Молодые истинно-православные христиане(ИПХ) посетили семинар : "Экуменизм: pro et contra"

Feb 13, 2014 23:01

Оригинал взят у rocor_spb в Молодые истинно-православные христиане посетили семинар "Экуменизм: pro et contra"
6 февраля в стенах «Русской Христианской Гуманитарной Академии» состоялся семинар «Экуменизм: pro et contra». В качестве докладчика был заявлен митрофорный протоиерей  РПЦ МП Владимир Федоров. Личность более чем известная своими крайними экуменическими воззрениями, а так как семинарский формат предполагает в себе не только лекционную часть, но и возможность задать вопросы, то несколько членов нашей молодежной миссии северо-русской епархии РПЦЗ решили посетить такую встречу.



В самом начале о. Владимир обозначил, что это его выступление - это некая исповедь старого экумениста. Что, конечно, правдиво, ведь в экуменизме он уже 40 лет.

Весь последующий час о. Владимир рассказывал о том, как он понимает данный термин, приводил всевозможные его определения, всячески стараясь показать, что то, как этот термин понимают среди консервативных христиан, не соответствует его сути. Движение, начатое в начале ХХ века молодыми протестантскими миссионерами, не несет в себе никакого вреда. Оно призвано к тому, чтобы весь мир стал христианским и Истина Христова вошла в сердца всех людей. Это стремление к соединению без объединения как какого-то административного и иерархического сложения во единое целое. Так же Владимир Филиппович, как называли его многие из присутствовавших, немного коснулся истории развития экуменизма и попенял на узость его критиков, главным среди которых он вычленил сайт «Антимодернизм.Ру».

В своей пространной речи докладчик, однако, никак не показал ни практического механизма реализации подобных «добрых» намерений, не указал на какие-то крупные успехи объединенной миссии. Суть выступления свелась к тому, что бояться экуменизма не надо, нужно отбросить предрассудки и догмы прошлого и, умело трактуя каноны, упасть в объятия общехристианской любви.

После часового спича пришел черед задавать вопросы. Собственно, ради этого мы и пришли. В нынешнее время мы, консервативные христиане, критикующие апостасийные и модернистские процессы, несколько самоизолируемся и замыкаемся в себе. Мы или не хотим давать себе труд анализировать происходящее, считая, что все что нужно уже сказал святитель Филарет Исповедник в своих «Скорбных посланиях». Или, не располагая массово читаемыми СМИ, предлагаем свои материалы узкому кругу ориентирующихся в вопросе людей, которым и так все понятно. У нас не ведётся никакой полемики с представителями WO, мы не можем донести наши идеи ни до них (что, конечно, проблематично), ни до тех масс, которые слушают их и которые пока что свой осознанный выбор не сделали. Потому иерархам РПЦ МП и кажется, что Истинное Православие находится под спудом,  да таким, что члена ИПЦ можно увидеть если только в зоопарке, но никак не в такой аудитории.

Этим мы руководствовались, придя на встречу. Приводя ниже нашу небольшую дискуссию с о. Владимиром мы никак не претендуем ни на то, что «разгромили его»,  ни на какое-то «откровение», сказанное в тех стенах. Нет, мы просто попытались поставить некоторые вопросы и увидеть реакцию. Не только о. Владимира, но и того немалого количества слушателей, которые пришли в аудиторию тем вечером. Вот каким вышел наш разговор:

Вопрос. Добрый вечер! Спасибо за интересную лекцию, которую Вы прочитали. Я хотел бы задать вот какой вопрос. Тема нашей встречи была обозначена как «Экуменизм - ЗА или ПРОТИВ». Вы очень много чего рассказали с позиции «ЗА ЭКУМЕНИЗМ», но ничего не сказали о позиции тех, кто против. Как мысль, которую я хочу донести организаторам этого семинара - было бы интересно в будущем устроить дебаты между представителем экуменического движения и антиэкуменистом. Это было бы весьма интересно.
Но вернусь к вопросу. Вы знаете, конечно, что в 1983 году Русская Православная Церковь Заграницей анафематствовала экуменизм, экуменическую ересь. Вы так же знаете, что в 2007 году РПЦЗ под омофором «митрополита» Лавра соединилась с Московским Патриархатом. Однако анафема осталась. Ее никто не опроверг, никуда она не исчезла, ее никто не отменил. Таким образом, она действует. Как Вы относитесь к этому шагу Зарубежной Церкви тогда и как Вы понимаете возможное распространение этой анафемы для всей полноты РПЦ МП?

О. Владимир Федоров: "Спасибо! Это очень хороший вопрос. Что касается contra, то несколько моментов я тут упоминал. Это и обвинения в масонстве, обновленчестве и так далее. У меня-то здесь (указывая на ноутбук) собраны тексты всей, какая только есть, ругани. Есть и вполне солидные исследования уважаемых авторов. Хотя они переходят из книги в книгу и по сути это одни и те же аргументы на тему трактования правил и так далее. Просто, как я сказал в начале, мое дело сегодня самосвидетельствовать себя в качестве экумениста, то я вскользь упомянул о критических доводах. А читать все это нет сейчас времени. Просто во многих книгах авторы пишут и о том, что это ересь. И о том, что это тупиковый путь. Но если автор честный, то он должен приводить ссылки на источники, на факты. И даже по таким книгам можно изучить историю экуменизма.
Теперь то, что касается 1983 года. Зарубежники, разделившись по политическим мотивам, обособились в Европе и Америке и противостояли экуменизму, старались быть хранителями Истинного Православия. Хотя, когда получали деньги от Всемирного Совета Церквей (ВСЦ действительно оказывал значительную помощь русским беженцам), то как-то этого не афишировали.
Я не был большим сторонником соединения РПЦЗ и РПЦ МП. Я считал, что такое соединение сразу же накренит церковный корабль в сторону мракобесия. А оказалось все совсем не так. Те, кто вошел в Московскую Патриархию, хотя не все пошли на это, как-то приняли ту стратегию в отношении экуменизма, которая принята в Церкви. Я сам встречался не так давно с Вл. Марком в Мюнхене. Вы знаете, это один из лидеров РПЦЗ. Мы давно знакомы, встречались еще в 70-х годах, но потом давно не виделись. И вот встретившись, он спросил меня, дескать, что-то давно Вас не видно и не слышно. Но а я заверил, что все такой же экуменист. Ну, мы посмеялись, но никакого скандала не было.
В какой-то мере это феномен. Я думал, что крен будет в одну сторону, а оказалось все совсем наоборот".

Вопрос. То есть, анафема 1983 года, по-Вашему, это где-то «мракобесие»?

О. Владимир Федоров: «Ну конечно же! Это незнание того, что такое экуменизм».

Вопрос. А не кажется ли Вам что РПЦЗ, которая находилась в свободном мире, и иерархия РПЦ МП, которая находилась в СССР, атеистическом государстве, по-разному видели этот процесс? Все же РПЦЗ имела более широкие возможности видеть этот процесс, они более соприкасались с инославными.

О. Владимир Федоров: «В чем-то им было проще. Не было атеистической идеологии.  Но, извините меня, те, кто жили в Германии и молились за Гитлера и благодарили его за то, что он им Собор подарил, они практически были в той же ситуации, что и те, кому покровительствовал Сталин в восстановлении Патриаршества. Так что ситуация не совсем симметричная, но и не совсем диаметрально противоположная.
У меня были прекрасные друзья среди зарубежников, мы хорошо общались, и не было никаких проблем. А были и остаются такие стойкие люди с такой психологией, что они хранители Истинного Православия. Ну что ж, среди них есть очень строгие аскетичные люди, не отступающие от Православия. Но они не очень открытые и не очень общительные».


Мы никак не хотим комментировать сказанное о. Владимиром. Каждый может сделать какие то выводы для себя.

Другой вопрос, что всем нам, тем, кто считает и относит себя к РПЦЗ и Истинному Православию, стоит больше думать, больше читать, анализировать то, что происходит в Православии сегодня. Наше положение это позволяет. А самое главное, что мы не должны бояться на эти теми говорить. И в первую очередь с теми, кто находится в РПЦ МП и других церквях «мирового Православия».

Участники молодежной миссии Северо-Русской Епархии РПЦЗ

P. S Для полноты картины предлагаем подборку аргументов христиан-антиэкуменистов.

православие

Previous post Next post
Up