Оригинал взят у
stmvl в
Протоиерей Андроник Кохно (+1995). Трагедия Русской Православной Церкви.ИСТОРИЯ СЕРГИАНСТВА И ЕГО НЕКАНОНИЧНОСТЪ
7 апреля 1925 года скончался святой Патриарх Московский и всея Руси Тихон. За два часа до кончины его посетил митрополит Крутицкий и Коломенский Петр, который принес на подпись ему два документа: завещание о местоблюстителе Патриаршего престола и Заявление об отношении Русское Православной Церкви к Советской власти. Этому посещение предшествовало совещание 60-ти епископов, на котором обсуждались названные документы. Сразу после совещания епископов митрополит Петр отправился к уполномоченному ОГПУ по церковным делам Тучкову для ознакомления его с документами. Тучков внес в заявление свои коррективы, естественно, в пользу Советской богоборческой власти.
Святой Патриах Тихон подписал завещание, в котором своим местоблюстителем назначил митрополита Петра, а заявление категорически подписать отказался, сильно расстроился и несколько раз возбужденно и громко так, чтобы было слышно в коридоре за закрытой дверью повторил: "Этого сделать я не могу!" Так и не уступив требованиям безбожной власти, он скончался, оставшись верным церковным канонам.
Вышеприведенные, факты подтверждаются следующими событиями и соображениями: подписанное Патриархом завещание сразу же было сообщено епископам, а о заявлении ничего им митрополит Петр не сказал. Спрашивается, почему? Да потому, что оно не было подписано. Однако, спустя несколько дней после похорон Патриарха, газета "Известия" опубликовала так называемое "Завещание", якобы подписанное Патриархом Тихоном, а на самом деле сфабрикованное Тучковым, который тем самым обманул епископов, народ и весь мир.
Известно также, что митрополит Сергий в своем Послании-декларации от 29 июля 1927 года ни одним словом не ссылается на "Завещание" Патриарха, хотя это ему было просто необходимо для поддержания своего авторитета, т.к. он знал, что оно подложное, а Тучков не настаивал на ссылку на ''Завещание", ибо опасался, чтобы не возник вопрос о его подлинности, что могло привести к разоблачению фальсификации самого Тучкова. И митрополит Петр в своем сугубо церковном Послании тоже не упоминает так называемое "Завещание", зная, что оно не было подписано Патриархом.
10 декабря 1925 года митрополита Петра арестовали. Его заместителем был митрополит Сергий, который в своем первом обращении 10 мая 1926 года, которое соответствовало духу церковных правил и "Записке" (исповеданию) епископов, находившихся в Соловецком лагере (40 человек), сделал попытку добиться от Советской власти подлинного отделения Церкви от Государства и невмешательства в дела друг друга. Но в это время он был на стороне Заграничного Синода Русской Православной Церкви и считал его самостоятельным и правомерным высшим органом заграничной Церкви.
Однако изданная им и разосланная епископам (и одобренная ими) первая Декларация не соответствовала политике богоборческой власти и митрополита Сергия арестовали. После трехмесячного заключения его вынудили на согласие издать особую Декларацию, угодную большевикам, которую он единолично подписал, т.к. епископам она не была предъявлена, и тем самым нарушил, прежде всего, соборность церкви (9 член Символа веры). Но эта декларации не дала обещанного властями легального статуса церкви, ибо конституцией СССР 1929 года разрешалось только совершать богослужение и требы, а вся остальная многогранная ее деятельность запрещалась. В этой же декларации было обусловлено, что за легализацию Синода Московского патриарха митрополит Сергий будет помогать Советской власти бороться с Русской Православной Церковью за границей.
В своей книге "Плененная Церковь", изданной в Германии в 1954 году (автор Глеб Рар), секретарь Сергианского Синода М.П. Вознесенский цитирует следующие слова митрополита Сергия (из его докладной записки от 12 ноября 1941 года): "Особые усилия большевизм приложил к тому, чтобы разложить внутреннюю организацию церкви.., вообще не существовало ничего похожего на легализацию Церкви. Ни отдельные епархии, ни приходы не были никаким юридическим лицом.., они существовали только фактически, но не по праву".
Так что, как видим из слов самого автора, а вернее соавтора Декларации, никакого улучшения для церкви от его соглашательства и уступок не произошло - Церковь Христова так и осталась гонимой и разрушаемой. В первую очередь подвергались арестам и уничтожению несогласные с Декларацией митрополита Сергия, в том числе из 260 епископов (в 1927 году), не считая вновь рукоположенных при митрополите Сергии, к 8 сентября 1943 года, когда совершалось избрание, а вернее, назначение его Патриархом Московским, в живых осталось всего 19. Остальные погибли в лагерях, тюрьмах и ссылках (в том числе и 3 епископа из 9, согласившихся с Декларацией). Невольно сравниваешь два числа и их разницу: 260 отвергших уступки и соглашательство и 9 согласившихся. Разве это не явный сергианский раскол?! Это уже второй раскол в Русской Православной Церкви, а первый был обновленческий, в котором митрополит Сергий побывал в 1923 году.
Лукавство большевиков сказалось еще и в том, что они с помощью Декларации выявили ее противников и внесли разделение в иерархию, сначала расправились с несогласными, а потом и с остальными. Попутно закрывались и разрушались монастыри и храмы, к началу Великой Отечественной Войны (1941 год) из 1236 монастырей и 60 тысяч храмов в стране осталось только 300 действующих церквей, а монастырей и вовсе ни одного. Вот как был обманут митрополит Сергий и вот к каким трагическим последствиям для Церкви, не говоря уже о культуре и духовности народа, привели уступки безбожника митрополита Сергия. И в свете этих печальных фактов как лживо и лицемерно звучат слова представителей Московского патриархаае, что митрополит Сергий "спасал" Церковь, что он проявил особую "мудрость", пойдя на соглашательство с богоборцами.
Уступки безбожникам, по словам Петроградского первомученика митрополита Вениамина, "это не спасение Церкви, а погибель ее". И святой И. Златоуст говорил: "Твердость Церкви зависит не от мира с царями, а от силы Божией" (Против иудеев, слово 3).
Кроме того, митрополит Сергий оказался орудием лживой большевистской пропаганды за границей: 15 февраля 1930 года в самый разгар жестоких гонений на Церковь (когда по заданию Сталина было намечено покончить с религией в СССР к 1 мая 1937 года), он на встрече с иностранными журналистами заявил на весь мир, что у нас в стране никакого гонения на религию нет.
Что касается попытки последователей митрополита Сергия оправдать его уступки в церковных вопросах Советской власти ссылкой на слова апостола Павла, что всякая власть от Бога (Рим 13.1), то она совершенно не состоятельна, так как богоотступническая и богоборческая власть не может быть от Бога, так же, как и власть грядущего антихриста, эта власть зла служить ей "на совесть" невозможно ибо она требует отреченья от Бога и насильственно искореняет в душе человека и веру и совесть. Об этом говорят святые отцы: И. Златоуст, Исидор Пелусиот, Ефрем Сирин и убедительно разъясняют в послании Зарубежного Собора епископы РПЦЗ (1933 год). Поэтому Декларация митрополита Сергия явилась изменою самому существу Церкви Христовой ради земного благополучия как самого автора, так и его единомышленников и последователей.
Кроме нарушения митрополитом Сергием 9 члена Символа веры, о чем мы уже упоминали, им также нарушено завещание святого Патриарха о преемственности Патриаршего престола, согласно которому после смерти законного местоблюстителя митрополита Крутицкого и Коломенского Петра главою Церкви должен быть назначен митрополит Казанский Кирилл, что подтверждает известный канонист Русской Православной Церкви профессор Троицкий. Об этом же писал и сам Сергий в 1926 году митрополиту Агафангелу Ярославскому. Вот его слова: "Если митрополит Петр оставит должности местоблюстителя, наши взоры единственно обратятся к кандидатам, указанным в завещании Патриарха Тихона, к митрополиту Кириллу, а потом и к Вашему Высокопреосвященству. Могу сказать, что таково же указание и митрополита Петра".
Таким образом, митрополит Сергий, вопреки возражениям митрополитов Кирилла и Агафангела и своим собственным заверениям, узурпировал власть в Русской Православной Церкви и стал именоваться местоблюстителем Патриаршего престола и блаженнейшим митрополитом Московским, хотя согласно завещанию митрополита Петра он был лишь на 4-м месте среди кандидатов на местоблюстительство. Следует отметить, что все это каноническое беззаконие было совершено Сергием еще при жизни митрополита Петра, который вернулся из ссылки в 1934 году, и за отказ сотрудничать с безбожной властью вновь был арестован и в ссылке скончался в 1937 году. Остальные митрополиты, кандидаты на местоблюстительство, находились тоже в ссылках и поэтому узурпацию церковной власти мог обличить только митрополит Антоний (Храповицкий), возглавлявший Русскую Православную Церковь Зарубежья, что он и сделал 20 августа 1934 года в письме к митрополиту Елевферию. Такова, вкратце, история Сергианства в довоенное время.
Война 1941 года вынудила Сталина смягчить свою политику в отношении религии и частично прекратить гонения на Церковь. Этому способствовало как требование союзников о прекращении гонений на религию и СССР, так и быстрое возрождение приходов на оккупированной немцами территории, и Сталин решил использовать Русскую Православную Церковь в своих целях и разрешил митрополита Сергия возвести в Патриархи. Кровавый палач, гонитель и враг Церкви "благословляет" митрополита Сергия быть Патриархом. Это же вопиющее нарушение 30 апостольского правила и 3 правила Вселенского Собора! Такое же неканоническое "избрание" - назначение безбожной властью было совершено и с митрополитом Алексием, ставшим после смерти митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.
Уже одна неканоничность избрания как митрополита Сергия, митрополитов Алексия и Алексия II на Патриаршество освобождает от запрещения тех епископов, клириков и мирян, которые порвали общение с ними и их последователями и преемниками. Поэтому здесь совершенно не состоятельна ссылка Сергианцев на 31-е апостольское правило, а также на 14 правило Двукратного Собора, в котором требуется подчинение Московскому Патриарху всех русских епископов, в том числе и заграничных, ибо 15 правило этого же Собора делает дополнение к 31 и 14 правилам, которое не только не обвиняет в неподчинении своим изменившим Православным церковным канонам Предстоятелям, а еще и называет их (неподчинившихся) достойными чести, подобающим православным" (15 правило). Именно таково основание, по которому многие исповедники и новомученики в России и иерархия Русской Православной Церкви Зарубежья прервали общение с Московским Патриархом, ставленником и исполнителем антихристианской власти.
Кроме нарушения 30 правила святых Апостолов, которое гласит: "Аще который епископ мирских начальников употребив, через них получат епископскую в Церкви власть: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним" и подтверждающего его 3 правило Вселенского Собора, Сергианство нарушило еще и другие церковные правила. Среди них: 34 апостольское правило: "Превышение полномочий первым епископом и подсудность его Собору'', действия в пользу врагов Церкви, как предательство - определение собора 1917--1918 годов, 6-е правило святого Георгия Неокесарийского: пренебрежение младшими прав старших по рукоположению; 97 правило Карфагенского Собора, а также само священное Писание: о долге исповедничества и следующие слова святого апостола Павла: "Не приклоняйтесь под чужое иго с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с ттьмой? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? (2Кор 6.14-15), которые со всей остротою обличают и разоблачают нарушение Сергианством, а преемственно и Московским патриархатом церковных канонов Единой Святой Соборной и Апостольское Церкви.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗА ГРАНИЦЕЙ
В 1917 году был созван Всероссийский Собор Русской Православной Церкви на котором исполнилось давнишнее чаяние православных людей России - совершилось избрание Патриарха Московского и всея Руси. Им стал Митрополит Тихон, избранный на патриарший престол законным каноническим путем.
19 января 1918 года в связи с декретом Советской власти об отделении Церкви от государства /1917 г./ патриарх Тихон вместе с определением Всероссийского Православного Собора /1917-1918 гг./ предал анафеме /отлучению/ антирелигиозную пропаганду новой советской власти. "Всякое участие как в издании сего враждебного Церкви узаконения, так и попытках провести его в жизне… навлекают на виновных кары, вплоть до отлучения от Церкви" /73 апостольское правиле, 13 правило VII Вселенского собора/. В 1920 году святой Патриарх Тихон издал циркулярный весьма дальновидный указ №362, рассчитанный на будущие /худшие/ времена для Церкви Христовом в Советской России, в котором предусматривалось образование Священного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви за границей в случае упразднения Высшего Церковного Управления на Родине.
Под давлением жидо-большевиков Патриарх Тихон вынужден был распустить. этот церковный орган в 1922 году а на следующий день был арестован. И тогда вступил в силу его мудрый указ № З62, что подтверждается, например, и таким историческим фактом - открытая в Бельгии /в 1921 г./ епархия Русской Православной Церкви стала подчиняться Церковному управлению зарубежной Русской Православной Церкви.
Насильственно заставив Патриарха Тихона запретить Высшее Церковное Управление Зарубежной Русской Православной Церкви /в 1923 г./ и осудить ее за попытку восстановить в России монархию, советская власть так и не добилась от Патриарха ни одного осуждения церковной деятельности заграничной иерархии. Святой Патриарх Тихон отверг также заочное, осуждение ее церковным судом, чего упорно добивалась от него безбожная власть, обещая взамен легализацию Православной Церкви и ее Патриаршего Управления.
Вынужденные покинуть в 1920 году Россию, православные иерархи во глава с митрополитом Киевским Антонием вместе со своей паствой, согласно указа №362, создали Архиерейский собор, а затем и Архиерейский Синод за границей, которые никогда не отступали и сейчас не отступают от буквы и содержания Патриаршего указа. Эти канонические действия Русской Православной. Церкви Зарубежной подтверждаются 37 правилом VI Вселенского Собора и 39 правилом Трульского Собора", в которых, говорится, что в случае вынужденного перехода по причине гонения в пределы другой Автокефальной Церкви вместе с народом, епископ сохраняет за собой право как внутреннего управления, так и в межцерковных отношениях и возглавляет собою независимую от местной церковной власти Церковь, а также сохраняет право окормления своей паствы, находящейся на Родине. Согласно этих правил, Константинопольский Патриарх дал согласие на образование Высшего Церковного управления Русской Православной Церкви Зарубежья на своей территории, что и было совершено 19 декабря 1920 года. Затем, в 1921 году, постановлением Собора. Сербской Православной Церкви, на территории на которую переселилось большая часть православных беженцев во главе с митрополитом Антонием, с 34-мя епископами Церковное управление Русской Православной Церкви Зарубежья окормляло свою паству на территорий Сербии /ныне Югославия/.
В 1927 году Архиерейский Собор Сербской Церкви снова подтвердил каноническую законность Русской Православной Церкви Зарубежья следующими словами: "По канонам Святой Православной Церкви, когда Православная иерархия со своей паствой вследствие гонения переселяется на территорию другом самостоятельной Церкви, она имеет право самостоятельной организации и управления". В таком же каноническом духе высказалось священноначалие и других православных Церквей.
С тех пор, как до воины, так и после, большинство православных зарубежных архиереев собираются для обсуждения и решения церковных, вопросов в своем центре - Нью-Йорке. В настоящее время Русская Православная Церковь Зарубежья управляется архиерейским Синодом во главе с ее Первоиерархом митрополитом Виталием, уроженцем города Севастополя /сыном морского офицера/, выехавшим за границу в 10-летнем возрасте в 1920 году.
Из этой краткой истории мы видим, что никаких церковных правил Русская Православная Церковь Зарубежья не нарушала и не нарушает никакого раскола не совершала, в чем ее так лживо и упорно старается обвинить московский патриархат.
Что же касается Вселенских Патриархов, вошедших в общение с Московской патриархией, то они были просто обмануты советской пропагандою, трубившей на весь мир, что никакого гонения на религию в СССР не существует и Русская Православная Церковь живет свободно и независимо, а потому и избрание Патриархов Сергия, Алексия I и Алексия II /Ридегера/, на которые были приглашены Патриархи, якобы вполне канонично.
Однако никто из Вселенских Патриархов не осудил и не осуждает Зарубежную иерархию Русской Православной Церкви, обличающую Московский патриархат за его уступки безбожной власти в церковных делах и заявления о том, что в СССР Церковь жила и живет свободно и независимо от вмешательства и влияния светских властей.
Почему же, спрашивается Московский Патриархат с таком неприязнью относится к своей старшей сестре - Зарубежной Церкви, обманывая своих прихожан, всячески порочит её, называя злостным раскол?
Почему, на словах призывая к примирению, на деле и сегодня, нарушая и церковные и гражданские законы, ожесточенно борется с возникающими и в России, и на Украине ее приходами, насильственно захватывая хулиганскими методами их храмы /например Ступино, Севастополь/, разгоняя общины и отлучая их членов от церковного общения, лобызаясь в тоже время представителями других религии, вплоть до еретиков? И это беззаконие творится в наше время, когда принят закон "о свободе совести...", уравнивающий в правах все церкви, независимо от места нахождения их центра. Почему?
Да потому, что Русская Православная Церковь Зарубежья является разоблачителем нарушения церковных правил, лжи, приспособленчества и соглашательства с безбожьем, на которые незаконно вступал в 1927 году заместитель местоблюстителя патриаршего престола Русской Православной Церкви Митрополит Сергий; на этом ложном основании стоит Московский Патриархат и доныне, поддерживаемый бюрократами и обманутыми верующими, в угоду антинародной власти.
Протоиерей Андроник Кохно (+1995)
г. Севастополь
internetsobor.org