"Год примерно 73-75-й, точнее не вспомнить. А Норильск от Талнаха я и сейчас не очень отличаю. Кажется, отец говорил, что оборвалась двухэтажная клеть, в которой было около 80 человек. Пытался найти какую-нибудь информацию в Интернете - не фига не нашел. Впрочем, ничего не нашел и про катастрофу на шахте в Воркуте, где отец вполне мог сам погибнуть (повезло, не работал в ту смену). Зато помню, как в нашем поселке каждый день проходило по нескольку похорон в течении недели или даже больше. Как ни выйдешь на улицу - очередная процессия..." из коммента к посту оргинила :
Оригинал взят у
mgsupgs в
В борьбе за Это...
ФОТО: РГАКФД Советский паровоз часто летел не вперед, а под откос. Но гражданам об этом не пели.
Когда читаешь сообщения о кровавых преступлениях, пожарах, наводнениях и техногенных катастрофах, кажется, что это ужасная реальность сегодняшней жизни, а двадцать, тридцать, пятьдесят лет назад все было совершенно иначе. Но это только кажется. Просто в то время слишком узкому кругу были доступны сводки происшествий.
Оригинал взят у
altyn73 в
"На трупе отсутствуют наручные часы и фуражка" Как известно, правоохранительные органы занижали преступность всегда. Ветераны милиции признаются, что при поступлении в Академию МВД одним из самых часто задаваемых был вопрос "Сколько имеете взысканий за сокрытие преступлений?". А в прокуратуре стал классикой рассказ одного из видных следователей по особо важным делам о его первом выезде "на труп". На берегу лежал выловленный из озера покойник, весь опутанный веревками. Рядом с трупом суетились эксперты и стоял задумчивый начальник райотдела милиции. Искать убийц явно не входило в его планы. Увидев следователя, он показал на тело и заметил: "Посмотри, какое жуткое самоубийство!"
И все же самые заметные и громкие происшествия милицейское начальство скрыть не могло. Ведь информацию о ситуации на местах направляли в ЦК обкомы КПСС и КГБ. И сообщать о любом ЧП нужно было как можно скорее и в наиболее благоприятном для себя ключе. Опоздавшему приходилось уже не докладывать, а оправдываться.
ФОТО: РГАКФД До начала 30-х годов в прессе еще можно было увидеть снимки крушения поезда (1920 год)...
Конкуренция различных ведомств временами превращалась в игру без правил. МВД докладывало, что офицер КГБ в Москве открыл стрельбу на улице. А с Лубянки сообщали, что под носом милиции в Энгельсе несколько лет действовала вооруженная бандгруппа, терроризировавшая город. Московские партийные власти информировали ЦК, что из-за ротозейства правоохранительных служб с номерного предприятия были похищены автоматы Калашникова вместе с совершенно секретными приборами бесшумной стрельбы. А уж о происшествиях в воинских частях все сторонние ведомства докладывали партии и правительству наперегонки.
Естественно, вся эта информация имела гриф секретности и не выходила за пределы круга ее отправителей и получателей. К отсутствию сообщений о катаклизмах, которыми были полны газеты дореволюционной России, население страны приучали постепенно. Сначала исчезли иллюстрации. К началу 30-х годов фотокорреспонденты стали нежелательными участниками тушения пожаров или ликвидации последствий крушения поездов. А после объявления об окончательной победе социализма в СССР пресса публиковала лишь заметки об успехах правоохранительных органов в борьбе с отдельными уродливыми явлениями в жизни общества, которые вот-вот будут искоренены. Даже снимки автоаварий - в назидание водителям-лихачам - лишь изредка появлялись на страницах специализированных автомобильных и милицейских изданий.
Тем временем в ЦК потоком шли сообщения о самых разнообразных ЧП. Вот, например, что сообщало в 1958 году МВД СССР.
"Имели место многочисленные случаи гибели людей"
ФОТО: РГАКФД ... или парохода, выброшенного на берег (1931 год).
Пагубным для людей стихийным бедствием становилось буквально все - и холод, и жара, и дожди. Зимой 1957-1958 годов во время снегопадов люди исчезали десятками. В сообщении от 11 февраля говорилось:
"В течение 8-10 февраля с. г. в Поволжье и прилегающих к нему районах прошли циклоны, сопровождавшиеся обильным снегопадом при низкой температуре. В результате этого имели место многочисленные случаи гибели людей и повреждения построек; в отдельных районах нарушена телефонная связь и повреждены электролинии. По предварительным данным, погибло 224 человека и пропало без вести около 120 человек.
Сильные ветры и снежные заносы вызвали нарушение движения пассажирских и товарных поездов на ряде участков Уфимской и других железных дорог".
В мае начались крупные лесные пожары. О ситуации в Иркутской области в информации МВД говорилось:
"В связи с установившейся сухой, жаркой погодой в Иркутской области в результате проведения огневой зачистки лесов и нарушения противопожарных правил возникли лесные пожары.
По состоянию на 16 мая с. г. в лесах области действовало 125 пожаров на площади 7750 гектаров, в том числе 13 пожаров охватывали площади от 200 до 300 гектаров...
ФОТО: РГАКФД Затем остались только иллюстрации отдельных недостатков в организации дорожного движения (1944 год)
Действующий в Тангуйском районе лесной пожар 11 мая с. г. в 13 часов вследствие ураганного ветра перекинулся на поселок Ергунь... Огнем уничтожено 54 дома..."
А летом на юге и востоке СССР начались проливные дожди:
"В результате ливневых дождей, выпавших на территории Читинской области, сильно поднялся уровень воды реки Амур.
Наводнение в Амурской области принимает угрожающие размеры: уровень воды в реках Амур и Зее в районе города Благовещенска поднялся на 4 м 42 см; затоплены отдельные участки Благовещенска, а также села Сергеевка и Марково Благовещенского района. В северной части области река Селемджа вышла из берегов и затопила районный центр Экимчан, где погибло два человека.
В настоящее время предприятия города прекратили работу. Все население мобилизовано на строительство и укрепление береговых дамб".
"В результате крушения 30 человек убито"
ФОТО: РГАКФД Граждане страны Советов не догадывались о том, что первый в мире пролетарский воздушный флот иногда таранит пламенными моторами крыши домов (20-е годы), ...
Неменьшую опасность для жизни советских граждан представлял и транспорт. Людей тогда нередко возили в открытых кузовах грузовых машин, и большинство аварий было для их пассажиров фатальным. В легковушках, судя по сводкам МВД, ездить было ненамного безопаснее. При авариях с участием персональных автомобилей, как правило, погибали водитель и сидевший по советской традиции впереди чиновник. Правда, бывали и исключения. МВД докладывало:
"Сегодня, 14 июля 1958 года, в 8 часов 35 минут автомобиль ЗИС-110 #МЗ-23-12 (под управлением шофера Малиновского), в котором находился Маршал Советского Союза т. Буденный С. М. и его адъютант т. Александров, следовал по проспекту Ленина в направлении на Внуковский аэродром. На перекрестке Ленинского и Университетского проспектов указанный автомобиль проехал на красный сигнал светофора и после сильного торможения ударился в среднюю часть рейсового автобуса #МЯ-44-23, следовавшего со стороны МГУ.
В результате этой аварии пострадал только находившийся в автомашине ЗИС-110 Маршал Советского Союза т. Буденный С. М., получивший закрытый перелом правой руки выше локтя".
Особенно поражает в милицейских сводках обилие аварий на железных дорогах. "30 июня в 7 часов 08 минут у входных стрелок станции Капитолово Октябрьской железной дороги пригородный поезд #356, следовавший из города Приозерска в город Ленинград, потерпел крушение: 5 вагонов сошли с рельсов. В результате крушения 30 человек убито и 175 человек получили телесные повреждения.
ФОТО: РГАКФД ... а стальные руки-крылья ломает при ударе о землю (20-е годы)
Трупы погибших, а также граждане, получившие повреждения, эвакуированы в город Ленинград".
Погибали не только пассажиры:
"20 января 1958 года на перегоне между станциями Долгоруково и Свечинская Московско-Курско-Донбасской железной дороги произошло крушение товарного поезда #842, в результате чего разбито 18 вагонов и 5 цистерн с метиловым спиртом.
Жители деревни Братовщина Долгоруковского района Липецкой области из разбитых цистерн выбрали остатки спирта и стали употреблять его. Это привело к тому, что 21 человек получил отравление, из них 5 человек 24 января с. г. умерли в больнице".
Опасность поджидала и на воде:
"27 июня 1958 года в реке Тара (Омская область) во время катания на лодках утонуло 20 детей Муромцевского районного пионерского лагеря, начальник этого лагеря Попов и медработник Лещинская.
Предварительным расследованием установлено, что в 19 часов 27 июня начальник лагеря - учитель Попов, 1929 года рождения, организовал катание детей по реке на двух лодках - металлической (с подвесным мотором) и буксируемой ею деревянной. В лодках находились 33 пионера, начальник лагеря, 2 пионервожатых, медработник и баянист.
ФОТО: РГАКФД Партия и правительство сообщали народу о наводнениях (на фото, Москва, 1932 год), снежных заносах (внизу, Москва, 1918 год) и других катаклизмах лишь до тех пор, пока не одержали окончательную победу над природой
Вследствие перегрузки моторная лодка опрокинулась и затонула, потащив за собой буксируемую лодку... В результате принятых мер по состоянию на 11 часов утра 28 июня с. г. из реки извлечено 10 утонувших детей. Работы по извлечению погибших осложняются из-за большой глубины реки и наличия омутов на месте катастрофы".
Авиакатастрофы происходили не реже железнодорожных.
"9 июня 1958 года в 11 часов 48 минут по местному времени в 18 километрах от гор. Магадана самолет Ил-12 #1364 Хабаровского отряда Дальневосточного управления гражданского воздушного флота при снижении на посадку, происходившем в условиях дождя и значительной облачности, врезался в сопку. Находившийся на борту экипаж в составе 4 человек и 16 пассажиров погибли.
13 июля с. г. в 17 часов 20 минут в Щелковском районе Московской области потерпел аварию самолет типа Ту-16 Государственного конструкторского научно-исследовательского института ВВС.
Самолет находился в полете, имея на борту новую научную аппаратуру и боеприпасы. При посадке на аэродром в сильный дождь самолет врезался в жилые дома деревни Хотово (32 километра от гор. Москвы), в результате чего возник пожар, сопровождавшийся взрывами боеприпасов и кислородных баллонов.
Во время катастрофы из 7 членов экипажа самолета 6 человек погибло, один в тяжелом состоянии доставлен в больницу. От удара самолета и пожара погибло 7 человек местного населения, один человек получил сильные ожоги. Сгорело 2 жилых дома, 4 дома были разрушены падающим самолетом. При тушении пожара пострадали 2 пожарных".
"5 военных самолетов сбросили в деревню 39 боевых бомб"
Судя по спецсообщениям МВД, советская армия представляла опасность не только для вероятного противника, но и для населения СССР. Массовые драки солдат с гражданскими были обыденным делом. А призывники и демобилизованные защитники родины из воинских эшелонов регулярно грабили магазины и ларьки на попутных станциях.
ФОТО: РГАКФД Фотография пожара на кинофабрике "Межрабпромфильм" (1930 год) стала одной из последних. После этого советских фотокоров пускали лишь на тренировки бойцов пожарных команд
Случались и происшествия с более тяжкими последствиями:
"18 июля 1958 года в 12 часов 45 минут 5 военных самолетов воинской части #06951 Министерства обороны СССР, дислоцирующейся в районе города Черняховска Калининградской области, во время учений сбросили в дер. Стульяляй Кибартского района Литовской ССР 39 боевых авиационных бомб.
В результате этого убиты граждане Норкайтис З. Ю., Кресненкявичене О. М. и тяжело ранен гражданин Титос О. Ю. Кроме того, разрушены 2 дома, погибли 3 коровы и выведен из строя трактор ДТ-54, принадлежащий совхозу 'Вуткаймис'".
Однако не это было самым интересным. О неуставных отношениях тогда никто и не заикался. Но сопутствующие им, как теперь считается, явления - расстрел сослуживцев и дезертирство - отнюдь не были ЧП союзного масштаба.
"4 июня с. г. рядовой погранзаставы 'Саглы' (Овюрский район Тувинской автономной области) Миньяров, 1936 года рождения, выстрелами из карабина 6 солдат убил и 4 тяжело ранил. При задержании Миньяров оказал сопротивление и был убит".
Дезертиры, как и теперь, бежали с оружием, а при задержании, не раздумывая, стреляли по милиционерам.
"Начальник отделения Госавтоинспекции получал взятки"
В 1958 году достаточно часто жертвами оказывались сами милиционеры.
"В городе Чебоксары 10 июля с. г. в районе текстильного комбината в яме обнаружен труп старшего лейтенанта милиции Александрова С. А., 1918 года рождения.
Предварительным расследованием установлено, что Александров убит путем удушения после часа ночи 8 июля при возвращении домой. На трупе отсутствуют наручные часы и фуражка". Однако гораздо чаще на трупах отсутствовало личное оружие.
В Москве юный бандит, решив добыть пистолет, просто ударил молотком по голове стоявшего на посту у иностранного посольства офицера КГБ, одетого милиционером. Череп выдержал. Преступника арестовали. А в Киеве грабители сберкасс, решившие обзавестись лишним стволом, совершили другую оплошность. В руках у убитого ими милиционера остался паспорт одного из бандитов, и группу вскоре обезвредили.
Ловили милиционеры и "оборотней в погонах".
"Управлением внутренних дел исполкома Московского городского совета депутатов трудящихся совместно с прокуратурой города Москвы разоблачены взяточники, орудовавшие в Госавтоинспекции УВД гор. Москвы, автошколах управления торгового и пассажирского транспорта Мосгорисполкома, а также в школе #5 ДОСААФ.
Расследованием установлено, что начальник 3-го отделения Госавтоинспекции гор. Москвы Крохин и подчиненные ему работники, став на путь злоупотребления своим служебным положением, получали взятки с преподавателей автошкол за прием экзаменов на водительские права от лиц, которые не имели достаточных знаний правил уличного движения и техники управления автомобилем.
При обыске у Крохина обнаружены и изъяты наличные деньги в сумме 152 000 рублей, автомашины 'Волга' и 'Москвич', а также много других ценностей".
"Убил еще двух и ранил трех встретившихся ему граждан"
В остальном преступность образца 1958 года отличалась от нынешней только численностью банд и размерами их доходов. МВД отчитывалось:
"В Грузинской ССР ликвидирована бандитская группа Гигаури, совершившая ряд дерзких ограблений и убийств пассажиров рейсовых автобусов, а также краж из магазинов и домов в Ахметском районе Грузинской ССР. По делу арестовано 18 человек.
В Армянской ССР ликвидирована бандитская группа Рафаэляна, совершившая в 1955-1957 годах несколько убийств и 7 вооруженных нападений на магазины в городе Ереване, во время которых похищено более чем на 350 тысяч рублей материальных ценностей и наличных денег.
МВД Чечено-Ингушской АССР ликвидирована бандитская группа, в которую входили бежавшие из мест лишения свободы Евлоев Я. и Кусиев, а также Евлоев М., Холухоев и Чумаков - все по национальности ингуши. По предварительным данным, всего бандитами совершено 4 убийства, нанесено 2 тяжелых ранения, ограблено 4 кассы предприятий, 6 магазинов и один склад, откуда похищено денег и товаров на сумму более 950 тысяч рублей".
Нередко в сводки попадали и групповые убийства:
"14 мая 1958 года на хуторе Мигалакаси-Махи Сергокалинского района Дагестанской АССР местный житель Ибрагимов, психический больной, беспричинно нанес на улице школьнику Надырову кинжалом смертельные ранения. После этого он, проходя по улице, убил еще двух и ранил трех встретившихся ему граждан.
Пытавшемуся утихомирить его Курбанову Ибрагимов нанес несколько ударов. На крик Курбанова подбежал его сын Ахмедов, который вступил с Ибрагимовым в борьбу. Будучи раненным, Ахмедов кинжалом убил Курбанова".
Подобное происходило не только в южных регионах страны:
"Утром 24 марта 1958 года в гор. Кинель Куйбышевской области рабочий механического завода Павлов в своей квартире убил топором отца и мачеху, после чего проник через забор в цех завода, где он работал, спрятался в тамбуре и стал ожидать прибытия рабочих. Пришедшую первой уборщицу Павлов убил топором. Затем тем же способом он убил рабочих Солдатова, Кузнецова, Гришечкина, Волошина, Котякова и Верюшкина, после чего пытался совершить самоубийство, хватаясь руками за электрорубильник. При задержании Павлов заявил, что отца, мачеху и рабочих завода он убил за то, что они его якобы преследовали. По предварительным данным, Павлов является психически больным; во время войны он был ранен в голову".
Одним словом, 45 лет назад преступники мало отличались от нынешних. Вот только население о них почти ничего не знало.
Криминальная статистика от Хрущева до Путина
*Данные за 2000 год.
**На 100 автомобилей.
Сводки читал обозреватель "Власти" Евгений Жирнов: