«Червонные валеты» оживают // Биржевые ведомости. 1909. 11181.
Туркестанский сборник. Том 508. Стр. 196-197.
Станция Ташкент
Ташкент. (Корреспонденция «Бирж. ведомостей»)
«Червонные валеты» оживают
Из телеграмм вы уже знаете о необыкновенном «открытии», сделанном на днях на Среднеазиатской ж. д.: в течение 12 лет во главе склада этой дороги стоял известный «червонный валет» Дмитриев-Мамонов.
Многие, наверное, и до сих пор еще помнят так много нашумевший в России процесс
шайки «червонных валетов». Это было в 1877 году, в Москве. В числе других главарей шайки в процессе играл большую роль небезызвестный в свое время «граф Дмитриев-Мамонов», приятель знаменитой «Золотой ручки». «Граф Дмитриев-Мамонов» был просто Дмитриевым-Мамоновым, а титул графа он присваивал себе незаконно, пользуясь им в нужных случаях. Вся компания вместе с развенчанным графом была осуждена к ссылке в Сибирь. С этих пор «червонные валеты» потерялись из виду.
Однако вот что оказалось теперь.
В 1897 году в Ташкент прибыл назначенный по протекции одного из начальников на должность заведующего главными складами Среднеазиатской ж. д. мужчина, представительной наружности, с интеллигентными манерами, по фамилии Дмитриев-Мамонов. Новый заведующий складами сразу повел такой образ жизни, что никогда никому не пришло бы в голову, что это тот самый «граф», о котором в продолжение целого года кричали все российские и заграничные газеты. Он всегда вращался в лучшем обществе и оставлял впечатление человека в высшей степени приятного и знающего себе цену. Ходили при этом темные слухи, что Дмитриев-Мамонов когда-то, очень давно, живя еще в России, «принимал участие в каком-то государственном перевороте», за что и подвергся ссылке.
Кому был обязан Дмитриев-Мамонов этими слухами: сам ли он их распространял или же они были просто плодом досужей обывательской фантазии - трудно сказать, но личность Дмитриева-Мамонова, приобретя от этого некоторую таинственность, становилась еще обязательней. Так продолжалось до 1909 года, т. е. 12 лет.
В 1909 году, с открытием на местных железных дорогах целого ряда всевозможных злоупотреблений, начальство обратило внимание и на самые «благонадежные» отделы железнодорожной службы. К таким принадлежали ташкентские главные склады.
Наведенные неофициальным путем справки, опрос служащих - дали «неожиданную» картину ряда систематически происходивших в складах злоупотреблений.
Прежде всего выяснилось, что Дмитриев-Мамонов - «тот самый». Выяснилось далее, что из проходивших через руки Д.-Мамонова многих миллионов - он «брал, сколько хотелось».
Роль главного помощника во всех таких делах играл бухгалтер склада Хоботин, человек с очень темным прошлым. Им же, Хоботиным, фабриковался ряд фиктивных документов, существование которых удалось открыть производившей ревизию склада комиссии.
Начальство в ужас пришло, когда узнало - кого оно держало на таком ответственном посту в продолжение целых 12 лет.
Имя Дмитриева-Мамонова, члена шайки «червонных валетов», сделало свое. В материальной службе дороги началась небывалая фильтрация личного состава: начальство боится, как бы не остался на службе еще кто-нибудь из «червонных валетов».
С.