национальная власть и национальная экономика, часть 11
ВВП и финансовая политика
Обычно интегральную картину происходящего в экономике принято характеризовать показателем ВВП - строго говоря, это неверно, но в первом приближении нам это подойдет. Здесь творится нечто странное: в сентябре прошлого года Росстат пересмотрел номиналы (в рублях по текущим ценам) ВВП с 2002 года - мол, структура промышленности изменилась, надо уточнить; в реальности за 2002-2008 годы все данные понижены, но слабо (не более, чем на 0.3%), зато за 2009 год число повышено сразу на 1.0% - видимо, для того всё и затеяно. Но вскоре оказалось, что то был лишь старт большого пути: в начале сего года статистики втихую поменяли значения последних трёх лет, отняв от 2009 года 0.8% из только что добавленных 1.0% - да и 2008 год опустили на 0.4%. А в апреле последовала уже третья ревизия - причём радикальная: в 2009 году первый квартал опустили на 1.1%, а остальные - на 0.8% каждый; в 2010 году первая четверть сокращена на 2.9%, а вторая - на 2.2%; третья повышена на 0.8%, а четвёртая - аж на 3.6%. Казалось бы, столь серьёзные уточнения должны вызвать заметные изменения в показателях динамики ВВП за каждый квартал - ничуть не бывало: всё осталось по-прежнему - и это похоже на какой-то нелепый фарс.
Мы пытались оценивать ВВП самостоятельно - и исходя из отраслевых показателей Росстата, и по номинальным числам, но со своими прикидками дефлятора. Оба метода приблизительны, ибо основаны на перманентно пересматриваемых официальных числах - но в целом результаты похожи на правду: по итогам 2009 года зафиксирован спад на 9-11%, а в 2010 - рост на 1.5-2.5%; официоз даёт за те же годы -7.8% и +4.0%. Сложнее оценить январь-март сего года, поскольку Росстат, МЭР и Минфин дают три разных номинальных значения с расхождением более чем в 3% друг от друга! Наши оценки видят всё же приращение в 1.5-2.0% к тому же периоду прошлого года. Однако официальные ресурсы утверждают, что прибавка составила не то 4.5% (МЭР), не то 4.1% (Росстат): основное расхождение - в дефляторе, который явно недооценивается. К тому же у Росстата есть "статистическое расхождение" - разница оценок ВВП, полученных методами потока доходов и потока издержек: оно в последние годы росло, составляя -1.4% ВВП в 2008 году, -2.2% в 2009 и, наконец -2.6% в 2010 (минус означает, что доход каждый раз оказывался ниже расходов). Т.е. лишь в прошлом году добрый триллион рублей якобы сделанных продаж где-то потерялся, а где именно, можно только гадать: так, в статистике платёжного баланса Банка России есть сумма выведенных денег по фиктивным контрактам - и, о чудо! она очень близка к "расхождению" Росстата, который, видимо, учёл липовые продажи как реальные. Но и это ещё не всё.
Чтобы рассудить, наша или казённая оценка ближе к истине, сопоставим динамику ВВП и грузооборота транспорта - он является отличным индикатором производственной сферы и той части сферы услуг, где прибавка выпуска порождает рост перевозок. В структуре добавленной стоимости 66-70% приходится на отрасли, выпуск в которых линейно связан с объёмом перевозок - это промышленность, сельское хозяйство, рыболовство, строительство, транспорт и торговля; вопреки расхожему мнению, за последние 10 лет доля этих секторов в ВВП почти не менялась - так что и весь ВВП должен неплохо коррелировать с грузооборотом. Возможны колебания - например, если объём перевозок стабилен, но растёт среднее расстояние (увеличиваются поставки на экспорт по трубопроводам): так было во второй половине 1970-х, что дало опережающий рост грузооборота, но затем благодаря экспортной выручке потребительский сектор (особенно сферы услуг) расширился и компенсировал расхождение. До 1998 года ВВП и транспорт в целом синхронны и при росте, и при падении; но в 2000-е официальный ВВП вдруг улетел вверх от грузооборота - хотя, повторим, значимых структурных сдвигов не случилось. Наши поправки на дефлятор восстанавливают синхронность, так что гипотеза о хроническом занижении цен выглядит резонной. Масштаб искажения велик: в целом с 1998 по 2008 год ВВП вырос не на 94%, как настаивает Росстат, а лишь на 55-60%. Но тогда пик 2008 года был не выше, а ниже вершины 1990-го; сейчас мы по объёму ВВП находимся на уровнях первой половины 1980-х - или, если угодно, первой половины 1990-х, что то же самое.
Рис.7. ВВП и грузооборот транспорта. Источник: Росстат, ЦСУ СССР
Финансовая политика государства беспорядочна. По оценкам Минфина, бездефицитный бюджет в этом году возможен лишь при средней цене нефти в 115 долларов за баррель - а с учётом неизбежных в скором будущем обильных предвыборных посулов всё ещё хуже; между тем, 10 лет назад в казне был профицит при 20 долларах за баррель! Но если сбалансировать бюджет при более дешёвом сырье, то ВВП сразу уйдёт в минус - так же, как и в других развитых странах мира, чьи экономики поддерживаются на плаву лишь благодаря обильному дефицитному финансированию. Зато власти пользуют средства денежной политики - весьма бестолково: сейчас они стали "бороться с инфляцией" посредством монетарного ужесточения - хотя оно бесполезно. С осени прошлого года темп годовой прибавки денежной базы и широкой массы (агрегат М2) стал замедляться и дошёл уже до минимума с декабря 2009 года - судя по графикам, это породит замедление инфляции с задержкой примерно в год. Стало быть, монетарные факторы сами идут на спад - а все прочие (тарифы монополий и валютная выручка экспортёров) не затрагиваются повышением ставки, поэтому действия Банка России бессмысленны. Что, однако, не сказывается на заработке главного банкирастраны: декларация главы ЦБ РФ показывает, что в 2010 году он заработал 22.7 млн. рублей или (по среднему курсу 2010 года) свыше 750 тыс. долларов, на фоне которых господа Трише (доход вдвое меньше) и Бернанке (вчетверо) выглядят жалко. Видимо, после "лучшего в мире министра финансов" Кудрина скоро появится и лучший в мире центробанкир Игнатьев.
Рис.8. Годовая динамика денежной базы и ИПЦ. Источник: Банк России, Росстат
Фискальная политика России также непоследовательна и чревата неприятностями. В предыдущие годы уровень налоговой нагрузки на экономику был умеренным - он сократился примерно до 50% совокупной прибыли, что характерно для развитых стран. В то же время в развивающихся странах (включая КНР) этот показатель достигает 60-65% - но во многих из них в государственной собственности находятся ключевые отрасли, обеспечивающие как социальную стабильность, так и низкие издержки для остальных секторов экономики: транспорт, связь, финансы и др. - что компенсирует бизнесу повышенную налоговую нагрузку. Кроме того, в России гораздо выше прочие издержки (от стоимости рабочей силы и производственных сооружений до криминала и коррупции), вследствие чего объём накопленных в нашей экономике прямых иностранных инвестиций на порядок ниже азиатских лидеров. В таких условиях повышение налогов, стартовавшее в 2011 году (пока на 2.3%, но ведь это только начало), уже породило отток капитала за рубеж, спад иностранных инвестиций и общее снижение темпа экономического роста - по оценкам МВФ, только это урежет прибавку ВВП на 1.1-1.2% в год; а исходя из приведённых выше оценок реальной экспансии экономики, получается, что фискальные аппетиты Минфина едва ли не обнулят рост ВВП. С другой стороны, плачевное положение казны предоставляет минимальный выбор правительству, не способному установить элементарные порядок и законность в стране - просто потому, что все главные бенефициары беззакония так или иначе аффилированы со структурами власти всех уровней Российской Федерации.
часть 10 , -
http://rus-vopros.livejournal.com/1127799.html оригинал статьи в «РВ» -
http://rus-vopros.livejournal.com/1127941.html Просьба - распространить у себя в русских ЖЖ-шках и Сообществах !
лучшее в РВ !
О русской памяти и русских мемориалах -
http://lj.rossia.org/users/andrey21/51412.html ключевые слова - власть, жкх, малый бизнес, рго, россия, русская экономика, русский вопрос, инфраструктура
по материалам -
http://worldcrisis.ru/crisis/864082