исключительная по качеству статья, но ротшильды натравливали на Нобилей банду кобы, и все было не так просто , бакинский период эксов джугашвили ... вот про это здесь не упоминается.
Оригинал взят у
mgsupgs в
Нобели & Империя. Про
Альфреда Нобеля и его премию я давеча писал, теперь поговорим о русской ветви Нобелей. После войны старший из Нобелей - Эммануэль лишился военных заказов и в 1859 г., оставив завод кредиторам, вместе с женой и младшим сыном Эмилем, родившимся в Петербурге, вернулся в Стокгольм. Впрочем надо отметить, что талант у него был не только инженерный. Да, вторым великим талантом основателя знаменитой династии был талант делать долги. Впрочем он не раз за это поплатился. Даже в тюрьме сидел. Итак Эммануэль Нобель бросил дело на старших сыновей и вернулся на родину.
Надо сказать, что все братья в той или иной мере унаследовали отцовские способности к изобретательству. Это стало чем-то вроде семейного хобби. Во всяком случае, три года Роберт и Людвиг, стараясь вытащить отцовское предприятие из затяжного кризиса, занимались тем, что изобретали и патентовали свои изобретения. За год они получали патенты и тут же внедряли в производство по 8-10 ноу-хау. К примеру, каучуковые автомобильные шины изобрели именно Людвиг и Роберт Нобели, причем до 1917 года они обладали монопольным правом на их изготовление. В 1859 г. Людвиг Нобель, заработав деньги на проведении процедуры банкротства завода отца, порученной ему кредиторами, взял в аренду маленький завод Шервуда на Выборгской стороне, затем выкупил его и в 1862 г. создал собственное предприятие Механический завод "Людвиг Нобель".
Прообразом современных калькуляторов считается арифмометр. И, несмотря на то что его изобрел швед, выпускник Стокгольмского технологического института Вильгодт Однер, русским, тем не менее, есть чем гордиться: после института Однер покинул родину и прожил в России всю дальнейшую жизнь. Волшебное «колесо Однера» - так назвали техническую новинку первые «пользователи» - он изобрел тоже на русской земле. Свершилось это событие в начале 70-х гг. XIX века, и в 1874 году на завод «Русский дизель» уже был изготовле первый образец арифмометра. Спустя 12 лет, в 1886 году, вышли первые серийные модели прибора.
Людвиг получил образование инженера-машиностроителя и выпускал много продукции, привычной для его отца: пушки и лафеты к ним, подводные мины и артиллерийские снаряды; в основе капитала были военные поставки. В 1870 г. Л. Нобель получил право украсить эмблему компании двуглавым орлом - знаком высочайшего отличия.
В 1874 г. Л. Нобель построил рядом с заводом особняк
Он представляет собой двухэтажное каменное здание желтого цвета с красными архитектурными деталями. Построен по проекту шведского архитектора К. К. Андерсона по образу итальянского палаццо эпохи Возрождения. Дом служил и жилым домом для многочисленного семейства Нобелей, и конторой завода. До 1910 г. здесь располагалось правление Товарищества нефтяного производства братьев Нобель.
В 1882 г. Л. Нобель совместно с инженером Альфредом Тернквистом приспособил нефтяную форсунку для сжигания мазута, остаточного продукта перегонки нефти. Форсунка использовалась при эксплуатации паровозов и пароходов, кроме того "нобелевская горелка" для обогрева домов, для пекарен и кухонных плит. С 1883 г. концерн Нобилей вытеснил с российского рынка американскую компанию Д. Рокфеллера "Стандарт Ойл". В 1879 г. Л. Нобель первым в России начал выпуск колес с резиновыми шинами. Л. Нобель скончался в 1888 г. и похоронен на Смоленском кладбище.
После смерти Л. Нобиля руководство заводом и Товариществом нефтяного производства переходит к его старшему сыну двадцативосьмилетнему Эммануэлю. Эммануэль получил образование в Технологическом институте в Стокгольме, стажировался на предприятиях Германии и Швейцарии. С 1877 г. работал на заводе отца, с 1887 г. возглавлял нефтяную компанию. Первоначально в управлении заводом ему помогал брат Карл, но он рано умер, и в 1893 г. оба предприятия пришлось возглавить Эммануэлю.
В 1890-е гг. завод выпускал паровые машины, газовые и керосиновые двигатели, насосы, паровые котлы, оси для экипажей, стальные снаряды, минные аппараты и машинные части.
Нефть.
Началось все, как ни странно, с винтовок. В марте 1873 года предприниматель Роберт Нобель, младший брат "того самого" Нобеля, Альфреда, короля динамитной империи, и "отца" международной премии, отправился на Кавказ. Он выполнял заказ своего брата, Людвига, который получил от царского правительства контракт на изготовление большой партии винтовок. Для лож нужно было дерево, лучше всего ореховое, за которым Людвиг и отправил Роберта на Кавказ. Дорога обрусевшего шведа привела в Баку, и там он заболел нефтяной лихорадкой.
О нефти на Апшероне было известно давно. Еще Марко Поло писал о "вечных столбах пламени", которым поклонялись зороастрийцы. В начале 70х годов прошлого века правительство отменило монополю на нефтедобычу в недавно аннексированном Закавказье. К моменту приезда Роберта Нобеля в Баку там уже вовсю били нефтескважины, и работало несколько перегонных заводов. Роберт за 25 тысяч рублей, отложенных на покупку дерева, приобрел нефтеперегонный завод. Так родилась нефтяная империя Нобелей.
В 1876 г. Л. Нобель занялся конструированием и изготовлением паровых насосов для перекачки нефтии другого оборудования, необходимого для модернизации нефтяного предприятия брата Роберта, находившегося в Баку.
В 1879 г. братья объединили капиталы и учредили "Акционерное товарищество нефтяного производства братьев Нобель" ("Бранобель") на основе нефтеперегонного завода в Баку. завод "Людвиг Нобель" стал больше ориентироваться на выпуск оборудования для нефтяной промышленности. Нобели объединили в одном предприятии добычу, переработку и транспортировку нефти, впервые в России построив нефтеналивной флот.
Концерн "Братья Нобель" стал известен по всей России. Ему принадлежали, скважины, заводы, танкеры, баржи, трактиры, гостиницы, железные дороги, училища. С Нобелями в стране конкурировали Ротшильды и "Standard Oil" Рокфеллера. Но обрусевшие шведы Нобели лучше своих западных конкурентов понимали, что доход в России напрямую зависит от добрых отношений с властью. В результате, внутренний рынок России полностью оказался в руках Нобелей. Доля русской нефти на мировом рынке к концу восьмидесятых годов прошлого века составляла почти треть.
На рубеже веков промышленная империя братьев Нобелей в России пожинала плоды грандиозных усилий Людвига Нобеля (1831-1888), которому за десять лет удалось создать отрасль, поставляющую с месторождений в Баку и других мест на Каспийском побережье 10% нефти, добываемой в мире2. Всё теснее взаимодействуя с такими российскими конкурентами, как «Нефтепромышленное и торговое общество А.И.Манташев и Ко», «Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество», «Бакинское нефтяное общество», «Каспийская компания» и «Общество для добывания русской нефти и жидкого топлива», товарищество «Бр. Нобель» производило вместе с ними 50% бакинской нефти, тогда как вторая половина приходилась на более мелкие предприятия. На Балахнинском промысле был построен резервуар, предназначенный для хранения 800 тыс. т нефти, а вместимость всех нефтехранилищ составляла 2 млн т. Из 140 км трубопроводов на Апшеронском полуострове большая часть принадлежала компании Нобелей. Почти 60% нефтепродуктов, перевозившихся по Волге, вырабатывалось на их перегонных заводах в Баку. Товарищество продавало бензин, керосин, смазочные масла, парафин, асфальт и т.п.
В начале века разрастается нобелевская танкерная флотилия. На Коломенском заводе строятся новые танкеры. К 1913 г. фирма «Бр. Нобель» владела 89 судами, в том числе пароходов и теплоходов насчитывалось 26, железных барж - 44, деревянных - 19. При этом грузоподъёмность только одной железной баржи превышала 600 тыс. пудов. Ежегодно товарищество собственным флотом перевозило из Астрахани по Волге более 70 млн пудов наливных грузов, в основном мазута и сырой нефти, что составляло 28% ко всему вывозу3. Кроме того, продукция компании через Батум и Новороссийск отправлялась в Турцию, Италию, Австрию, Тунис, Францию и Англию. По Балтийскому морю её доставляли в Германию, Нидерланды и скандинавские страны.
В 1913 г. баланс товарищества составлял годовой объём производства - 93 млн рублей, дивиденд - 26%, численность рабочих - 12,5 тыс. человек. К 1917 г. фирма «Бр. Нобель» являлась ведущей нефтепромышленной компанией в России, капитал которой равнялся 30 млн рублей.
Русский дизель
К концу XIX века существовало множество видов двигателей внутреннего сгорания, однако все они обладали низким КПД и были довольно опасны в обращении. В 1892 году немецкий инженер Рудольф Дизель попытался создать новый тип двигателя, работавший по так называемому циклу Карно (французский физик Сади Карно еще в 1824 году дал теоретическое обоснование термодинамического цикла): топливо в цилиндрах самовоспламенялось от сильного сжатия.
Германия того времени была одним из крупнейших поставщиков каменного угля, и в качестве питательного элемента для своей машины Дизель выбрал… каменноугольный порошок. Однако построенный в 1893 году первый опытный образец мотора нового типа взорвался и чуть было не убил своего создателя.
Первый дизельный двигатель, запатентованный Рудольфом Дизелем в 1897 году
Цилиндр - 1, Мощность - 20 л/с
Первый рабочий двигатель, где в качестве топлива использовалось арахисовое масло, был построен в 1894 году, а к 1895 году был создан первый двигатель, работавший на керосине. Его КПД составил 28 %, что было почти в два раза больше, чем у конкурентов. Однако его создание не сильно впечатлило современников, сенсацию уж точно не вызвало. Даже, эдакая махина, была в два раза эффективней судовых и паровых машин, и в пять раз эффективней паровоза. Но была идея создать еще более эффективный двигатель, с КПД 70 процентов. К сожалению, этот замысел реализовать не удалось ни самому изобретателю, ни его последователям. Самый мощный современный дизельный двигатель дает лишь около 50 процентов КПД. Конкурентом Дизеля на тот момент были бензиновые моторы Отто - это двигатели с искровым зажиганием, имевшие существенно больший расход топлива.
судовой двигатель "Дизель", изготовленный на заводе Людвига Нобеля в С.-Петербурге 1910 г.
Впрочем, Эммануэль Нобель, живший в России (здесь его звали по-русски - Эммануил Людвигович), сумел разглядеть в нем нечто новое и перспективное. В феврале 1898 года он подписал с Рудольфом Дизелем договор об исключительном праве пользования патентом Дизеля на территории России. В берлинской гостинице «Паласт-отель» контракт с Дизелем подписывал Эммануил Нобель, племянник знаменитого изобретателя динамита и глава самой могущественной в России нефтяной компании «Бранобель». За право использования изобретения Нобель, не торгуясь, выложил полмиллиона рублей золотом.
Эммануил Нобель грезил о двигателе, работающем на сырой нефти. Он был уверен: русские инженеры, отталкиваясь от идей Дизеля, способны изготовить новый мощный и экономичный мотор. Такой двигатель был нужен русскому правительству, мечтавшему об экономическом рывке. Доля России в мировой добыче нефти составляла тогда 53 процента. Компания «Бранобель» добывала 18 процентов нефти внутри империи и контролировала большую часть ее экспорта. Но в нем была кровно заинтересована и Германия, стремившаяся переориентироваться на русскую нефть и выйти из-под влияния американского картеля. Впоследствии, кстати, это стало тайной темой встречи Нобеля с кайзером Вильгельмом II.
Первые дизели использовались в качестве привода электрогенераторов на предприятиях и электростанциях. Идею о возможности использования дизелей на судах впервые в 1898 г. высказал инженер К.П. Боклевский. Он же в 1903 г. предложил один из первых проектов дизельного судна и дальновидно утверждал, что "с таким двигателем каждое судно могло бы пойти из любого порта нашей страны во Владивосток, не заходя в иностранные гавани за топливом".
Новый двигатель стали производить в Петербурге (на Выборгской стороне), на заводе «Людвиг Нобель» (в советское время и ныне - «Русский дизель»). Получив чертежи 20-сильного двигателя, нобель внес конструктивные изменения в двигатель, который теперь мог работать на нефти, а не на керосине. С 1899 г. завод развернул массовое производство дизелей. Главным достижение Нобиля и его инженеров стало изменение конструкциидизеля на реверсный, что позволило использовать дизель-моторы в качестве судовых машин.
Первым достаточно крупным дизельным судном стала трехвинтовая нефтеналивная баржа "Вандал", построенная в России в 1903 г. Корпус судна был собран на Сормовском заводе. Затем его отбуксировали в Санкт-Петербург, где на следующий год установили три четырехтактных дизеля мощностью по 88,3 кВт. Они имели по три цилиндра диаметром 290 мм. Длина первого отечественного теплохода составляла 74,5 м, он принимал 750 т груза, скорость его хода не превышала 7,4 узла. В августе 1904 г. в журнале "Русское судоходство" было опубликовано следующее сообщение о первом теплоходе: "Товарищество братьев Нобель" выстроило в нынешнюю навигацию на своем заводе железное судно наподобие баржи… на него были поставлены три машины… Судно будет приводиться в движение двигателем совершенно нового образца, невиданного еще нигде, а в особенности на р. Волге…".
Первым и основным заказчиком двигателей нового типа стало… «Товарищество Бранобель». За несколько лет Нобелю удалось оснастить бо́льшую часть своего флота новыми моторами, работавшими на считавшейся до того отходом солярке. В результате скорость судов выросла в полтора раза, а грузооборот флота - в пять-шесть раз.
Речной транспорт нашей страны до революции занимал ведущее место в мире не только по количеству судов, но и по качеству их постройки, ходкости и архитектуре. Это относилось, в частности, и к строительству наиболее перспективных дизельных судов: из 80 теплоходов, имевшихся в 1913г., 70 плавали по рекам России.
В 1900 г на Всемирной выставке в Париже двигатель Дизеля получил Гран-при, чему способствовало известие, что завод Нобиля в Петербурге наладил выпуск двигателей, работавших на сырой нефти. Этот двигатель получил в Европе название "русский дизель". После того как деловые люди узнали о новом чудо-моторе, заказы на поставку «дизелей» посыпались на завод как из рога изобилия. Дизельных денег хватило не только на то, чтобы вновь поднять чуть было не рухнувшее товарищество на должную высоту, но и на то, чтобы развить его дальше.
Наводнив рынок перспективными моторами, Нобель хочет поднять спрос на нефть. Львиную долю выручки нефтяных компаний долгое время составляет керосин, его создание - процесс дорогостоящий. Нобель пытается перевести двигатели на сырую нефть - опять не выгодно, расход слишком большой. В результате проб и подборов нашли фракцию, которая и выделяется при перегонке нефти, и возгорается при сжатии - солярка, и дешево и экономично. Теперь солярку так и называют - дизтопливо.
Потребляя в 4 раза меньше топлива, чем корабельные паровые машины, дизельные двигатели быстро завоевывают рынок. До начала первой мировой войны Россия производит, столько дизелей, что в мире их называют - русскими двигателями. В 1908 году дизель уходит под воду.На заводе были изготовлены два двигателя для подводной лодки "Минога" - она была построена на Балтийском судостроительном заводе по проекту конструктора Ивана Бубнова и стала первой в мире дизельной подводной лодкой. И посей день на подводных лодках устанавливают дизеля, даже на атомных.
К 1910 году «Товарищество Бранобель» владело сетью нефтепроводов общей протяженностью более полутора тысяч километров, тринадцатью заводами, из которых шесть являлись нефтеперегонными, а семь - вспомогательными. Имелось более 10 000 цистерн, 65 танкеров, 110 стальных барж и 124 других судна. На предприятиях компании трудились более 30 000 человек. Добыча нефти русскими Нобелями достигла 100 000 000 пудов в год, а их капитал превысил 60 000 000 рублей.Именно благодаря патенту дизеля, русский нефтяной бизнес, с начала прошлого века, идет в гору, за пять лет, цены на нефть утраиваются. К 1907 году капиталы русских Нобелей превышают 60 мл. рублей. Но в историю успеха нефти-дизельного магната вмешивается революция.
Эммануил Людвигович Нобель (1859-1932)
В 1918 году Эммануэль Нобель, чудом спасшийся от Советов, продал весь свой бизнес рокфеллеровскому Standard Oil of New Jersey за смешную цену - 7 500 000 долларов. И правильно сделал, поскольку спустя неполных два года вошедшие в Баку большевики первым делом национализировали все промыслы. Нобелевский завод превращается в "Русский дизель". После революции Нобели навсегда покинули Россию.
Помимо разработки этих промыслов «Товарищество Бранобель» строило железные дороги, прокладывало линии электропередачи и телефонизировало целые города, строило порты, склады, магазины…
В селении Бузовны́ на Апшероне товарищество построило особый дачный поселок с централизованной кухней и комплексом бытовых услуг. В поселке отдыхали во время отпуска сотрудники компании. Это был первый в России (а возможно, и в мире) ведомственный дом отдыха. Еще одно изобретение Нобелей.
Конечно, Нобели все создавали для своих целей, но мы плодами их трудов продолжаем пользоваться по сию пору. По построенной Нобелями железнодорожной ветке от Константиновского завода до станции Чебаково во время Великой Отечественной войны эшелоны со стратегически важными нефтепродуктами шли в Москву, в Сталинград, на Курскую дугу.
На этом рассказ о знаменитой династии можно было бы и закончить. Но надо сказать еще об одной маленькой подробности: оказывается, у знаменитой Нобелевской премии была русская предшественница. В 1889 году правление «Товарищества братьев Нобель» объявило об учреждении в России Нобелевской премии, посвященной памяти главного учредителя товарищества Людвига Нобеля. Денежной премией и золотой медалью награждались соискатели «…за лучшее сочинение или исследование по металлургии или нефтепромышленности… или за какие-либо выдающиеся изобретения или усовершенствования в технике этих же производств». В комиссию по рассмотрению конкурсных работ входили виднейшие ученые России - Д. И. Менделеев, Ф. Ф. Бельштейн, Н. С. Курнаков и другие. А первым лауреатом российской Нобелевской премии стал 31 марта 1895 года русский инженер А. И. Степанов за исследование «Основы теории горения ламп».
Источники:
http://bookz.ru/authors/valerii-4umakov/russkii-_587/page-19-russkii-_587.htmlhttp://www.citywalls.ru/house6282.htmlhttp://www.neftepro.ru/photo/28-0-196http://www.jaroslaff.net/modules.php?name=News&file=view&news_id=15684http://www.engines.ru/main/istoriya/152-istoriya-russkogo-dizelya.htmlhttp://www.ros.ru/ru/museum/about_museum/otkrytki/index.wbp Ещё про инженеров