инна загребина , юрист , -- в части закона "яровой юстиции"
[Spoiler (click to open)] Загребина Инна Владимировна Практикующий адвокат, председатель правления некоммерческого партнерства "Гильдия экспертов по религии и праву" Автор и соавтор нескольких книг и множества публикаций по актуальным проблемам прав человека и государственно-конфессиональных отношений, а также правовому регулированию государственной религиоведческой экспертизы. В качестве юриста успешно защищала права граждан и религиозных организаций в различных регионах страны, а также в Верховном Суде Российской Федерации. Инна Загребина, Первые «жертвы» закона Яровой От слежки до доносительства один шаг: Прошел всего месяц с момента принятия скандально известного законопроекта «Яровой», а его плоды не заставили себя долго ждать. Созрели ядовитые яблочки-скороспелки. Много чего повидавши в своей адвокатской практике, я привыкла уже не чему особо не удивляться. Но, эта история все-таки расшатала мое хваленное адвокатское спокойствие. Еще бы, времена раскулачивания, ознаменовавшиеся слежками за ближними, доносительствами и весьма неприятными последствиями уже давно прошли. А «подвиг» Павлика Морозова, советского школьника, из идейных соображений донесшего властям на своего отца, казалось бы, остался далеко в прошлом. Да видно, генетическая память нет-нет, да и подводит, выплевывая наружу пережитки прошлого. Итак, 23 июля 2016 года в 13 часов молодой временно безработный юрист, Зитляужев Рашид, житель города Черкесска, прогуливаясь по родному городу, увидел двух молодых парней славянской внешности, общающихся с одним из прохожих на религиозные темы. Крайне заинтересовавшись происходящим, он принялся наблюдать за ними. Потом, видимо вспомнив действия героев-сыщиков из многочисленных сериалов, решил применить в дело собственные навыки и технические способности и стал тайком фотографировать на телефон ничего не подозревавших мирно общающихся граждан. Но, какой же «сыщик» без личного общения с «бандой»! Спустя какое-то время Рашид, осмелев, и сам подошел к ним и включился в разговор. Разговор получился интересный и оживленный и вскоре все участники тепло, словно старые добрые друзья прощались друг с другом. Расставшись с новыми знакомыми наш «сыщик» с подаренной ему книгой религиозного содержания в руках уходил довольный с чувством хорошо выполненного долга. А вечером принялся за изучение религиозных догматов. 27 июля 2016 г. в МВД по КЧР поступило заявление о правонарушении. В котором уже знакомый нам господин Зитляужев, используя полученные за время учебы на юридическом факультете навыки, расписывал сотрудникам правоохранительных органов, что он: «узнал из интернета, что распространять религиозную литературу можно в специально отведенных местах» и просил привлечь к административной ответственности неустановленное лицо, вдохновляя оперативников из ЦПЭ по КЧР применить новые положения закона. К заявлению были приложены фотографии «нарушителей», сделанные нашим соглядатаем тайком на месте. Дальше все было как у Маршака: «Ищут пожарные, ищет милиция, ищут фотографы в нашей столице, ищут давно, но не могут найти парня какого-то лет двадцати … » Правда, надо отдать должное сотрудникам полиции, в столице КЧР нашли быстро. 28 июля 2016 г. 25-летний «нарушитель» Вадим Сибирев был «пойман». Несмотря на то, что молодой человек достаточно грамотно настаивал на своих конституционных правах и сообщал, что он не является представителем какого-либо религиозного объединения и никого куда-либо не вовлекал органы были непреклонны. В результате оказались первыми, кто применил статью 5.26 КоАП РФ в отношении гражданина, реализовывавшего свое конституционное право на свободу вероисповедания. Дело передали в суд. Первое судебное заседание было назначено на 2 августа 2016 г., но верующий оказался настолько подкован в юридических вопросах, что настоял на своем праве о допуске защитника, в результате чего дело отложили на 4 августа. 4 августа наш коллега известный юрист-правозащитник Михаил Фролов, прибыл в Черкесск. Во время судебного разбирательства было заявлено ходатайство о вызове в суд автора протокола. Город небольшой, все рядом и все всех знают, поэтому свидетель (сотрудник ЦПЭ по КЧР, майор) был уже через час в суде. На вопрос защитника: «какая норма права запрещает распространять гражданам религиозную литературу?» майор сослался на п.2 ст. 24.1 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных организациях». При этом указал, что «беспрепятственно миссионерская деятельность может осуществляться только в местах, указанных в п.2 ст. 24.1. (имеется в виду культовые здания и относящаяся к ним территория, арендуемые здания и земельные участки, места паломничества, кладбища и крематории), А в остальных, в том числе публичных местах, осуществляться не может и вовсе, так как закон этого не предусматривает»! Известный правовой догмат: «что не запрещено, то разрешено» оказался «вне закона». Между тем, судья, выслушав обе стороны, не стал спешить с вынесением решения и перенес рассмотрение дела на 8 августа. Что дает надежду на восстановление нарушенного конституционного права на свободу вероисповедания. Однако, даже при положительном исходе данного дела, первые плоды скандальных новаций впечатляют, и оставляют серьезные опасения по дальнейшей практике применения «антимиссионерских» поправок. Учитывая зачастую низкий порог правовой и религиоведческой грамотности сотрудников полиции в регионах, можно ожидать каких угодно курьезных случаев. Однако и самим верующим уже не позволительная роскошь пребывать в забвенном правовом неведении и несомненно необходимо повышать уровень правовой грамотности, в том числе иметь элементарные навыки правовой защиты. Как говорится, что пенять на зеркало …