" ... съ великой скорбью, но твердо говорюя, что Митрополитъ Сергій отпалъ отъ Церкви."
Оригинал взят у
anton21 в
ХВ! Церковные ведомости. №15-16.1930г. Беседа с Архіепископом Серафимом. Церковныя Ведомости №15-16, 1930 г.
Бесѣда съ Архіепископомъ Серафимомъ.
Въ газетѣ «Возрожденіе» отъ 25 іюня с. г. напечатана бесѣда съ Архіепископомъ Серафимомъ (Лукьяновымъ - ред. Archiv) на наболѣвшую тему церковной жизни. Въ виду большого интереса этой бесѣды, мы цѣликомъ печатаемъ ее изъ названной газеты.
Нашъ сотрудникъ обратился къ Архіепископу Серафиму съ просьбой высказать свое мнѣніе по поводу волнующаго эмиграцію вопроса объ опубликованіи въ зарубежной печати протеста противъ послѣднихъ мѣропріятій Митрополита Сергія и о самыхъ этихъ мѣропріятіяхъ.
- Съ глубочайшимъ интересомъ читаю я дошедшія до насъ обращенія вѣрующихъ изъ Россіи по поводу дѣйствій Митрополита Сергія, - сказалъ Владыка. - Конечно, формально это не документы, но вѣдь нельзя и требовать подписей подъ такимъ обращеніемъ, - давшіе ихъ подверглись бы тяжкимъ карамъ. Самый же тонъ этого обращенія, горячій, прямой и искренній, свидѣтельствуетъ о томъ, что написано оно людьми, стойкими въ вѣрѣ, преданными Церкви, глубоко потрясенными той смутой, которую вносятъ въ сердца вѣрующихъ поступки Митрополита Сергія. И еще, что убѣждаетъ меня въ серьезности этого сообщенія, это упоминаніе о трехъ достойнѣйшихъ іерархахъ. Православной Русской Церкви - Митрополитѣ Арсеніи Новгородскомъ, Митрополитѣ Кириллѣ Казанскомъ и Архіепископѣ Ѳеодорѣ, бывшемъ ректорѣ Московской духовной академіи, - пастыряхъ особо стойкихъ, ревнующихъ о Церкви, непоколебимо проповѣдующихъ истину въ тяжкихъ условіяхъ россійской жизни, нынѣ принимающихъ вѣнецъ исповѣдничества въ далекой ссылкѣ. Никто изъ этихъ трехъ іерарховъ, совмѣстно съ Митрополитомъ Петромъ Крутицкимъ, законнымъ Мѣстоблюстителемъ патріаршаго престола, не признал Митрополита Сергія возглавляющимъ Православную Церковь въ Россіи.
- Ваше Высокопреосвященство, вѣдь Вы знаете лично Митрополита Сергія?
- Не только знаю, но въ недавнемъ прошломъ связанъ съ нимъ узами крѣпкой личной дружбы. Три года я былъ викаріемъ у Митрополита Сергія, тогда Архіепископа Финляндскаго, а въ 1917 году смѣнилъ его на этомь посту. Всѣ три года мы прожили вмѣстѣ и были в наилучшихъ отношенiяхъ.
- Какъ относитесь Вы сейчасъ къ Митрополиту Сергію?
- Съ глубокой горечью, именно потому, что это особенно мнѣ дорогой и близкій человѣкъ, съ великой скорбью, но твердо говорюя, что Митрополитъ Сергій отпалъ отъ Церкви.
- То есть, своими дѣйствіями нарушилъ церковные каноны ?
- Именно отпалъ отъ Церкви, то есть совершилъ нѣчто гораздо большее.
- Какъ понимать это, и на чемъ основываете Вы, Ваше Высокопреосвященство, это тяжкое обвиненіе ?
- Митрополитъ Сергій не состоитъ болѣе въ лонѣ Православной Церкви. Мы въ страхѣ ищемъ укрыться отъ правды, уйти въ то состояніе, котораго нѣтъ въ природѣ - въ состояніе между жизнью и смертью, между ложью и истиной. Мы смотримъ подъ ноги и боимся поднять глаза. Истина же передъ нами, истина простая и никакими лукавствами и ухищреніями неопровержимая. Христіанство и коммунизмъ - двѣ силы, направленныя ко взаимоуничтоженію, и неразумно и безсмысленно искать возможности сочетанія ихъ. Коммунизмъ, пошедшій на уступки Церкви, - уже не коммунизмъ. Церковь, признавшая правду за коммунизмомъ, - не Церковь.
- Но развѣ Митрополитъ Сергій призналъ коммунизмъ?
- «Приглашаю населеніе выразить всенародную благодарность совѣтской власти. Мы, церковные дѣятели, не съ врагами совѣтскаго государства и не съ безумными орудіями ихъ интригъ, а съ народомъ и нашимъ правительствомъ»... И потомъ въ обращеніи уже прямо къ власти: «Радость ваша - радость и наша, ваши неудачи - наши неудачи». Это - изъ деклараціи Митрополита Сергія 1927 года.
«Радость ваша - радость наша» - это открыто сказалъ Митрополитъ Сергiй. Одна изъ первыхъ радостей совѣтской власти - уничтоженіе вѣры въ Бога. Митрополитъ, раздѣляющій радость уничтоженія вѣры въ Бога, есть богоборецъ. Онъ не только отпалъ отъ Церкви, но борется съ ней. Простая правда, ужасная своей ясностью и простотой.
- Но можетъ быть Митрополитъ Сергій дѣйствуетъ такъ въ интересахъ Церкви, надѣясь спасти церковныя организаціи въ Россіи?
- Интересы Церкви не могутъ быть антихристіанскими. «Организація», купленная цѣною поклоненія антихристу, недостойна Церкви. Практически же
- съ 1927 года, года «деклараціи» Митрополита Сергія, до нашихъ дней, до новаго неправеднаго выступленія Митрополита Сергія, утверждавшаго, вопреки оффиціальнымъ сообщеніямъ совѣтской власти, о свободѣ церковнаго исповѣданія, прошло три года. За эти три года взорванъ Симоновъ монастырь, уничтожена Иверская часовня, разрушены десятки монастырей, закрыты сотни церквей и гоненія на вѣрующихъ достигаютъ небывалыхъ размѣровъ. Но и это не убѣждаетъ Митрополита Сергія.
- Значитъ, Вы полагаете, Владыка, что Митро политъ Сергій никакими уступками не добьется свободы вѣроисповѣданія въ Россіи?
- Не можетъ добиться. Доколѣ сущесгвуетъ совѣтская власть, Церковь обречена на гоненія. Или коммунизмь, или христіанство. Это законъ, о которомъ вотъ уже двѣнадцать лѣгь не только говоритъ, но кричитт совѣтская власть, насадительница коммунизма. И это въ самомъ дѣлѣ законъ. И не чувствовать, не знать его - или неразуміе, или лукавство. Величайшіе гонители христіанства: Неронъ, Діоклетіань, не только не отвергали вѣры, но по клеветническому оболганію обвиняли христіанъ въ безвѣріи, считая ихъ «безбожной сектой». Власть языческая была властью антихристіанской. Власть коммунистическая - власть не только антихристіанская, но и богоборческая. И если во времена священномучениковъ слабѣйшіе изъ христіанъ въ страхѣ поклонялись языческимъ богамъ, то они почитались отпавшими отъ вѣры. Какъ же считать поклонившихся власти богоборческой, сатанинской?
- Но можетъ быть по тяжкой сложности своего положенія, Митрополитъ Сергій вынужденъ къ своимъ дѣйствіямъ?
- Я говорю не о винѣ и не о степени вины Митрополита Сергія. Я говорю только объ истинѣ и объ уклоненіи отъ нея, до предѣла очевидномъ. Можетъ быть кто-нибудь изъ насъ на мѣстѣ Митрополита Сергія поступилъ бы еще хуже, но вѣдь и онъ былъ бы тогда отпавшимъ,
- Что же дѣлать, Владыка?
- Путь одинъ - уходить, уходить въ катакомбы по примѣру первыхъ христіанъ.
- Какъ могутъ уйти въ катакомбы десятки милліоновъ вѣрующихъ ?
- Они уже уходятъ; времена катакомбъ въ Россіи настали давно. Организаціи Церкви нанесенъ тяжкій ударъ уже въ первые дни большевизма. Въ 1921 году я имѣлъ возможность тайныхъ сношеній съ покойнымъ Патріархомъ. Уже тогда писалъ онъ мнѣ о страшныхъ насиліяхъ, чинимыхъ властью надъ священнослужителями, о настойчивомъ стремленіи власти уничтожить прежде всего верхи церковной іерархіи, уже тогда Сѵнодъ состоялъ только изъ самого патріарха и одного митрополита, вмѣсто полагающихся по закону тринадцати. Организація была разрушена. Тогда же покойный Патріархъ, цѣною уступокъ власти, надѣялся улучшить положеніе Церкви. И что же? - ни положенія Церкви, ни положенія самого патріарха, это не улучшило. Патріархъ былъ окруженъ агентами ГПУ, онъ былъ плѣнникомъ власти и этой властью былъ замученъ. А когда возникла «живая церковь», три Митрополита, сидѣвшіе въ тюрьмѣ, выработали «Постановленіе объ отношеніи вѣрующихъ къ новой церкви». Постановленіе это тайно было передано изъ тюрьмы и широко распространилось среди мірянъ. Вотъ это и есть «катакомбный» сѵнодъ. Епископы, находящіеся въ заточеніи, въ ссылкѣ, по тюрьмамъ, находятъ возможность тайнаго общенія съ паствой. Вѣрующіе собираются тайно и тайно совершаютъ службы. Вотъ онѣ, катакомбы.
- Что же будетъ съ Церковью?
- Церковь жива и умерщвлена никакими силами быть не можетъ. Идея Церкви, идея духа, глубже и старше идеи матеріализма, проповѣдующаго внѣшнее и временное. Глубоки корни Церкви. Да, разрушены будутъ монастыри, осквернены послѣднія святыни, уничтожены послѣднія церкви, запрещено и само богослуженіе Но въ одномъ ли этомъ видимомъ благолѣпіи смыслъ и сущность Церкви? Нѣтъ, построенная на крови первомучениковъ, освященная двумя тысячелѣтіями горячей вѣры, пріявшая въ себя души лучшихъ сыновь человѣчества, основанная на духѣ, на жертвѣ, на любви, на всемь
томъ самомъ свѣтломъ и прекрасномъ, что свойственно человѣческой душѣ, - она не можетъ погибнуть и утрата внѣшняго благолѣпія и благополучія ей не страшна. Въ этой борьбѣ Свѣта съ Тьмою, Добра со Зломъ, Правды съ Ложью, нельзя сомнѣваться, кто восторжествуетъ. Церковь жива и будетъ жива, и въ этомъ великое утѣшеніе и поддержка и для насъ, вольныхъ, но отторгнутыхъ отъ Родины и глубокой скорбью скорбящихъ о горѣ и мукахъ нашихъ братьевъ.
Р. Днѣпровъ.
Митрополи́т Серафи́м (в миру Алекса́ндр Ива́нович Лукья́нов; 23 августа 1879 - 18 февраля 1959) - епископ Русской Православной Церкви, Константинопольского патриархата и Русской зарубежной церкви; Экзарх Патриарха Московского и всея Руси в Западной Европе (1946-1949).
Родился 23 августа 1879 года в семье саратовского священника. Окончил Саратовскую духовную семинарию.
В 1900 году поступил в Казанскую духовную академию, где 7 декабря 1902 года был пострижен в монашество и 8 декабря того же года рукоположён в иеродиакона, а в 1903 году - во иеромонаха.
В 1904 году окончил Академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Уфимской духовной семинарии, где с 16 сентября 1906 года был назначен инспектором.
В 1907 году был назначен ректором Таврической духовной семинарии и был возведён в сан архимандрита.
С 8 августа 1911 года - ректор Саратовской духовной семинарии.
7 сентября 1914 года был хиротонисан во епископа Сердобольского, викария Выборгской и Финляндской епархии. Хиротонию возглавил митрополит Петроградский Владимир (Богоявленский).
C 11 августа 1917 года временно управлял Финляндской епархией.
Определением Святейшего Синода от 17 января 1918 года был утверждён, как избранный голосованием клира и мирян Финляндской епархии, епископом Финляндским и Выборгским.
В 1920 году был возведён в сан архиепископа.
До 1924 года возглавлял Православную Церковь Финляндии, получившую 6 июля 1923 года автономию в составе Константинопольского Патриархата.
1 января 1924 года был уволен Финляндским правительством за противодействие учреждению автономии в юрисдикции Константинопольского Патриархата; проживал на покое в Коневецком монастыре.
В 1926 году был выдворен из Финляндии по приговору суда. 30 июня 1926 года поселился в Лондоне по приглашению митрополита Евлогия (Георгиевского) на правах викарного епископа Архиепископии русских приходов.
С 26 января 1927 года состоял в епископате Русской зарубежной церкви с титулом архиепископа Западно-Европейского (в Париже при Знаменской церкви) - до 31 августа 1945 года.
7 декабря 1938 года возведён в сан митрополита.
В августе 1938 года участвовал во Втором Всезарубежном Соборе РПЦЗ.
В своём послании от 22 июня 1941 года поддержал «освободительный поход» вермахта против СССР, полагая коммунистический режим гораздо бо́льшим злом для России.
16 октября 1943 года участвовал в совещании епископов РПЦЗ в г. Вена, на котором подписал Определение о том, что «избрание Митрополита Сергия на Престол Патриарха Московского и всея Руси является актом не только неканоничным, но и нецерковным, политическим, вызванным интересами советской партийной коммунистической партии и ея возглавителя диктатора Сталина, переживающих тяжёлый кризис во время войны и нуждающихся в помощи ненавистной им и ещё недавно гонимой ими Православной Церкви».
31 августа 1945 года принят в клир Московского Патриархата, в сущем сане митрополита, полученном им в «карловацком расколе».
9 августа 1946 года, на следующий день после смерти митрополита Евлогия (Георгиевского), был назначен Патриаршим Экзархом Западной Европы. Это назначение привело к тому, что большая часть приходов, ранее возглавлявшаяся митрополитом Евлогием, перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриарха.
В феврале 1947 года во главе «парижской церковной делегации» посетил Москву.
В июле 1948 года участвовал в церковных торжествах в Москве по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. В июньском номере официального органа РПЦ «Журнал Московской Патриархии» была напечатана статья за его подписью - «Без канонов»; статья критиковала Констанинопольскую Патриархию и утверждала, что у всех, «воспротивившихся Московскому Патриарху» русских иерархов (речь о эмигрантах) «совсем затемнилось каноническое сознание».
15 ноября 1949 года был уволен на покой. В декабре того же года обратился с ходатайством в о возвращении в РПЦЗ, но безуспешно.
17 мая 1954 года приехал на жительство в СССР.
В 1956 году перемещён на покой в Гербовецкий монастырь, где скончался 18 февраля 1959 года.