Если прежде собственные загородные дома были доступны лишь высшей знати, то с конца ХIХ-го столетия выезжать на дачи могли позволить себе уже и научные светила, и те, кого сегодня мы назвали бы средним классом: врачи, юристы, ювелиры … Дачи снимали, а если позволяли средства, то и строили собственные. У петербуржцев очень популярным был Карельский перешеек, его южная часть. Ныне это Курортный район Петербурга: Ольгино, Шуваловский Парк, Александровская, Сестрорецк, Курорт, Осиновая роща. Здесь находятся, возможно, лучшие из сохранившихся дач эпохи модерна. Дача НиКиТина находится в Коломягах - бывшем пригороде, а ныне одном из районов Санкт-Петербурга. Здесь, среди городских построек, рядом с коттеджным новостроем, до сих пор стоят одноэтажные дома старой постройки. Генерал А.П. Никитин - герой первой Отечественной войны, портрет его висит в эрмитажной галерее 1812 года. Усадьба Коломяги принадлежали ему с 1834 года. После смерти графа Никитина хозяйкой дома стала его дочь Елизавета. Загородный дом был построен по проекту архитектора А.И. Мельникова, академика Петербургской Академии Художеств, автора многих построек в нашем городе, в том числе и здания училищ правоведения по адресу Фонтанка, дом 6/1. Строение с четырех колонными портиками и полуциркульными окнами выдержано в стиле классицизма с элементами французского ампира. В плане здание квадратное с уступами. Интерьер танцевального зала с двумя рядами окон был расписан, как требовали вкусы того времени, масляными красками и украшен скульптурным фризом с включенными в него лепными гербами родов Никитиных и Орловых-Денисовых. Напротив дачи через дорогу сохранились остатки кирпичного здания. Здесь когда-то были оранжереи, пасека и сельскохозяйственная ферма, которые размещались непосредственно в саду усадьбы. В 1880 году сюда была завезена американская сельскохозяйственная техника: жатвенные сноповязальные машины, и была устроена их демонстрация. Сегодня, глядя на еще крепко стоящие стены дачи, воссоздать былое великолепие усадьбы можно лишь умозрительно. В 1992 году «Ленинградская панорама» писала о даче Никитина: «Через проёмы разбитых окон и выломанных дверей видны залы. Стены ободраны до кирпичной кладки, сбита лепнина, снято покрытие полов, паркет сожжён. От лестниц остались две проржавевшие металлические балки…». В советские годы здесь располагались различные организации, такие как магазин, интернат … Сейчас здание закрыто, попасть в него нельзя. Равно как и в другое здание расположенное в Шуваловском парке - в дачу Георга Месмахера, Дача георга МеСМаХера была построена его братом, знаменитым петербургским архитектором Максимилианом Месмахером в конце 1870-х годов. М. Месмахер, спроектировал дом в стиле историзма, отдавая дань уважения национальным традициям зодчества. В многочисленных башенках и шпилях можно увидеть и русский терем, и среднеевропейский особняк, и готический собор, Высокие крыши дома говорят в пользу французского барокко.К сожалению, дача Г. Месмахера сейчас разрушается. Дача АгаФона ФаБерже, эту каменную дачу, по сведениям отважных исследователей - краеведов, взял в аренду или даже купил Горный институт. Сегодня строение обнесено забором и проникнуть в него стало практически невозможно, хотя его состояние вполне допускает посещение его людьми, изучающими культурное наследие края. Дача Агафона Фаберже, сына известного ювелира Карла Фаберже, была построена Карлом Шмидтом в 1900 году и перестроена позднее художником Иваном Гальнбеком, работавшим в фирме Фаберже. У Агафона Карловича было собственное ювелирное производство, к тому же, он слыл лучшим в России оценщиком драгоценных камней и с 22-х лет служил экспертом Бриллиантовой комнаты Зимнего Дворца. Его состояние достигало сорока миллионов рублей. Поэтому даже после всех разорений в его кабинете осталось немало удивительных вещей. Каменная дача в стиле модерн находится в Осиновой Роще, на севере Петербурга. Найти ее непросто - она удалена от Песочного шоссе и скрыта разросшимся парком. Что с другой стороны, видимо, помогло ей сохраниться в приличном состоянии до наших дней. Снаружи строение напоминает английский коттедж. Балкон второго этажа поддерживают четыре колонны из красного гранита. Сохранность дачи при ее относительной доступности поражает. Сохранились мраморные камины и оригинальная расстекловка дверей Судя по всему, стекла тоже родные - в военные годы это было одно из немногих мест, куда не долетали немецкие бомбы и снаряды. В блокаду здесь был госпиталь. Потом был детский сад для детей важных персон. Особенных перестроек здание не претерпело. Нетронутой сохранилась и мраморная лестница с дубовыми перилами в несколько пролетов. Она полукругом идет вдоль стены, напоминая о стиле интерьеров аристократических поместий Англии и Франции. Из холла гости проходили в зал который, судя по нынешнему цвету его стен был когда-то желтым. Это был музыкальный зал, где давались балы и проводились приемы. Несмотря на разрушения, зал сохранил лепнину и паркет. Восхищает кессонированный дубовый плафон, выдержанный в классицистическом стиле. Вероятно, стены тоже были обиты дубовыми панелями, как это было характерно для модерна. Из желтого зала можно было по-пасть в кабинет Фаберже с сохранившейся и сегодня жемчужиной дома - камином с голландскими изразцами XVIII века. В лучших традициях, изображения практически не повторяются и все имеют подписи на русском языке. Удивительна сохранность этого камина, не-смотря на то, что посещающие это здание искусствоведы и ревнители старины отмечают, что каждый раз не досчитываются того или иного изразца.Зал второго этажа имеет балкон, выходящий на главный фасад здания. Его огромные стеклянные двери-окна - это шедевр стиля модерн. Новые строительные технологии ХХ века позволили снабдить здание большими окнами, плавные линии рам которых как будто повторяют природную красоту растений. К сожалению, многие части дома сегодня находятся в очень неудовлетворительном состоянии. Западная сторона дачи (двусветный зал)-оранжерея, выходящая в сад огромным окном, разрушается, заходить сюда просто опасно! Если же подняться на третий этаж, развернется прекрасная картина: лестничные пролеты внизу и огромный балкон, проходящий по периметру холла и завершающийся стеклянным плафоном. Дом стоит посреди парка, сейчас, увы, заросшего. Дом, с его растительными мотивами, является в некотором роде продолжением природы, его обступившей. Интерьер дома и сад связывают большие окна. Нет сомнений, дача Фаберже - абсолютный шедевр модерна. Конечно, при своих владельцах дача выглядела совсем по-другому. Современники называли ее «малым Эрмитажем», потому что на даче на-ходились два совершенно уникальных собрания драгоценных камней и марок (свыше 300 тысяч экземпляров). Украшением внутренних помещений, комнат была антикварная мебель. Старинные ковры и гобелены, фарфор и бронза, гравюры, иконы, миниатюры, скульптуры - все это безвозвратно утрачено после революции.Но тому, кто умеет видеть, и в оставшихся мелочах, которые нельзя вынести или украсть, откроется множество чудес, таких как искусный набор паркета, продолжающий закругление лестницы. Адрес дачи Фаберже - Песочное шоссе, 12. Дача герБиХа. Адрес этой дачи д. 14, 4-й линии поселка Александровская: этот дом перестал существовать, хотя само здание находится в очень приличном состоянии. Ну что ж, это вполне в духе времени! Деревянная оштукатуренная дача Гербиха была спроектирована в 1905-1910 годах неизвестным архитектором. Здание, как будто собранное из удачно выстроенных разно-высотных объемов, легко объединяет их в одно целое. Замечателен купол над одноэтажной частью строения, который отсылает нас к шлемам русских воинов и шлемовидным куполам церквей. Напомним, что остроконечная форма буденовок, которые носили бойцы Красной армии, была разработана еще для царских солдат художниками круга Билибина. Удивительно хороши большие окна, которые словно впускают сад в дом, что очень соответствует духу и идеологии времен модерна. Некоторые окна совсем круглые. Круг как совершенная форма был неизменно любим архитекторами модерна. Впрочем, у нас могут и не тратиться на то, чтобы сносить - просто дождутся, пока само развалится, как упал купол дачи на соседней, 3-й линии поселка Александровская. Архитектор этой дачи тоже неизвестен. Удивительна же она своим стилем: турецким, о котором свидетельствует не только купол, находящийся на грани разрушения, но и крыльцо с характерной крышей. Совсем в ином стиле была выстроена в городе Курорт дача доктора медицины И. Ф. Кречева. ДаЧа КреЧеВа была построена в 1906-1909 годах неизвестным архитектором, с явной оглядкой на архитектуру Франции. Высокая крыша, замысловатая форма окон. Окна на лестничном марше. Интересно выполненное крыльцо. Эта дача, к счастью, сегодня жилая, в хорошем состоянии. В отличие от другого дома в соседнем с Курортом Сестрорецке, которая, хотя и числится по городскому кадастру «в среднем состоянии», в действительности сгорела, и все ее прелести доживают последние деньки. Это деревянный дом Л. Ф. Фертиц. доМ Фер ТиЦ был построен в 1905-1908 годах неизвестным архитектором. В настоящее время купол его уже провалился. И теперь этот дом, кроме стиля модерн, являет собой лишь романтические руины. В советские годы в доме располагалось детское медицинское учреж-дение, благодаря чему перед входом появились две очаровательные статуи оленей. Сегодня в дом с некоторой осторожностью можно зайти и… увидеть фантастическую картину: колонны, некогда поддерживавшие купол, теперь устремлены прямо в небо. Некоторые из них сгнили и обвалились, поэтому круг, державший купол, разомкнулся. Зато над входом в дом сохранился балкончик - атрибут многих зданий Петербурга и его окрестностей, с которого хозяева дома приветствовали своих гостей и соседей. Но при пожаре боковые части здания сильно пострадали. И скорее всего восстановлением этого дома уже никто не будет заниматься. Поэтому, пока он еще стоит, его нужно обязательно посетить, чтобы попрощаться с ним. Следующий дом, к счастью, пока находится в здравии. Что и неудивительно, ведь его владелец - известный в прошлом врач Д.М. Цвет ДаЧа ДоКТора ЦВеТа была возведена в 1910 году по проекту архитектора Фридриха фон Постельса, самая известная постройка которого - дом с мозаиками на Большой Зелениной улице в Петербурге. После решительного ремонта здание лишилось балкончиков, наличников и карнизов, оригинальных дверных и оконных переплетов. Нет уже и цветных стекол, которые так любили обыгрывать не только архитекторы модерна, но и вообще все дачники. Кое-где на дачах близ Петербурга и сейчас можно увидеть остатки цветных стекол. Сохранились общий план и интересное решение волнистой обшивки, предупреждающей проникновение влаги внутрь дома. Дом находится на берегу реки Сестры, и из его окон, должно быть, открывается замечательный вид. Разностилие зданий, построенных в эпоху модерна, не может не поражать воображение, но грустно - в Питере процветает варварство по материалам -- http://www.vbrg.ru/articles/zhurnal_doroga_znanijj_/derevjannyjj_modern_karelskogo_pereshejjka_avtor_julija_terekhova/