наши задачи - сопротивление злу силою

Dec 21, 2013 00:09


Оригинал взят у andrey21 в Наши задачи - сопротивление злу силою

«Грозные судьбоносные события, постигшие нашу чудесную и несчастную Родину, опаляющим и очистительным огнем отозвались в наших душах.
В этом огне горят все ложные основы, заблуждения и предрассудки, на которых строилась идеология прежней русской интеллигенции.
На этих основах нельзя было строить Россию; эти предрассудки и заблуждения вели ее к разложению и гибели. В этом огне обновляется наше религиозное государственное служение, отверзаются наши духовные зеницы, закаляется наша любовь и воля.
И первое, что возродится в нас через это, будет религиозная государственная мудрость восточного Православия и особенно русского Православия. Как обновившаяся икона являет царственные лики древнего письма, утраченные и забытые нами, но незримо присутствующие и не покидавшие нас, так в нашем новом видении и в волнении да проглянет древняя мудрость и сила, которая вела наших предков и страну нашу святую Русь!»



Эти слова можно считать эпиграфом ко многим другим сочинениям Ивана Александровича.
Многие русские думали точно так же.
Русская интеллигенция распространила в народе множество идеологических стереотипов и предрассудков, которые и привели Россию к глубочайшему кризису. Одним из таких серьезнейших предрассудков Ильин и считал толстовскую философию непротивления злу.
Ильин решился написать научное исследование, в котором последовательно разобрал взгляды Толстого, подтверждая свои слова, свою критику цитатами из произведений самого Толстого.
Ильин дал довольно резкую оценку толстовству: «...проповедовался наивно-идиллический взгляд на человеческое существо, а черные бездны истории и души обходились и замалчивались. Производилось неверное межевание добра и зла: герои относились к злодеям; натуры безвольные, робкие, ипохондрические патриотически мертвенные, противогражданские - превозносились как добродетельные. Искренние наивности чередовались с нарочитыми парадоксами, возражения отводились как софизмы: несогласные и непокорные объявлялись людьми порочными, подкупными, своекорыстными, лицемерами... Так случилось, что учение графа Льва Толстого и его последователей привлекло к себе слабых и простодушных людей и, придавая себе ложную видимость согласия с духом Христова учения, отравляло русскую религиозную и политическую культуру».

Конечно, он понимал и признавал, что ни Толстой, ни его последователи не призывают к полному непротивлению - это было бы равносильно добровольному нравственному самоуничтожению. Толстовцы предлагали перенести борьбу со злом во внутренний мир человека, притом именно того человека, который эту борьбу ведет. Таким образом, толстовцы считали непротивление особым видом сопротивления, но только некоторыми, допустимыми с их точки зрения способами.
Идея эта, подчеркивал Ильин, наследует традиции христианства.
Однако, продолжал Иван Александрович, призывая любить врагов, Христос призывал любить врагов самого человека, а не врагов Божьих, попирающих божественное. Истолковывать христианский призыв к кротости, как призыв к безвольному созерцанию насилий и несправедливости, по мнению Ильина, противоестественно.
Между тем вопрос о зле и насилии не так прост.
Толстой и его последователи употребляли термины «насилие» и «ненасилие» расплывчато и неточно, смешивая самые различные виды насилия с формами принуждения и самопринуждения.
А Ильин дал точное определение сущности зла, подчеркивая этом, что насилие как таковое и есть зло, против которого необходимо бороться. Всякий человек, подчеркивает он, подвергшийся насилию заслуживает сочувствия и помощи.
Характеризуя признаки зла, Ильин отмечает его внешнюю агрессивность, лукавство и многообразие. Только наивный человек, поясняет он, может не замечать лукавства зла и полагать, что ему присуще простодушие, прямота и рыцарская корректность, что с ним можно договариваться, ожидая от него верности, лояльности и чувства долга.
Ильин утверждал, что на протяжении всей истории человечества в разные эпохи и в разных общинах лучшие люди гибли от насилия худших, и продолжалось это до тех пор, пока лучшие не решались дать худшим организованный достойный отпор.
«Прав будет тот, - писал он, - кто оттолкнет от пропасти зазевавшегося путника, кто вырвет пузырек с ядом у ожесточившегося самоубийцы, кто вовремя ударит по руке прицеливающегося революционера, кто в последнюю минуту собьет с ног поджигателя, кто выгонит из храма бесстыдников, кто бросится с оружием на толпу солдат, насилующих девочку, кто свяжет невменяемого и укротит одержимого злодея».

И все же, оправдывая применение силы в защиту добра, Ильин предостерегает от возможности впасть в другую крайность - в признание допустимости любых средств для достижения благой цели. Нравственное достоинство цели ни в коем случае нельзя переносить на средства. Поэтому Ильин четко формулирует и условия, в которых применение силы оправданно.
И прежде всего это определение зла по характеру совершаемых им поступков, а также волевое отношение к жизни, принятие ответственности ( очень важно ) за свое решение и действие и, наконец, последующее прижизненное нравственно-религиозное очищение.
И все это при ясном осознании того, что в конкретных жизненных обстоятельствах бессильны мирные средства противления злу.
«Сопротивляйтесь всегда любовию:
а) самосовершенствованием,
в) духовным воспитанием других,
с) мечом».
Меч он поставил на третье место, после двух духовных факторов. Идею любви и меча Ильин связывал с древнерусскими традициями, с образами Михаила Архангела и Георгия Победоносца.
Есть у Ильина и еще одно важное : «... моралист, отстаивающий идеи непротивления, подходит к государственной, правовой и политической жизни, то здесь перед ним простирается сфера сплошного зла, насилия, грязи».
Ильин отмечает, что тут не может быть никакого идеализма правосознания , где можно вести речь о различных нормальных, цивилизованных способах жизни.
Духовная необходимость и духовная функция правосознания, по его мнению, от моралиста совершенно ускользают. Вместе с отвержением права отвергаются и «все оформленные правом установления, отношения или способы жизни:
земельная собственность,
наследование,
деньги, которые „сами по себе суть зло",
иск,
воинская повинность;
суд и приговор ,-все это смывается потоком негодующего отрицания, иронического осмеяния, изобразительного опорочения. Все это заслуживает в глазах наивного и щеголяющего своей наивностью моралиста только осуждения, неприятия и стойкого пассивного сопротивления».
Это один из наиболее важных моментов в книге Ильина, действительно характеризующий российское моралистическое сознание.
Для жизни российского общества испокон веков было характерно недоверие к правосознанию, к повседневной государственной жизни, к самозащите человека, к формам правозащитной и судебной деятельности.
Ильин пишет: «Сентиментальный моралист не видит и не разумеет, что право есть необходимый и священный атрибут человеческого духа; что каждое состояние человека есть видоизменение права и правоты; и что ограждать духовный расцвет человечества на земле невозможно вне принудительной общественной организации, вне закона, суда и меча. Здесь-то личный духовный опыт молчит, а сострадательная душа впадает в гнев и в „пророческое" негодование. И в результате этого его учение оказывается разновидностью правового государственного и патриотического нигилизма».
Сказано сильно, справедливо и, крайне актуально сегодня.
Абсолютно справедлива концепция Ильина и в отношении защиты правового государства и спокойствия граждан.
Правовое государство вынуждено применять силу для того, чтобы противостоять тоталитаризму, угрозе гражданской войны и чиновничьему безпределу.
Ильин показывает губительную неравность положения наглого, авторитарного насилия, не знающего никаких препон и пределов, не ценящего человеческую жизнь, и либерального, мягкого правления, не связывающего себя установлениями права.
Это одна из глубочайших дилемм и трагедий нашей настоящей действительности, Русского Вопроса.
Оправданно ли, допустимо ли силой погасить очаги гражданской войны, предотвращая его разрастание на всю страну, да и на мир?

элита, детандемизация, ильин, христианство, антиэлита, руский вопрос, сущий, власть, руский вопос, православие, рго, русофобы

Previous post Next post
Up