Оригинал взят у
av4 в
ОРДЕНА ЛЕНИНА РОДИНА ЛЕНИНАЕсть на Волге город Ульяновск, до сих пор не переименованный обратно. Но в этом факте по-моему кроется определенный смысл, может даже из области метафизики. Потому что переименовывать особенно нечего. Симбирска в реальности уже нет. Это несуществующий город. Отдельные его черты проглядывают в облике Ульяновска, но в целый образ не складываются. Нельзя сказать, чтобы Ульяновск был неинтересным городом. Нет, в нем есть свой набор любопытных картин - высокий волжский берег с видом на разлившуюся "матушку-Волгу", есть широкие пространства советского центра с нечеловеческим масштабом продуваемых пустот, есть наконец стеклянно-бетонный ленинский мемориал - несомненно выдающийся образец позднесоветского помпезного стиля. Эдакий кремлевский дворец съездов в губернском городе. И можно даже видеть во всем этом привлекательность нынешнего Ульяновска... Если не знать, что он похоронил под собой досоветский Симбирск - город со своим неповторимым архитектурным обликом и, как минимум, одним архитектурным шедевром общеросийского значения - Троицким собором.
Советская власть сознательно стерла с лица земли центр Симбирска, опустошив его для грандиозного ленинского комплекса. В богатом на храмы губернском городе сейчас остались только три церкви, все далеко от центра. К тому же две до сих пор лишены завершений и не участвуют в панораме. Собственно, и панорамы никакой уже нет. С Волги над городом торчит небоскреб гостиницы "Венец". Она заменила собой вертикали главных соборов, стоявших неподалеку.
Соборный ансамбль: Никольский (старый) и Троицкий (новый) соборы. Снесены.
Вид на центр Ульяновска из окна гостиницы "Венец". В левой стороне кадра - место, где стояли соборы.
Дальше под катом (текст и фотографии)
Сначала побродим по ушедшему городу. Слава Богу, есть фотографии. По ним непросто привязать старые виды к сегодняшней градостроительной ситуации. Исчезли целые улицы, кварталы, выстроены новые здания. Порой не за что зацепиться. Но все же. Странный парадокс: в бедном на наследие Ульяновске полным ходом идет изучение оставшихся памятников, издан их свод по городу, монография о самом известном архитекторе Ф.Ливчаке.
В структуре большого историко-мемориального заповедника "Родина Ленина" (который давно уже не зациклен на ленинской теме) действует музей истории архитектуры и градостроительства Симбирска-Ульяновска (случай невиданный!!!, большой привет возглавляющей его Ирине Котовой!). Такого нет во многих наших городах, где пока еще наблюдается изобилие старины. Вот что значит созданная в советское время крупная музейная структура, вовремя переориетировавшаяся на широкий спектр интересов. В системе заповедника десятки музеев - историко-бытовых, мемориальных, рассказывающих о разных сторонах жизни старого Симбирска.
Еще один парадокс: старый город уцелел здесь не в своем историческом центре, а на его окраинах. Там сохранились целые улочки деревянной застройки времен Ульянова-Ленина. И сохранились, благодаря ему. Семья Ульяновых часто переезжала с одной съемной квартиры на другую, поэтому в городе было несколько ленинских адресов. Все они сохранены и нередко со своим окружением. Отсюда и не снесенные дореволюционные улицы. Все ленинские дома музеефицированы и представяют немалый историко-бытовой интерес. По ним и проходит основной туристический маршрут.
Но все это конечно не компенсирует потерю наиболее ценной части архитектурного наследия города - соборного комплекса, Спасского монастыря и окружающих их кварталов. Можно сказать, что осталась оправа, но похищен сам бриллиант. В этой подборке - храмы Симбирска, так не ставшие храмами Ульяновска (за исключением двух последних).
В ряд выстроились основные храмы центра - Троицкий и Никольский соборы; Никольская церковь. Перед ней - губернаторский дом без крыши (после пожара).
Троицкий собор был шедевром русского классицизма. Построенный по проекту М.П.Коринфского, незаслуженно подзабытого архитектора "первого ряда", работавшего в Поволжье (собор в Арзамасе, университет в Казани и т.д.), собор в русской архитектуре того времени занимает место в одном ряду с Казанским и Исаакиевским соборами в Петербурге и с храмом Христа Спасителя в Москве. И по грандиозности, и по совершенству архитектуры (по этой части он явно обогнал московский ХХС).
На замысел Коринфского оказал влияние этот проект его учителя А.Н.Воронихина, представленный на конкурс проектов Исаакиевского собора. Воронихинская идея, таким образом, нашла воплощение в произведении ученика. В самом лучшем его произведении.
Вид на Троицкий собор и присутственные места (построены по проекту А.Захарова, автора Адмиралтейства в Петербурге). Здание сохранилось, вокруг - все другое.
Вид с колокольни старого собора на северную часть города. Никольская церковь - оригинальный пример эклектической ротонды. На пером плане - губернаторский дом.
Никольская церковь вблизи. Вот такое было чудо. Классицизм с кокошниками.
Вид на Никольскую церковь от Спасского женского монастыря - еще одного важного ансамбля центра. На первом плане только что высаженный сквер и памятник Карамзину работы И.Мартоса. Памятник - единственное, что сохранилось из этого вида.
Повернулись на 180 градусов - перед нами Спасский монастырь. Две церкви - старая, рубежа 17-18 веков, и новая - Иверская, в тоновском стиле. Хорошо читается силуэт бронзовой музы Карамзина. Она и сейчас стоит, а монастыря и след простыл.
Современный вид на это место сверху. Монастырь стоял там, где на втором плане стекляшка.
Монастырь в панораме Симбирска. Видны оба его храма. На горизонте - Троицкая церковь. Она еще будет отдельно.
Еще вид на Спасский монастырь. Слева в кадр влез Вознесенский собор, еще старый, построенный в 18 веке.
Вот он ближе. Замечательный храм, примыкающий к целой линии московских и подмосковных церквей первой половины 18 века (соборы Новоспасского и Варсонофьевского монастырей, церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой, в Таболове и т.д.). Возможно, дело в заказчике. Ясно одно - это был очень хороший образец московской петровской архитектуры с чертами нарышкинского стиля. Наличники шикарные. Были.
На рубеже веков собор заменили новым. По-моему замена неравнозначна, да и вообще попахивает варварством. Против сноса старого собора уже тогда протестовала общественность. Появился хоть и больший по размерам, но и одновременно более глупый по архитектуре храм. Там намешано все - и эклектичный русский стиль, и отголоски тоновских образцов, и византийские мотивы. На мой взгляд синтеза не получилось. Но в своеобразии не откажешь. Колокольню оставили старую, от предшественника.
Троицкая церковь. Стояла в стороне от центра. Хорошая классицистическая колокольня. Все снесено.
Теперь о тех храмах, которые остались. Хотя бы частично. Воскресенская (Германовская) церковь. 1877-1894 гг. Новый храм постепенно, этапами, заменял старый, 1720-х годов. Типичнй эклектичный русский стиль, имитирующий узорочье 17 века. В советское время снесена вся верхняя часть, колокольня и вовсе разобрана. На ее месте выстроено новое здание. Сейчас в бывшем храме городской архив.
А это (только не надо смеяться, впору плакать) - кафедральный городской собор во имя иконы Богоматери "Неопалимая Купина". Бывшая приходская церковь пригородного поселка Куликовка. Деревянный модерн (редкий случай для храмов) 1910-х годов. Лишена завершений, из-за чего на храм не похожа. Скорее напоминает деревянную дачу начала 20 века.
Ну и наконец, единственный полностью сохранившийся храм Симбирска - Воскресенская церковь на городском кладбище. Даже странно, что не снесли и не изувечили. Очень интересный памятник. Творение архитектора Ф.Ливчака. 1914 год. Редчайший пример соединения типологии храма византийского стиля с декором модерна. Чего стоят совершенно модерновые маски херувимов с веночками. Напрашиваются параллели с постройками выдающегося петербургского архитектора В.Косякова (собор в Кронштадте и Казанская церковь Новодевичьего монастыря в Питере).