Казахстанские, заплечных дел, стахановцы. 1937 г.

Apr 13, 2013 16:52

Оригинал взят у allin777 в Казахстанские, заплечных дел, стахановцы. 1937 г.






РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 166. Д. 580. Л. 152. Подлинник. Машинописный текст на бланке.




РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 166. Д. 583. Л. 29. Подлинник. Машинописный текст на бланке.

Первая шифровка от 03.10.1937:

"...По антисоветским элементам лимит для подлежащих расстрелу для Казахстана был определен 2500 человек. Это количество полностью использовано и области ставят вопрос о дополнительном контингенте...
...Так как установленный для нас лимит подлежащих расстрелу в 2500 человек оказался крайне недостаточным прошу разрешить через тройки расстрелять дополнительно еще 3500 человек...

Резолюции: «За 3500 дополнительно. Ст.» ..."

Вторая шифровка от 14.11.1937:

"...По антисоветскому элементу нам был дан лимит по первой категории 6000 человек и по второй категории 5000 человек. Эти лимиты нашими областями использованы почти полностью. Но однако антисоветского элемента органами НКВД арестовано гораздо больше...

...Исходя из этого мы просим ЦК ВКП(б) дать Казахстану дополнительный лимит по антисоветскому элементу в количестве 5000 человек, из коих по первой категории 2000 человек и по второй категории 3000 человек...

Резолюции: «За. И. Сталин» ..."

О человеке, подписавшем эти документы:

"В 1938 г. Мирзоян отправил телеграмму на имя Сталина и Молотова, в которой выразил своё несогласие с решением переместить корейцев, переселённых в Казахстан в 1936 году из Приморья, из южной части республики в северную, где они не могли бы заниматься рисосеянием. Он также на приёме у Сталина и Ежова высказал свои сомнения в методах работы НКВД. Летом 1938 года Мирзоян был арестован и содержался в Лефортовской тюрьме. 26 февраля 1939 г. расстрелян в Лефортовской тюрьме по заочному приговору ВКВС".

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E8%F0%E7%EE%FF%ED,_%CB%E5%E2%EE%ED_%C8%F1%E0%E5%E2%E8%F7

Большинство лимитов были круглыми. Это бросается в глаза как в приказе 00447, так и в решении Политбюро от 31-го января 1938-го года, так и в запросах с мест. Например, в сентябре-октябре 1937-го Сиблаг попросил увеличить расстрельный лимит на 1 тысячу человек, а Украинское НКВД -- на 4.500 человек (и лимит для посаженных на 15.200 человек). В феврале 1938-го Горьковский обком запросил об увеличении расстрельного лимита на 3 тысячи, а лимита для посаженных на 2 тысячи. Тогда же Политбюро дало разрешение Украинскому НКВД увеличить общий лимит на 30 тысяч человек. В августе 1938-го иркутское руководство запросило об увеличении расстрельного лимита на 5 тысяч. И т.д. и т.п.

приказ 00447 всё детально и разъяснил, включая даже, казалось бы, очевидные детали вроде того, что "арестованные строго окарауливаются".

Но главное -- это детальный перечень тех категорий, которые подлежали репрессиям: три категории бывших кулаков, разные категории бывших членов запрещённых политических партий, бывших белых, бывших чиновников и жандармов имперских времён, бандитов, реэмигрантов, сектантов, церковных активистов, уголовников. Отдельный пункт приказа объяснял, в каких случаях членов семей репрессированных нужно было тоже репрессировать, в каких случаях выселить, а в каких только взять на учёт.

Были конечно, и другие приказы во время Большого Террора (00439 о немецких гражданах, 00485 о поляках, 00486 о семьях изменников родины, 00593 о бывших сотрудниках КВЖД и харбинцах, 00693 о перебежчиках, 00698 о связях с иностранными консульствами, 50215 о греках, и т.д.) плюс меморандумы, директивы, циркуляры и прочие документы, посвящённые эсерам, китайцам, меньшевикам, анархистам, афганцам, иранцам, и т.д., но приказ 00447 был главной базой Большого Террора.
люди, усердно претворявшие в жизнь приказ 00447 о Большом Терроре, действительно иногда называли себя "стахановцами". См., например, запрос Григория Горбача от 1-го августа 1937-го года, в котором он писал, что в результате "проведённой стахановской работы арестовано по 1-ой категории 3.008 человек", а ещё через две недели запросил увеличение лимита с 5-ти тысяч до 8-ми (Сталин увеличил до 9-ти). (Марк Юнге, Рольф Биннер. "Как террор стал "большим": секретный приказ 00447 и технология его исполнения", М.: АИРО-ХХ, 2003, с. 41)

С другой стороны у руководителей регионального уровня просто не было выбора: они не могли не запросить увеличения лимитов на аресты и расстрелы, так как приказ 00447 от 30 июля 1937-го года именно этого от них и требовал, если оказывалось, что число лиц, входивших в категории, подлежавших репрессиям, превышал установленные лимиты: "II.3. Утверждённые цифры являются ориентировочными. Однако, наркомы республиканских НКВД и начальники краевых и областных управлений НКВД не имеют права самостоятельно их превышать. Какие бы то ни было самочинные увеличения цифр не допускаются. В случаях, когда обстановка будет требовать увеличения утверждённых цифр, наркомы республиканских НКВД и начальники краевых и областных управлений НКВД обязаны представлять мне соответствующие мотивированные ходатайства."

Так что Мирзоян и ему подобные просто честно исполняли приказ Москвы. В результате из регионов постоянно шёл поток запросов на увеличение лимитов и если приказ 00447 изначально предусматривал расстрел только 75.950 человек и заключение в ГУЛАГ 193.000 человек на протяжении последующих 4 месяцев, то из-за постоянного повышения лимитов и продления сроков операции общее количество посаженных и расстрелянных к концу 1938-го года по приказу 00447 было в несколько раз выше. Если сложить все выдававшиеся лимиты, то получается 356.105 по первой категории (расстрел) и 397.201 по второй (заключение в ГУЛАГ) -- см. сводную таблицу "3. Итоговые сведения исполнения приказа" на стр. 136 вышеупомянутого издания.

архив президента Казахстана со следующим документом (http://www.aprk.kz/general/press/2010/krugi_stalinskogo_ada):

4. Из сообщения секретаря ЦК КП (б)К Л. И. Мирзояна И. В. Сталину о разоблаченных и арестованных деятелях «Национал-фашистской организации»

Сов.секретно
30 июля 1937 г.

«… За последнее время (месяца два с лишним) нашими организациями, в частности органами НКВД, вскрыта и разоблачена довольно разветвленная национал-фашистская организация, связанная с правыми и троцкистами. Из наиболее видных участников этой организации на сегодня арестованы следующие:

1. Дивеев - быв (ший) наркомторга КазССР.

2. Кенжин - уехавший в 1935 г. из Казахстана и работавший до последнего времени в Туркмении, быв (ший) крупный деятель Алаш-Орды.

3. Кошекбаев - быв (ший) председатель Кзыл-Ординского рика.

4. Джаманмурунов - быв (ший) пред. Облплана Актюбинской. области.

5. Султанбеков - быв (ший) зам.начальника Каругля.

6. Тогжанов - быв (ший) зам.пред. Комитета искусств КазССР.

7. Сарымулдаев - быв (ший) зам. наркомпищепрома КазССР.

8. Асылбеков - быв (ший) пред. Каркаралинского окрисполкома.

9. Нурсеитов - быв (ший) секретарь Каркаралинского окружкома.

10. Торегожин - быв (ший) зам. наркомсовхозов КазССР.

11. Каратлеуов - быв (ший) крупный деятель Алаш-Орды, работавший в земельных органах.

12. Лекеров - экономист из Института красной профессуры, работал в Институте Маркса-Энгельса-Ленина.

13. Гатаулин - быв (ший) секретарь Акмолинского райкома партии.

14. Молдажанов - быв (ший) Наркомфина КазССР.

Кроме этих лиц арестовано около 400 человек, работавших на промышленных предприятиях, транспорте и в различных областных и районных учреждениях. Выявлены почти все троцкистско-фашистские гнезда националистической контрреволюции и значительная часть их актива изъята.

Все арестованные признают наличие национал-фашистской организации и свою принадлежность к ней и показывают, что организация создана и руководится центром, состоящим из Рыскулова, Нурмакова и Ходжанова. Значительное большинство арестованных показывает, что антисоветская, национал-фашистская организация начала складываться, начиная примерно с 1925-1926 гг., когда руководители тогдашних национал-уклонистских группировок в лице Рыскулова, Ходжанова, Нурмакова и Садвокасова С. договорились об объединении в целях борьбы против советской власти. Султанбеков показывает, что в деле объединения всех казахских группировок в единую антисоветскую организацию огромную роль сыграли советы Зиновьева и Сафарова. По показаниям Дивеева, Кенжина, Сарымулдаева, Джаманмурунова, многие из них, в том числе Рыскулов и Ходжанов, еще задолго до этого были связаны с антисоветскими и националистическими кругами, в частности с басмачами, Энвер-Пашой и Мустафой Чокаевым.

Почти все арестованные - видные члены этой антисоветской национал-фашистской организации показывают, что пред. ЦИКа Кулумбетов является одним из главных и давнишних организаторов контрреволюционного подполья в Казахстане, и что он был основным представителем московского центра (Рыскулов, Нурмаков и Ходжанов) здесь. Главные директивы видно центр передавал своим организациям через Кулумбетова.

Мы рассчитываем, что следствие в ближайшее время, особенно после ареста Кулумбетова, покажет кто действительно еще, кроме арестованных, состоит членом антисоветской, национал-фашистской организации. Значительную помощь нам окажут показания Рыскулова, Нурмакова и Ходжанова, ибо они держали обширные связи со многими казахскими работниками.

О дальнейших результатах следствия сообщу Вам следующим письмом.

Секретарь ЦК КП (б)К
Л.МИРЗОЯН

У Мирзояна вообще была сложная ситуация: его ещё на февральско-мартовском (1937г.) пленуме ЦК сам Сталин раскритиковал за порочные методы работы, так что он висел на волоске в ещё большей степени, чем остальные региональные руководители.

гулаг, ссср-ия, террор, геноцид

Previous post Next post
Up