Туркестан в районе Ташкентской железной дороги и грузы этой дороги. 1

Feb 18, 2023 19:56

Н. П. Верховской. Грузы Ташкентской железной дороги // Журнал Министерства путей сообщения. 1909, кн. IX, X; 1910, кн. I, II.

Та же работа отдельным изданием (с посвящением великому князю Николаю Михайловичу):
Туркестан в районе Ташкентской железной дороги и грузы этой дороги. Исследование о грузах, созданных с проведением Ташкентской железной дороги и вызванных ею местных промыслах и производств<ах> / Составил бывший непременный член Совета Управления этой дороги от Министерства путей сообщения Н. П. Верховской. - СПб., 1910.

Часть 2. Рыба, рыбные промыслы… (окончание)



Мастерские на станции Казалинск. 1907



Его Императорскому Высочеству
Великому Князю Николаю Михаиловичу
верноподданнейше посвящает автор.

С.-Петербург, 20 января 1910 года

Ваше Императорское Высочество.

Труд, вложенный в исследование нашей благодатной окраины Туркестана, - этой драгоценной жемчужины Скипетра Российской Императорской Короны, - способствует увеличению ее блеска и ценности.

Покойным Министром Путей Сообщения, князем Михаилом Ивановичем Хилковым, я поставлен был в соприкосновение с Туркестанским краем и считаю для себя приятным долгом посильно послужить ему.

Высокое внимание Ваше, которым я был удостоен в Тифлисе, во время служения моего Начальником Службы Движения Закавказских железных дорог, позволяет мне взять на себя смелость всепреданнейше посвятить Вашему Императорскому Высочеству, как Августейшему Почетному Председателю Русского Императорского Географического Общества и Императорского Российского Общества Плодоводства, этот труд с чувством глубокой благодарности за оказанное мне милостивое внимание.

Бывший Непременный Член Совета Управления Ташкентской железной дороги от Министерства Путей Сообщения

Н. П. Верховской

ГРУЗЫ ТАШКЕНТСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Исследование о грузах, созданных с проведением Ташкентской дороги, и о вызванных ею местных промыслах

Краткий очерк Ташкентской железной дороги

Ташкентская дорога во время постройки разделялась на два участка: северный - от Оренбурга до Кубека, 941 верста, открытый для правильного движения 26 июля 1905 года, и, южный участок - от Кубека до Ташкента, 795 верст протяжением, открытый 1 января 1906 года.

С этого времени вся линия, вместе с Оренбургской ветвью Самаро-Златоустовской дороги, вошла в состав Ташкентской дороги протяжением от Кинеля до Ташкента 2.090 верст.

Все задания постройки имели в виду исключительно стратегические цели, но тем не менее проведение такой дороги создало для пассажиров и грузов беспересадочное и бесперегрузочное соединение Средней Азии с центральною Россией.

На протяжении своем от Кинеля (40 верст от Самары) до Ташкента она проходит 249 верст по Самарской губернии, 205 по Оренбургской, 122 версты по Уральской области, 531 по Тургайской области и 983 по Сырдарьинской области.

Старый участок, от Кинеля до Оренбурга, открытый уже более 30 лет и составлявший Оренбургскую ветвь Самаро-Златоустовской дороги, - проходит по культурной местности с довольно густым населением.

Новые участки дороги проходят по различным местностям, в отношении почвенных и климатических условий. От Оренбурга, часть Оренбургской губернии, Тургайской области, а также Уральской, - дороги проходят по местности плодородной, способной к культуре хлебов без искусственного орошения.

На границе Уральской и Тургайской областей дорога пересекает Мугоджарские горы, - отроги Уральского хребта. Управление дороги возлагает большие надежды на отыскание в этих горах каменного угля, что в значительной степени должно сократить эксплоатационные расходы на топливо.

Большую часть Тургайской области дорога проходит по совершенно бесплодной и безводной степи, часто солончаковой, неспособной к культуре; здесь же пересекает переносные пески «барханы», так называемые Большие и Малые Барсуки, и далее по Сырдарьинской области идет более 600 верст вдоль реки Сырдарьи, то удаляясь от нее на расстояние 20 верст, то приближаясь до 50 сажень. Между Перовским и Чиили на расстоянии 120 верст простираются громадные площади зарослей камыша.

Вообще в Сырдарьинской области земледелие находится в примитивной стадии своего развития, и притом в полной зависимости от разлива Сырдарьи и устройства водохранилищ и искусственного орошения, посредством целой системы мелких ирригационных сооружений, так называемых арыков (канавок, канав), которые проводятся местными жителями для орошения своих полей, весьма малых размеров, и когда это возможно выполнить местными силами. Они же устраивают водохранилища посредством больших плотин, - «туганов» и малых - «бугутов».

Плотины - это простые насыпи из местного вязкого грунта - лесса, или лессового строения, и притом настолько ничтожные, что не выдерживают несколько большего подпора воды и постоянно прорываются, особенно во время разлива Сырдарьи.

Орошение производится еще примитивно устроенными водоподъемными машинами - «чигирями». Это род большого колеса, к ободу которого прикреплены на бесконечной цепи глиняные или железные черпаки (ковши). Черпаки, набрав в себя воду из реки, поднимают ее, конным приводом, на высоту берега, откуда она направляется по желобам и арыкам к месту назначения самотеком.

Подъем воды из рек для орошения производится также с помощью мельничного подливного колеса, приводимого в движение автоматически силою течения воды. На колесе приделаны ковши, которые черпают воду и подают ее на высоту колеса и сливают в желоба, а из последних в арыки и канавки.

Местные жители, кочующие киргизы, только еще начинают засевать землю злаками по примеру русских поселенцев, но пока только беднейшие из них, не имеющие стад овец и скота. Богатые считают земледельческий труд унизительным. Несомненно, что и здесь историческая эволюция проявит свое неизбежное течение и в скором времени превратит кочевые племена номадов в оседлых жителей, и тогда земледелие сделается общим занятием.

Площади орошения очень ничтожны, и посевы производятся исключительно только для собственного прокормления.

В Тургайской, Уральской областях и Оренбургской губернии искусственного орошения - арыками не существует вовсе, исключая огородов.

Верстах в 150 от Туркестана дорога отклоняется от Сырдарьи к северу и проходит также по степям, неспособным к культуре без искусственного орошения.

Не доходя же верст 50 до Ташкента, дорога входит в Ташкентский оазис, местность очень возвышенную, очень пересеченную, искусственно орошенную, вполне культурную и густо населенную.

В отношении местной агрикультуры, Ташкентский уезд, во всей Сырдарьинской области, занимает первое место. По данным земельно-податной комиссии, в нем снято на план и обоброчено государственною податью 282.205 десятин искусственно орошенной земли.

Верст за 25 под самым Ташкентом дорога проходит по полям, засеянным хлопком и злаками, по виноградникам и фруктовым садам. Мелкие участки земли собственников-сартов все обсажены высокими пирамидальными тополями, так что дорога проходит как бы по роскошному парку. На протяжении двух перегонов перед самым Ташкентом железнодорожный путь имеет 5 больших мостов, 45 малых, 63 железные трубы, 20 сифонов, 4 акведука и 4 каменных моста. Все эти сооружения, по большей части, пропускают воды рек, каналов, арыков, оросительных канав и канавок. Сифоны - это коленчатые трубы, пропускающие воды арыков, идущих несколько выше уровня полотна дороги.

Сделав обозрение местности, по которой пролегает Ташкентская дорога, я полагаю нелишним показать и самую работу дороги по исполнению перевозок за три исследуемые годы, с подлежащими комментариями, уясняющими экономическое, коммерческое, хозяйственное и финансовое состояние дороги.

Цифровые данные сгруппированы мною в таблицу № 1, в которой включены только пассажиры, багаж, попудные перевозки большой и малой скорости и служебные перевозки хозяйственных грузов дороги. Перевозку поштучных предметов подвижного состава и скота я опускаю, чтобы не вдаваться в слишком большие подробности, не влияющие на характеристику деятельности дороги. Из грузов малой скорости мною перечислены только перевезенные, в котором-либо году, в количестве более миллиона пудов.




<…>

Введение к настоящему исследованию

Краткий обзор местности, по которой пролегает Ташкентская дорога, мною сделан в видах указания, в какие неблагоприятные почвенные, климатические и хозяйственные условия поставлен район дороги, дающий ей грузы местного производства.

Судя по местности, пересекаемой дорогой, казалось бы, она обречена на перевозку исключительно транзитных грузов, идущих из Ташкентского оазиса и Среднеазиатской дороги в центральную Россию, и обратных грузов из внутренних губерний в Ташкент и всю Среднюю Азию, и нет возможности поднять и развить местную культуру и промыслы, которые питали бы дорогу собственным грузом. Но, тем не менее, при всех неблагоприятных условиях, в которые поставлены районы дороги, и громадном протяжении совершенно бесплодной степи, - все-таки скорое и удобное сообщение начинает вызывать к жизни и развитию такие промыслы, которые или вовсе отсутствовали до проведения дороги, или существовали в зачатке, для удовлетворения скромных потребностей местного, почти дикого, кочующего народа и незначительного числа переселенцев.

Эти промыслы дают чисто местный груз, перевозимый часто на значительное протяжение дороги, и увеличивают доход дороги.

Конечно, эти новые грузы в количественном отношении не могут сравниться с местным грузом, который дает дороге старый участок, но надо принять во внимание, что населенность края, вновь прорезанного дорогой, по переписи 1897 года, не превышает для Ташкентского уезда 11,09 человек на квадратную версту, 2,84 для Чимкентского уезда, 2,36 для Казалинского и 1,39 для Перовского. За последние 10 лет, несомненно, густота населения увеличилась, во данных еще не имеется.

При такой населенности нельзя требовать многого, но со временем, при устройстве орошения, развитии переселения, и особенно когда, по примеру Америки, мы научимся обращать солончаки в плодородные земли, - количество местных грузов может представить довольно солидные цифры. Трудно начало, но раз оно сделано, весьма возможно ожидать и надеяться на дальнейшее развитие естественных богатств края.

Необходимо принять в соображение, что грузы, создаваемые Ташкентской дорогой, предназначаются не только для потребления в местностях района дороги, но, главным образом, дли вывоза за ее пределы, и, в большинстве случаев, для вывоза в столицы; поэтому прохождение их по железным дорогам, из столь отдаленных мест, будет вырабатывать массу пудо-верст, как на Ташкентской дороге, так и на дорогах, за нею лежащих, увеличивая тем их доходность. Следовательно, в развитии производства этих грузов должны быть заинтересованы не только сама Ташкентская дорога, но и многие другие дороги, почему и вопрос об этих грузах, очевидно, не исключительно местный, а общий для некоторой части железнодорожной сети.

Предмет моего исследования обнимает исключительно грузы, которые появились после постройки дороги, вызвав к более интенсивной деятельности местное русское и частью инородческое население, обратившее свои силы на использование даров природы, которые или пропадали без пользы, или разрабатывались в крайне ограниченном количестве.

Намечены мною для исследования следующие грузы: рыба, сено, просо, мука, саксаул, соль, предметы животноводства, как кожи, шкуры, шерсть, рога, наконец, фрукты и хлопок. Это именно те грузы, перевозка которых стала организоваться и развиваться в районе дороги со времени ее проведения, или, иначе говоря, - грузы, созданные Ташкентской дорогой.

Цифровые данные, которыми я руководствуюсь и которые будут приводимы мною в особых таблицах, взяты из отчетов Ташкентской дороги, изданных и напечатанных за 1905, 1906 и 1907 годы. Сравнительные соображения и данные будут касаться только этих лет.

В основание исследования легли сведения, сообщенные мне начальниками станций и другими железнодорожными служащими, сведения, полученные мною лично путем переговоров с коммерсантами, промышленниками, отправителями, рабочими, рыбаками и осмотром промыслов, заведений, заводов, мельниц, сведения, практически приобретенные мною в бытность начальником службы движения Ташкентской дороги, в течение трех лет, а также и сведения, почерпнутые из печатных изданий о Туркестанском крае, как официальных, так и частных.

Найдутся люди, которые не преминут поставить вопрос: к чему эти исследования? Ответ мой будет очень прост. Все сведения и данные, собранные моими исследованиями, представляют собою конкретный материал, который даже без всякого отношения к прямой пользе имеет несомненный интерес и реальное значение. Польза служит для удовлетворения людских нужд, но ей всегда предшествует познание сведений, фактов и данных, вырабатываемых только людской любознательностью, которая и есть начало всякого движения вперед. Будучи любознателен, я не жалею своего труда и времени, собирая и группируя изложенные мною факты и данные, глубоко убежденный в их верности, равно и в том, что утилизация их не замедлит своим осуществлением. Указывать детально утилизацию конкретных материалов, собранных мною, я не стану; скажу только, что из многолетних моих наблюдений и долголетней железнодорожной службы (38 лет, из них 34 года собственно по службе движения) - я вынес то глубокое убеждение, что администрация железных дорог, перевозя грузы по своим линиям, как будто бы игнорирует происхождение их, способы получения, доставку на станции и места потребления. Я задался целью предоставить эти сведения управлению дороги, надеясь тем оказать посильную помощь и, может быть, этим прецедентом, если он будет признан полезным, - вызвать подражания, которые выяснят непосредственную пользу наших новых железнодорожных линий как пионеров цивилизации и культуры прорезываемых ими местностей, и несколько обогатят нас географическими, этнографическими, экономическими и коммерческими сведениями, которые так мало распространены в нашем обширном отечестве. Насколько я справился со своей задачей - пусть судят читатели.

ОТДЕЛ I
Рыба, рыбные промыслы и отправки рыбных продуктов по железной дороге

Глава 1. Правительственная регламентация

В районе Ташкентской дороги рыбные промыслы развиты, главным образом, в Казалинском и Перовском уездах Сырдарьинской области. Первый уезд прорезывается железной дорогой на протяжении 471 версты, а второй - 826 верст.

Промыслы сосредоточиваются в Аральском море, реке Сырдарье, Кара-Узяке и массе пресноводных озер, расположенных почти на всем течении Сырдарьи в этих уездах.

Главнейшие из озер следующие: Камышлы-Баш, Кара-Куль, Чимиги-Куль, Чумыш-Куль, Бедай-Куль, Яны-Курган, Буркуль, Берказан и другие. Частновладельческих озерных и прудовых хозяйств в Туркестанском крае не существует.

Все озера расположены на государственных землях. Заведует ими казна, издавая обязательные для всех без исключения правила рыболовства. На основании закона, 267-ой статьи Устава о сельском хозяйстве, «воды морские 1) частному владению вообще подлежать не могут никогда, 2) должны всегда оставаться в общем свободном пользовании».

Согласно уставу о рыболовстве и «Временной инструкции по рыболовству в реке Сырдарье и Аральском море», ежегодно утверждаемой начальником края, - на производство лова в пределах Сырдарьинской области в реках, море и озерах должны быть взяты установленные билеты у смотрителя рыбных промыслов; цена билета 8 руб. + 1 руб. 50 копеек гербового сбора на право ловли в озерах на каждые 200 сажен длины невода; 6 руб. + 1 руб. 50 коп. гербового сбора на право ловли в море на 200 сажен невода на время осеннего лова. В реке лов оплачивается билетом на один невод или одну плавную сеть в 13 рублей, а в море на 350 сажен невода 17 рублей; на осенний лов в реке и море по 6 руб.

Вообще, инструкция по рыболовству имеет своею целью не только установление дохода казны, но и ограждение рыбного богатства от хищнического лова недозволенными способами, от ловли в неуказанное время и в запретных местах.

Безусловно воспрещено устройство садков в протоках, ведущих из рек в озера, и в устьях рек. Указано точно время лова в реке с 10 июня по 1 января, а в море с 10 апреля по 1 февраля, в озерах с 1 октября по 1 января.

В озерах Камышлы-Баш, Кара-Куль, Чумыш-Куль, Мак-Паль рыболовство запрещено ранее замерзания их.

Указаны места, в которых вовсе не дозволен лов, а именно на 12 верст вправо и влево от крайних рукавов Сыр- и Амударьи и вглубь моря на 12 верст. Эти места считаются запретными.

Не допускаются сети, имеющие менее ¾ вершка в стороне квадратной ячеи, а равно и лов молоди; шипа - менее 14 вершков, судака, жереха, сазана - менее 4-х вершков, усача - 6 вер. длиною. Попавшая в невод молодь и маломерная рыба должна быть выпущена немедленно в воду (§ 49). Также воспрещается солить, морозить и вообще заготовлять впрок уснувшую в садке рыбу. Такая рыба должна быть зарыта в землю не менее чем в полуверсте от берега. Точно так же должно поступать и с отбросами от чистки рыбы.

Как видно из приведенных мною характерных выдержек из правил, правительственные заботы входят не только в область охраны рыбы, но не забыты и гигиенические стороны в промышленности рыболовства.

К сожалению, вследствие громадных пространств, на которые раскинулись рыбные промыслы, администрации нет возможности точно следить за соблюдением всех установленных правил и изданных законов, почему весьма естественно, что многие местные жители и промышленники производят лов рыбы без разрешения, притом в неустановленное время и даже запрещенными способами. Во главе местной администрации по надзору за рыбными промыслами находится участковый начальник рыбных промыслов, жительствующий в Казалинске, при нем есть рыбные старосты и объездчики.

Глава 2. Аральское море, река Сырдарья и озера

А. Аральское море лежит на 49 футов выше уровня океана, на 158 футов выше Черного моря и на 248 фута выше Каспийского. Оно занимает площадь 61.781 кв. версту, имея 400 верст длины и от 200 до 270 верст ширины. Глубина его до 13 сажен, и только у западного гористого берега доходит до 37 сажен, а также около острова Николая I. Вода горько-соленая, но с малым насыщением солей, т. е. всего 12 частей на 1000; из них 6 частей собственно поваренной соли (хлористый натрий NaCl), тогда как океанская вода содержит до 32-37 частей солей, из которых до 29-30 частей поваренной соли. Верблюды, лошади и скот пьют эту воду. Берега моря песчаны и очень низменны; они высоки только в западной части, где над морем круто поднимаются футов на 500 отроги Усть-Урта. Берега извилисты, мелководны и совершенно пустынны. В южной части моря, около Амударьинской дельты, берега заросли громадным камышом, в котором скрывается рыба.

Это море отличается постоянным волнением и бурностью, а зимой замерзает у берегов на далекое пространство. Дно его покрыто слоем ила, от лессовых и песчаных наносов Сыр- и Амударьи, имеет много больших островов: Николай I, Кос-Арал, Куг-Арал, Барса-Кильмес, Токмак-Ата и другие, и, кроме того, массу мелких, особенно в восточной части. Все острова расположены около берегов, и только царские (Николай I, Наследник и Константин) отстоят до 70 верст от западного берега.

Описание этого моря сделано для выяснения постановки лова рыбы и особенно для выяснения вопроса о дальнейшем развитии промыслов.

Станция железной дороги Аральское Море расположена саженях в 100 от одного из заливов моря, в северной части его.

Б. Сырдарья, т. е. по-местному «желтая река», берет свое начало из отрогов Тянь-Шаня из снегов и ледников Ак-Таша и Ир-Таша на высоте 22.000 футов. Она образуется из двух рек: Нарына - 700 вер. длиною, и Карадарьи (Черной Дарьи) - 200 верст длиною. Собственного течения имеет 1.670 верст протяжения. Очень быстро текущая река, но с постоянным руслом, вполне доступная для судоходства мелкосидящих плоскодонных судов.

Как все среднеазиатские реки, Сырдарья течет по возвышенному над окружающей местностью ложу, так что при летнем половодье она легко размывает и разрушает свои берега и заливает громадные пространства, входит в сообщение со всеми близлежащими озерами, наполняя их водой и рыбой.

Таяние снегов и ледников обыкновенно начинается в конце июня и начале июля, когда наступают сильные жары в горах Средней Азии.

Сырдарья сохраняет постоянно, в течение целого года, обилие вод в пределах берегов, но если таяние очень сильно, т. е. если зима была суровая, в горах накопилось много снегу и льду, а лето жаркое, то вода в ней выступает из берегов. Но бывают года, и даже два и три подряд, что разливов нет вовсе или они незначительны.

Зимою она замерзает около Казалинска и держит лед с конца ноября или начала декабря до конца февраля или начала марта. Ниже Ходжента замерзает на один или много полтора месяца; в верховьях выше Ходжента не замерзает вовсе; хотя температура опускается в этой местности ниже нуля, но быстрое течение не поддается морозу.

В. Озера. Несколько сот озер - вероятно, частью представлявших в прежнее время старое русло Сырдарьи, а частью образовавшихся от разливов реки - раскинулись по берегам Сырдарьи на расстоянии от станций железной дороги от нескольких сажен до 20-30 верст и даже до 80 и 100 верст. Некоторые из них очень велики и многоводны, но большая часть, особенно лежащие вблизи реки, многоводны только в сильные разливы; в годы же слабых разливов уровень воды в них сильно понижается.

Многие из озер зарастают камышом, который здесь, особенно между Перовском и Чиили, обильно растет, достигая громадных размеров до 3-х сажен высоты. В них особенно любит укрываться рыба, находящая обильное питание во множестве находящихся здесь низших водных животных. Лов в камышах очень труден и в больших размерах - невозможен.

Озеро Бедой-Куль (озеро по-местному - куль) имеет поверхность до 40 кв. верст; Чумыш-Куль и Челкары до 10, Бур-Куль, Акчатав - до 5, Яны-Курган, Амань-Уткуль - до 3-х верст, Камышлы-Баш - до 420 кв. вер., Раим - 32 кв. вер., Мак-Паль - до 18 кв. верст, Кундус-Куль, - Айтек - до одной кв. версты.

Все озера пресноводные и рыбные, но есть содержащие поваренную соль. Из последних соль добывается туземцами и служит для солки рыбы. В таких озерах рыба вовсе не водится, и они вообще очень небольших размеров.

Во всех озерах водятся смешанные виды рыб, но есть озера с «гольным» карасем, с гольным лещом и сазаном, т. е. исключительно с одним из этих трех видов рыбы. Все озера зимою замерзают сплошь, и лов рыбы производится со льда.

Глава 3. Ихтиофауна

В Аральском море, Сырдарье, Кара-Узяке и озерах водятся и составляют предмет промышленности и ловли, главным образом, следующие роды рыбы:

1) осетр - Acipenser, 2) шип [Шип - род осетра, который по большей части в торговле идет за осетра, т. к. их нелегко отличить один от другого, как по наружному виду, так и но вкусу.] - Acipenser chypa, 3) жерех - Ospius esocinus, 4) усач - Barbus brachycephalus, 5) лещ - Abramis brama, 6) сазан - Cyprinus carpio, 7) щука - Esox luсius, 8) судак - Lucioperca sandra, 9) окунь - Perca fluviatilis, 10) сом - Silurus glanis, 11) маринка - Schira thorax kessleri, 12) вобла - Lencisus rutilus.

Перечисленные роды рыб наиболее распространены в бассейне Аральского мора, но в настоящее время главным предметом рыбного промысла можно считать только шипа, леща, сазана и судака.

Улов осетра незначителен. Улов сазана превосходит улов всех остальных рыб.

У мелководных берегов Аральского моря и в озерных камышах, при прогревании воды сильными солнечными лучами, развивается такая масса низших водных животных, что питание рыбы вполне обеспечено.

Все эти рыбы пресноводные, но живут в морской воде Аральского моря. Рыба особенно любит мелководные заливы и култуки, куда собирается массами в весеннее время метать икру. В глубоких местах моря рыба не мечет икры, а заходит в реку или озера, соединенные с рекой протоками. Мечет икру и в озерах, куда загоняется разливами Сырдарьи и откуда после спада воды она уже не может выйти. По уверению местных жителей - рыбаков, иногда в большие разливы в озеры загоняется такая масса рыбы, что при спадении воды она не успевает уходить вместе с водой обратно в реку и через нее в море и остается в озерах. Под влиянием испаряемости, которая в этих краях при обилии, силе и яркости солнечного света, - крайне высока, и вследствие фильтрации в почву, водная поверхность озер сильно понижается, малые озера мелеют и в них рыбу ловят руками, масса же ее пропадает, сгнивая на месте высохшего дна. Я полагаю, что такие рассказы можно отнести к тому времени, когда рыбу некуда было девать и ее значительно менее ловили.

В годы малых разливов, и особенно когда такие годы повторяются один за другим, даже в больших озерах заметно понижение уровня воды и уменьшение количества рыбы.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

См. также:

О Ташкентской железной дороге:
Э. О. Соколовский. Описание восточной части Киргизской степи…
И. А. Кастанье. Отчет о поездке в Туркестан
В. И. Иларионов. Воспоминания из поездки на родину
А. М. Поляков. Записки жандармского офицера
В. П. Вощинин. Очерки нового Туркестана: Свет и тени русской колонизации
В. Н. Гартевельд. Среди сыпучих песков и отрубленных голов
Типы и виды по Ташкентской дороге (набор открыток)
К. И. Скрябин. Моя жизнь в науке

О рыболовстве в Аральском море и его бассейне:
А. И. Макшеев. Путешествия по Киргизским степям и Туркестанскому краю
Н. Н. Каразин. В низовьях Аму. Путевые очерки
Рыбные богатства Аральского моря (Новое время)
На берегах Аральского моря; Рост колонизации в Средней Азии; Нужды аральской рыбопромышленности (Новое время)

журнал министерства путей сообщения, история российской федерации, .Сырдарьинская область, переселенцы/крестьяне, Аральск/Аральское Море/Арал Тенизи, история казахстана, народное хозяйство, .Самарская губерния, история узбекистана, 1901-1917, природа/флора и фауна/охота, казахи, железные дороги, сарты, русские, административное управление, .Уральская область, Казалинск/Казала/Форт № 1/Казалы, флот/судоходство/рыболовство, .Тургайская область, верховской николай петрович, .Оренбургская губерния

Previous post Next post
Up