родственные.
Глупо из тупика пытаться выйти вперед. Из тупика выход может быть только один - назад. И только после того, как выйдешь из тупика, станет возможным движение вперед.
Самое страшное изо всего, что можно по этому поводу услышать: «Это тоже наша история, и ее надо уважать». Нет, господа! Это - не «тоже наша история». Это было попыткой отрицания нашей истории. Уж по части неуважения к прошлому (в котором парадоксально так любят обвинять упомянутые 12 процентов) за коммунистами не угнаться никому и никогда. И все прекрасные, великие дела и героические свершения - победа в Великой Отечественной войне, покорение космоса и многое другое - всё это было наряду с преступным строем, несмотря на него - но никак не благодаря ему: напротив, этот преступный строй активно мешал наукам, искусствам, литературе, духовности, разрушал храмы, гноил народ. И не верится, что русское воинство хуже защищало бы наше Отечество без антихристовой звезды на лбу.
Некоторые говорят, что все эти символы не важны, это только ярлык, этикетка, главное - суть. Так говорят люди невысокого полета духа. Недооценка значения символов - удел грубых материалистов, безбожников, воспитанных советской средой. Важен, разумеется, не сам по себе символ, но то, о чём он свидетельствует.
Не будет добра на Руси, пока на святом Московском Кремле продолжают по вечерам зажигать антихристову звезду. Вот когда ее, наконец, сковырнут оттуда (и воссияет снова золотой двуглавый орел) - это и будет знак, свидетельствующий о том, что произошел действительно подлинный, настоящий поворот к правде.