Оригинал взят у
saiga20k в
Уровень Байкала и Богучанская ГЭС В последнее время активизировалась давно идущая дискуссия о диапазоне разрешенного изменения уровней озера Байкал, причем появился новый аргумент - мол, энергетики хотят «слить» озеро, дабы наполнить водохранилище строящейся ГЭС. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Байкал.
Фото отсюда Для начала, погрузимся в историю. У Байкала существуют естественные колебания уровней, как сезонные (т.е. в течение года), так и многолетние. До строительства Иркутской ГЭС сезонные колебания составляли порядка 80 см, что касается многолетних колебаний, то они превышают 2 м. Причем отмечено, что за последние 500 лет уровень озера снизился примерно на полметра. Также существуют ветровые сгонно-нагонные колебания уровней, а также волны высотой до 4-5 метров, но это другая история.
В 1950-х годах недалеко от истока Ангары была построена Иркутская ГЭС, в 1959 году ее подпор дошел до Байкала, и с тех пор озеро стало частью Иркутского водохранилища - его уровень повысился на 1,3 м, и ход уровней в нем стал зависеть от режима работы Иркутской ГЭС. Впрочем, сезонный ход уровней остался близок к естественному - весной-летом он поднимается, а зимой снижается; но несколько увеличилась амплитуда колебаний уровня - до 113 см в среднем.
Иркутская ГЭС.
Фото отсюда В течение 40 лет после пуска Иркутской ГЭС действовали правила, согласно которым изменения уровней могли производиться в диапазоне отметок 455,54-457,4 м (т.е. в пределах 1,86 м). На практике, эти отметки иногда и превышались - в 20 случаях производилась форсировка (максимально на 43 см), а в маловодный период 1979-82 годов водохранилище срабатывалось ниже минимальной отметки на 32 см. Разрешенный диапазон регулирования позволял создать полезный объем 46,5 куб. км, что давало возможность вести многолетнее регулирование стока - в многоводные годы накапливать воду и расходовать в маловодные.
Однако, в 2001 году постановлением правительства диапазон регулирования был ограничен отметками 456 и 457 м, т.е. 1 м. Почему это произошло - не вполне понятно, есть даже версия, что при подготовке документа цифры попросту округлили. Однако, результатом такого округления стало уменьшение полезной емкости до 31,5 кубокилометров, что фактически изменило характер регулирования водохранилища с многолетнего на сезонное. Энергетиков это, разумеется, не особенно устроило, ведь в маловодные годы выработка сокращается, а в многоводные часть воды приходится сбрасывать вхолостую. Впрочем, наиболее актуален этот вопрос для Иркутской ГЭС, поскольку у Братской ГЭС собственное водохранилище с очень большим полезным объемом, и холостые сбросы там - большая редкость.
Братская ГЭС с работающим водосбросом.
Фото отсюда Соответственно, уже несколько лет подряд (как минимум, с 2003 года) «Иркутскэнерго» (владеющее Ангарским каскадом) предлагает увеличить диапазон регулирования, хотя-бы на 20 см по нижней границе, а лучше на 35-50 см или до проектных значений. Компанию поддерживают власти Иркутской области, против выступают власти Бурятии и многочисленные экологические организации. Последние предрекают всевозможные беды вплоть до экологической катастрофы, хотя не вполне понятно, почему в течение 40 лет уровень ходил в пределах до 2 м (с учетом форсировок), и экосистема к этому вполне приспособилась, а теперь выход даже на 20 см за пределы метрового диапазона приведет к катастрофическим последствиям.
Желтокрылка. По мнению экологов, эта рыба особенно чувствительна к изменению уровневого режима.
Взято отсюда Что же касается Богучанской ГЭС - четвертой ступени Ангарского каскада, то на нее вопросы регулирования Байкала вообще влияют довольно слабо, куда большее значение имеет режим работы Братской ГЭС. Заполнение ее водохранилища до проектной отметки, которое произойдет в ближайшие 2-3 года, изначально рассчитано на существующий водный режим Ангары, за счет срезки стока выше допустимого уровня, обеспечивающего водоснабжение и судоходство. Да и те самые 20 см, вокруг которых сейчас ломаются копья - это всего 5 км3, а до полного заполнения Богучанского водохранилища нужно 40 км3.