антиконституционное судопроизводство в СССР и деловитость спец. органов

Dec 27, 2013 08:49

Песня пиратов-Остров сокровищ(1937)

image Click to view



Это были постановления ЦИК о тройках ОГПУ, но само ОГПУ ликвидировано в 1934 году. К репрессиям 1937-38 годов эти постановления не относятся.

В ОГПУ были такие внесудебные органы:
Тройка Контрразведывательного отдела рассматривала дела Контрразведывательного отдела, Особого отдела и Московского Военного округа.
Тройка Секретного отдела рассматривала дела Секретного отдела и отчасти Информационного отдела.
Тройка оперативного отдела - дела уголовников-рецидивистов и бандитские.
Тройка Транспортного отдела - дела уголовников-рецидивистов, бандитские и другие, связанные с транспортом.
Тройка Экономического управления - дела на социально опасных эконом-валютчиков, спекулянтов и прочие.
Тройка Главного управления Погранохраны - дела контрабандистов.
Тройка Специального отдела -дела, связанные с пересмотром, лагерные преступления, а также дела по досрочному освобождению.
Тройка при особоуполномоченном рассматривала дела на сотрудников ОГПУ, дела на лиц, отбывших срок в лагере, ссылке и т.д., дела на беспризорных и прочие, не подпадающие на рассмотрение других отделов.



Функции ОГПУ переданы созданному союзному НКВД. Решения ЦИК о тройках не отменены, в 1937 руководствовались этими же решениями, установив повышенный контроль за тройками.

Оригинал взят у iroman в Антиконституционное судопроизводство в СССР
Действующее во второй половине 30-ых годов прошлого века уголовно-процессуальное законодательство СССР было антиконституционным.

Это касается в первую очередь Постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года "О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик в части рассмотрения и расследования уголовных дел о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти".
В нем требовалось:
- следствие по этим делам заканчивать в срок не более десяти дней;
- обвинительные заключения вручать обвиняемым за одни сутки до рассмотрения дела в суде;
- дела слушать без участия сторон;
- кассационного обжалования приговоров, как и подачи ходатайств о помиловании не допускать;
- приговор к высшей мере наказания приводить в исполнение немедленно по вынесении приговора.



Основная масса уголовных дел по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных статьей 58 УК РСФСР рассматривалась на закрытых судебных заседаниях. Вся процедура рассмотрения дела сводилась к оглашению обвинительного заключения, постановкой вопросов "признает ли подсудимый свою вину" и "имеет ли дополнения к материалам предварительного следствия". Поскольку прокурор и защитник в судебном заседании по большинству дел о так называемых "контрреволюционных" преступлениях не участвовали, прений сторон не было. Позиция стороны обвинения суду была известна - она излагалась в обвинительном заключении с предложениями суду о квалификации деяния, вменяемого подсудимому, а также о мере наказания, которое ему необходимо назначить. Суд удалялся на несколько минут в совещательную комнату, а по возвращении объявлялась резолютивная часть приговора. В подавляющем большинстве случаев решение суда совпадало с предложениями стороны обвинения. Иными словами, результат рассмотрения дела предрешался уже на следствии.

Между тем, принятая в 1936 году Конституция СССР содержала специальную главу (IX) "Суд и прокуратура". В статье 102 Конституции предусматривалось осуществление правосудия только судами. Перечислялись такие основополагающие принципы судопроизводства, как независимость судей и подчинение их только закону, гласность, обеспечение обвиняемому права на защиту, участие народных заседателей в осуществлении правосудия (ст.ст. 109-112). Провозглашались неприкосновенность личности, в соответствии с которой никто не должен подвергаться аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.

В 1937 году была принята Конституция РСФСР, которой определялись роль и место Верховного суда РСФСР в судебной системе Республики. В Конституцию РСФСР были включены нормы общесоюзного Основного Закона, относящиеся к судопроизводству.
Новой Конституцией Верховный суд РСФСР, избиравшийся Верховным Советом РСФСР сроком на пять лет, определялся, как высший судебный орган республики. На Верховный суд РСФСР возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов РСФСР, автономных республик, краев и областей.
Провозглашались такие принципы правосудия, как независимость судей и подчинение их только закону, рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом, открытое разбирательство дел, обеспечение обвиняемому права на защиту и другие. То есть, в Конституции были записаны большинство демократических принципов, однако они существовали только на бумаге. Реальных гарантий защиты от произвола не было.

Даже после принятия новой Конституции продолжало действовать постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года "О порядке ведения дел о подготовке или совершению террористических актов", не допускавшие гласности судопроизводства, участие защитника по делам о так называемых "контрреволюционных" преступлениях, а также обжалования вынесенных судебных решений. Вопреки Конституции, лица, привлекаемые к уголовной ответственности по статье 58 арестовывались и заключались под стражу не только с санкции прокурора или по судебному решению, но и по постановлениям должностных лиц Наркомата Внутренних дел. Дела в отношении таких лиц рассматривались не только судами и военными трибуналами, но и внесудебными органами, которые назначали любые виды уголовного наказания, включая расстрел.

Иван Александрович Ильин :
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.
ПРОЕКТ ОСНОВНОГО ЗАКОНА РОССИИ

http://project03.ru/cod/03.php

ссср-ия, террор, конституция, конституция Ильина, руский вопрос, геноцид

Previous post Next post
Up