Оригинал взят у
saygotakamori в
Рынков В. М. Аграрное законодательство антибольшевистских правительств на востоке РоссииОригинал взят у
saygotakamori в
Рынков В. М. Аграрное законодательство антибольшевистских правительств на востоке РоссииНачавшаяся в 1917 г. Российская революция явление сложное и многоплановое. В ней можно выделить целый комплекс внутренних составляющих, самостоятельных революций: политическую, пролетарскую, солдатскую и аграрную. Очевидно, что длительность и всеохватывающую глубину революционного кризиса, архаичность многих черт его протекания предопределила именно аграрная компонента.
«Красная смута» обострила и столкнула противоположные тенденции в аграрном развитии России. В 1917 г. ослабевшая государственная власть выпустила из-под своего контроля российскую деревню. Почти полный разрыв хозяйственных связей с городом и деятельность политических пропагандистов, не отличавших вседозволенность от «революционного творчества масс», толкали деревню на решение вековых и сиюминутных проблем исключительно собственными силами.
В центральной части России советское правительство, руководствуясь своей доктриной об антагонистическом характере пролетарских и мелкобуржуазных крестьянских интересов, встало на путь силового регулирования аграрных отношений. В другом лагере гражданской войны, на окраинах России, государственная власть пыталась найти правовые механизмы решения аграрного вопроса. В обоих случаях вмешательство государства не только не помогло распутать клубок социально-экономических противоречий в деревне, а напротив, способствовало переходу аграрной революции в новую качественную стадию, определяющей чертой которой стало противостояние крестьянства и государства. Поэтому закономерно, что отличительной чертой заключительного этапа гражданской войны стало участие в ней широких масс крестьянства. Это достаточно отчетливо проявилось в партизанском движении, охватившем колчаковский тыл, в «зеленом» движении, в массовых антикоммунистических восстаниях, объявших всю страну в 1920 - 1921 гг.
В последние годы неоднократно предпринимались попытки изобразить антибольшевистский лагерь в гражданской войне в качестве нереализованной реформаторской альтернативы большевистскому режиму, в рамках которой государственная власть учитывала стремление крестьянства свободно вести хозяйство на принадлежащей ему земле. Центральным аргументом в пользу подобной трактовки выступали аграрные мероприятия восточной контрреволюции, оцениваемые как продолжение прогрессивного курса столыпинских преобразований.
Читать дальше