Да, узбеки и были тогда кочевниками или полукочевниками в основном. И вообще все сложно было (см. отрывок ниже). Сейчас слово "узбек" означает иное, поскольку около 100 лет назад искусственно объединили разные тюркоязычные группы, близкие по языку, в одну - и сартов, и узбеков, и кураминцев, и многих других.
П. И. Пашино. Туркестанский край в 1866 году: Чрезвычайно были хороши три киргизских джигита, скакавшие стороною, со своим оружием, копьями; это все потомки Алача-хана, как рассказывали мне киргизы. У этого Алача-хана было много детей, и от каждого сына пошел особенный род; сам Алача-хан жил тысячу лет тому назад, до Чингиза. Чингиз, сын непорочной Алангу, направил свои орды на юго-запад и завоевал полсвета. «Мы теперь, - говорили мне киргизы, - потомки этих завоевателей; на нас нельзя просто смотреть: у нас Чингизханова яса, его обычаи; словом, мы узбеки - чего еще больше?!» - Как, вы узбеки? Вы биштамгалинцы, не больше; узбекский народ особенный. - Нет, туря; мы все узбеки; начиная от Оренбурга, куда ни поедешь - все будут узбеки. У нас у всех свои бии есть [Уз бийлярымыз бар.]. - А сарты кто же такие? - спрашивал я, когда мне доводилось говорить об этом с киргизами. - Сарты? Они ни рода, ни племени не имеют, - они по городам называются. Спроси сарта, кто он такой; он тебе ответит: ташкенлик [Ташкендец.] или, еще проще, мусульман [Мусульманин.]. А спросите, как его зовут - Мухаммед-Керим какой-нибудь. А какого рода? «Рода у меня нет, - ответит он, - я ташкендец - чего же еще надо?» Между тем каждый киргиз имеет свой род. https://rus-turk.livejournal.com/98984.html
П. И. Пашино. Туркестанский край в 1866 году:
Чрезвычайно были хороши три киргизских джигита, скакавшие стороною, со своим оружием, копьями; это все потомки Алача-хана, как рассказывали мне киргизы. У этого Алача-хана было много детей, и от каждого сына пошел особенный род; сам Алача-хан жил тысячу лет тому назад, до Чингиза. Чингиз, сын непорочной Алангу, направил свои орды на юго-запад и завоевал полсвета. «Мы теперь, - говорили мне киргизы, - потомки этих завоевателей; на нас нельзя просто смотреть: у нас Чингизханова яса, его обычаи; словом, мы узбеки - чего еще больше?!»
- Как, вы узбеки? Вы биштамгалинцы, не больше; узбекский народ особенный.
- Нет, туря; мы все узбеки; начиная от Оренбурга, куда ни поедешь - все будут узбеки. У нас у всех свои бии есть [Уз бийлярымыз бар.].
- А сарты кто же такие? - спрашивал я, когда мне доводилось говорить об этом с киргизами.
- Сарты? Они ни рода, ни племени не имеют, - они по городам называются. Спроси сарта, кто он такой; он тебе ответит: ташкенлик [Ташкендец.] или, еще проще, мусульман [Мусульманин.]. А спросите, как его зовут - Мухаммед-Керим какой-нибудь. А какого рода? «Рода у меня нет, - ответит он, - я ташкендец - чего же еще надо?» Между тем каждый киргиз имеет свой род.
https://rus-turk.livejournal.com/98984.html
Reply
Leave a comment