Русский Чарджуй

Feb 09, 2023 18:03

На бухарской границе // Новое время. № 12042. 1909, 20 сентября (3 октября).


Город Чарджуй (бухарские владения). Склад Товарищества Жигулевского пивоваренного завода А. Вакано и К°

На бухарской границе
Чарджуй. (Корреспонденция «Нового времени»)

Когда основался русский город в Бухарском ханстве Чарджуй, то предполагалось, что здесь со временем возникнет один из самых крупных торгово-промышленных центров Средней Азии; некоторые из высокопоставленных лиц даже поспешили обзавестись обширными городскими участками. Но эти предположения пока еще далеко не оправдались, и здесь до настоящего времени образовался хотя и довольно раскинутый, но немноголюдный городок, в котором насчитывается около 4.000 жителей обоего пола, преимущественно железнодорожных служащих, чиновников, судовых команд Амударьинской флотилии и т. д.






Но благодаря своему географическому положению - пересечению Среднеазиатской железной дороги с Амударьинским водным путем, Чарджуй все же получил сравнительно важное торгово-промышленное значение: он является, с одной стороны, местом скупки различных сельскохозяйственных продуктов, производимых ближайшими окрестностями и привозимых сюда из Бухары, Хивы и даже Афганистана, а с другой - пунктом, сосредоточивающим товары, отправляемые вверх и вниз по Амударье и направляемые сюда сверху и снизу для следования дальше на север или в Красноводск для дальнейшего вывоза за границу.






Особый интерес представляет торговый путь в Афганистан. Главным пунктом, где сосредоточиваются караванные пути из Афганистана, является город Керки в Бухарском ханстве на Амударье, по которой товары и направляются в Чарджуй. Для развития и более прочного установления между нами и Афганистаном могла бы оказать большие услуги Амударьинская флотилия, но она настолько не удовлетворяет потребности, что значительное число товаров из Керки привозится на лодках хивинского типа.




В самом Чарджуе «пристань» флотилии отличается крайней первобытностью: пароходы пристают прямо к берегу и в месте причала нет ни амбара, ни навеса, ни какого-либо устройства. Да и число пароходов недостаточно и их не хватает для ежедневного отправления. Поэтому сообщение происходит с перерывами, а это всегда отражается неблагоприятно на самом движении. Нельзя также не заметить, что водный путь по Амударье совершенно не оборудован, нет ни знаков, ни фонарей, ни наблюдений за фарватером. Поэтому пароходы не могут ходить ночью и должны отстаиваться, а днем, при изменчивости фарватера реки, частенько садятся на мель [Лучший пароход Амударьинской флотилии, «Император Николай II» (1901), в январе 1903 г. потерпел серьезное крушение, налетев на камни возле Келифа. - rus_turk.].







На устранение этих дефектов надо обратить самое серьезное внимание, и особенно по отношению к участку Чарджуй - Термез, вследствие его важного торгового значения. На Амударьинскую флотилию выдвигается множество нареканий и ее обвиняют в недостаточной доходности, но при этом совершенно упускается из виду, что главная причина - неустройство самого пути и недостаточное число пароходов - не устранена до сего времени.







Что касается до местной производительности, то она доставляет несколько ценных продуктов, и в довольно большом количестве; такими продуктами являются хлопок, шерсть, дыни и солодковый корень (лакричник).



На возможность разведения хлопка в большом размере частными предпринимателями возлагались большие надежды, и москвичи гг. Кудрин, Решетников и К° затеяли большое дело в этом направлении и, получив от Эмира бухарского 2.000 десятин земли на берегу Амударьи, верстах в 40 от Чарджуя заложили большие хлопковые плантации. Но это предприятие, как и много других русских предприятий, потерпело неудачу. Перейдя к наследникам, имение пришло в полный упадок, и теперь земля там сдается в аренду окрестным жителям и главным продуктом является болотный камыш.





Скупка хлопка ведется здесь в больших размерах несколькими крупными фирмами, имеющими здесь хлопкоочистительные заводы. Эти операции главным образом производятся Ярославской мануфактурой, персидским товариществом (Московский международный банк), Среднеазиатским товариществом, Стуккеном и Доберским. Закупка шерсти производится преимущественно фирмой Стуккена, имеющей здесь шерстомойку и шерстотрепалку.






Скупка солодкового корня началась здесь года три назад английской фирмой МакАндрюс и Форбс, производящей покупку этого продукта в Закавказье. Приемные пункты ее разбросаны по всем окрестным селениям и захватывают обширную территорию вверх по Амударье и в Бухарском ханстве, почти до Когана. В самом же Чарджуе устроен завод для прессования корня, отправляемого в Англию и Америку. Завод настолько развил свои операции, что прессует уже до миллиона пудов корня в год. К сожалению, однако, перенося свои операции в Чарджуй, фирма, входящая в состав всемирного солодкового синдиката, захватила из «пламенной Колхиды» добрую порцию ее сынов, самого «товарищеского» типа, которые применяют здесь в среде бухарского сельского населения те разнообразные методы обвешивания и обмана, которые выработаны «предприимчивым и сознательным» населением Кутаисской губернии, дошедшим в этой сфере до полной виртуозности. Достаточно было фирме взять в управляющие сюда имеретина, и теперь все надсмотрщики, скупщики и другие служащие - его соотечественники.




Вообще, Чарджуй почему-то особенно полюбился добрым кутаисцам, и со времен освободительного движения здесь водворилась целая колония гурийцев, мингрельцев и имеретин. Помимо солодкового завода, они завладели буфетами, трактирными заведениями, гостиницами и иными учреждениями, и постепенно здесь создалась настоящая штаб-квартира кавказских экспроприаторов, широко оперировавшая по всей Средней Азии и организовавшая целую серию блестящих дел до ограбления 450 тыс. рублей в поезде Среднеазиатской дороги. По этому делу здесь арестовано несколько гурийцев, в том числе и собственник лучшей здешней гостиницы, некто Шарашидзе.

Вообще, деятельность этой группы грузин в Средней Азии носит самый криминальный характер, и судебные установления переполнены делами, в которых они принимают самое видное участие.



Материалы о Чарджуе и других населенных пунктых Бухары:
https://rus-turk.livejournal.com/669271.html

.Бухарские владения, история российской федерации, заводы/фабрики/рудники/прииски/промыслы, Чарджуй/Ленинск/Чарджоу/Туркменабад, .Кавказский край, партийная работа, народное хозяйство, .Хивинские владения, описания населенных мест, народы Кавказа, купцы/промышленники, 1901-1917, .Афганистан, история туркменистана (туркмении), новое время: газета, флот/судоходство/рыболовство, баранта/аламан/разбой

Previous post Next post
Up