Г. Ш. Кармышева. К истории татарской интеллигенции (1890-1930-е годы). Мемуары / Пер. с татарского Ф. Х. Мухамедиевой, составитель
Б. Х. Кармышева. - М., 2004.
Другие части:
1. Джаркент, Верный, 2. Верный,
3. Верный,
4. Гавриловка, Копал, Попутный,
5. Кульджа.
Однажды хозяин решил сделать ремонт в доме, где мы жили. Нам пришлось временно перебраться в деревянный сарай под навесом, ближе к саду. Под навесом и сараем протекал арычок. В сарай всходили по невысокой лестнице. Полы в сарае были деревянные, а окон не было. Площадку под навесом полили и подмели, сарай убрали, как комнату, и стало очень уютно. Летом в нем было прохладно, просто наслаждение.
Или-Исхак-бай передал нашему отцу: «Пока поденщики делают ремонт, пусть Мулла-абзый за ними присматривает и распоряжается. В освободившуюся квартиру Джалала пусть поселит по своему выбору порядочных людей».
Мы с братом заходили и в другой, внутренний, двор играть с Закиром, Мишкой и командирской дочкой Любой. Люба мне говорила: «Я пока еще учусь, а скоро начнутся каникулы, и тогда я буду играть с вами целыми днями. Я знаю много игр».
Родители, посоветовавшись между собой, решили старшего сына после окончания занятий в медресе устроить на работу к Исхак-баю, чтобы он обучился торговому делу. Так и сделали. Сначала брату было неловко среди чужих людей, но постепенно привык. Домой он возвращался только по четвергам и ночевал дома. Иногда он мне приносил маковые конфеты. <…>
В один из дней брат, служивший у Исхак-бая, сказал матери: «Мама, в магазин поступило так много товаров! Там столько разных кружев, аграмантов, тесьмы, лент, браслетов, колец, серег разных сортов, разных видов. Вот приближается гает. Не взять ли тебе понемногу этих товаров и не попробовать ли показать их сартянкам, живущим на окраине города. Хозяин сколько угодно товара дает разносчикам, только бери, да и возврата стоимости товаров ждет. Если будет хоть какая прибыль, может, смогли бы купить швейную машину, хоть подержанную». Мать задумалась, а потом сказала: «Ладно, попробуй, принеси, только пусть срок оплаты запишут подлинней». Вечером брат принес кое-какую галантерею. Мать сказала: «Ладно, завтра понедельник - удачный день. Попробую сходить, уповая на Бога».
На другой день после утреннего чая мама, завернув вещи в платок, накинув на голову черный халат, прочитав «Бисмилла» и «Аятелькурси», отправилась в путь. Как она потом рассказала, шла, бедная, думая, как стыдно и унизительно войти в дом незнакомых людей со словами: «Не купите ли вещи?» Шла она с этими мыслями по пустынным окраинным улицам, проходила мимо домов, не решаясь войти. Наконец она увидела возле одних ворот разговаривающих женщин, подошла к ним, поздоровалась и предложила: «Вот я принесла кое-что показать. Не купите ли?» Те ответили: «Давайте, покажите». Одна, взглянув на товар, предложила войти в дом, а затем сказала: «Сейчас у меня мало денег. Дайте в рассрочку. Возьму деньги у мужа». Мать ответила, что пока еще не может дать в кредит. Потом другая женщина повела маму к себе. В тот день мама посетила несколько домов.
Мысль о покупке швейной машины возникла у брата вот почему: баи-торговцы отдавали казашкам и уйгуркам вручную шить в большом количестве ватные халаты из таких плохих тканей, как чертова кожа, затем готовые халаты отдавали обстрачивать на машине. За отстрачивание трижды подола и бортов, дважды - двух боковых швов, оснований ворота и рукавов платили десять копеек. Эти халаты покупали казахи-степняки. Брат говорил: «Отстрачивание на машине готовых халатов - нетрудное дело. Сестра Наджия (ей тогда было четырнадцать лет) могла бы заняться этим, и, может, наша жизнь несколько наладилась бы».
Мать теперь перестала днем бывать дома. А без нее дома неуютно. Каждый вечер я у нее спрашивала: «Мама, завтра никуда не пойдешь? Теперь будешь дома?» Она так только говорила «буду, буду», а сама на следующее утро снова уходила. После продажи очередной партии взятых в кредит товаров она сдавала хозяину выручку и снова брала товары в кредит. С узбекскими и уйгурскими женщинами она уже перезнакомилась. Когда она появлялась в их домах, они встречали ее с распростертыми объятиями, восклицая: «Вот, абыстай пришла!» Они просили принести шелковые платки, дуррача (небольшие шелковые головные платки), бусы, пуговицы, сурьму для глаз. Мама стала носить теперь не только мелкие предметы, но и довольно дорогие вещи - шелковые платки, кашемировые шали, и начала давать их в кредит. <…>
Таранчинки (уйгурки). Семиреченская область
Мы играли с Любой. Когда я заходила в их дом, меня удивляло, что у них так много комнат. Двери снаружи были обиты зеленым сукном. На нижнем этаже находилась кухня. Однажды мы стояли на верхней галерее, и Любины родители были там.
Внизу остановился один военный, козырнул Любиному отцу и застыл на месте. Отец что-то ему говорил. Люба с лестницы побежала к этому человеку и прикоснулась к его груди. Ей было лет двенадцать-тринадцать. Я удивилась, как она не стесняется. Родители ей ничего не сказали. Я подумала: «Может быть, он ее брат? А если брат, то почему его не зовут в дом?» Я даже его, бедного, пожалела. Спросила Любу, не брат ли этот человек. Она ответила, что нет. Потом Любина семья выехала в военный лагерь.
Рядом с их домом в большом дворе жили две-три семьи мишарей. У них были большие и маленькие девочки. Я стала с ними играть. Звали их Мауджуда, Бибигайша, Шамсикамар. Были и мальчики: Габдилькадыр, Саляй и еще несколько. <…> Я больше дружила с Шамсикамар.
В квартиру, из которой выехал Джалал-ака, вселилась семья узбеков. Правда, жена была уйгуркой. Их сын и дочь были чуть старше меня. Я стала играть с их девочкой. Этот узбек на базаре готовил шашлык и продавал, а дочь каждый день в узле носила отцу на базар нарезанный матерью лук. Девочка и меня звала с собой, но я стеснялась лавочников. Татарские девочки моего возраста на базар не ходили. Но изредка я все же сопровождала свою подружку.
У этой семьи был родственник, работавший на бойне. Он их пригласил в гости. Они с вечера готовились с тем, чтобы утром отправиться. И меня взяли с собой. Уговорили маму, чтобы отпустила меня, что, мол, и так Вас целый день нет дома. И в самом деле, мама с утра уходила, а возвращалась лишь к вечеру. Я целый день тосковала по ней. Мама, конечно, знала об этом, утешала меня, говоря: «Доченька, когда купим швейную машину, перестану ходить по домам. На машине будем шить тебе красивые платья и камзолы».
Узбекскую девочку звали Хадича, ее маму - Анархан, отца - Турабай. И вот мы с Хадичой и ее мамой пошли пешком на бойню. Она находилась довольно далеко от города. Когда вышли из города, в воздухе потянуло вонью. Чем ближе подходили к бойне, тем отвратительней воняло. Меня тошнило. Я удивлялась, как можно в такое место в гости приходить! Надеялась, что до вечера здесь не задержимся. Шли-шли и дошли до какого-то двора. Нас встретили, завели в большую комнату. Здесь высокая безносая женщина поклонилась, приветствуя нас. Я дышала этим зловонным воздухом, смотрела на больную безносую женщину, настроение мое все ухудшалось. А те, с кем я пришла, особого внимания на все это не обращали.
Напились мы чаю. Потом нас повели в другую комнату. Кроме нас были и другие гости. Мы, несколько девочек и мальчиков, вышли играть. Я от Хадичи не отходила. Мне казалось, если она заиграется с другими девочками, то меня здесь забудут, уйдут домой без меня. Удивлялась, как можно в таком месте жить?! Пробыли мы там до вечера, потом ушли. Ни от чая, ни от еды я удовольствия не получила. Как только отошли от бойни, я почувствовала себя как бы в другом мире. Очень обрадовалась, когда добралась до дома. <…>
Я не могла смириться с ежедневным отсутствием мамы. Очень скучно, когда мамы дома нет. Высшим наслаждением для меня было пить чай рядом с мамой, облокотясь на ее колено. В те времена у татар было принято стелить на пол кошму, на нее - одеяло и есть, сидя на одеялах, поджав ноги «по-турецки». У богатых же были высокие столы, но обычно в гостиных.
Иногда я просила: «Мама, возьми меня с собой!» Но она не соглашалась. Ей самой эта работа не нравилась, надоело ей. Теперь мама носила не галантерею, а хорошие платки, парчу, серебряные пряжки, шелковые изделия, кружева, бахрому. Мама рассказывала, что некоторым женщинам давала товар в долг. Одна из них должна была маме шесть рублей. Мама несколько раз напоминала ей, а она стала говорить, что отдала, да еще начала скандалить. Мама очень расстроилась и сказала ей: «Я не помру, потеряв шесть рублей, а вот тебе это может обернуться потерей шестидесяти рублей. Потом ты захочешь мне ноги целовать, но я к тебе не приду». Ушла. У этой женщины была упитанная лошадь на стойловом содержании. Внезапно эта лошадь упала и околела. Тогда эта женщина поняла, что напрасно обидела маму и стала себя ругать: «Вай, я с абыстай нечестно поступила, обидела ее!» Соседкам говорила: «Если увидите абыстай, приведите ее ко мне. Я хочу просить у нее прощения. Пусть она благословит меня». Женщины ее просьбу передали, но мама больше к ней не заходила. Мама брала товар у двух купцов: Исхак-бая и Бектахира-хаджи. Они ей не назначали срока возврата выручки. Она расплачивалась, когда могла.
Однажды перед сном я подумала: «Завтра мамы опять не будет дома. Как я одна проведу целый день? Ведь и Хадичи нет дома. Нет, завтра я пойду с мамой! Бог позволит, пойду». Так я решила. Утром после чая, никому не говоря, я надела другое платье, повязала на голову сестрин платок. Калитка у ворот открывалась на улицу. Я спряталась за нее. Когда мама вышла на улицу и завернула за угол, я схватила ее за подол. Мама повернулась ко мне и воскликнула:
- Боже мой, доченька! Что ты делаешь?
Я молча шла с ней. Когда немного прошли, мама сказала:
- Доченька, оставайся!
- Нет, я пойду!
- Ладно, иди.
Идем. Утро. Весело. Незнакомые улицы. По обеим сторонам высокие тополя. В арыках журчит вода. Берега их зеленые. Рядом с мамой шагать так радостно. Оглядываюсь по сторонам. Вошли в один двор. Нас встретили радостными возгласами, постелили на пол одеяло, усадили, спрашивают: «Абыстай, Ваша ли дочь? Какая красивая! Почему до сих пор не приводили?» Другие говорят: «Круглолицая, черноглазая». Я застеснялась. Некоторые из них угощали нас чаем. У узбеков и уйгуров дворы двойные: первый для мужчин, а из него калитка в женский двор, куда можно входить из мужчин только родственникам. В домах богатых узбеков на полу расстелены большие ковры, на них атласные одеяла, в нишах дорогие вазы. Одеваются их жены в атласные или шелковые платья. Но от сидения на полу, да еще с детьми, подолы у платьев несвежие, измятые. Глядя на них, наши татарские женщины говорили: «О, Боже, как они не умеют ценить богатство! Дает же Бог таким счастье».
Тогда у мусульман школы в современном понимании не было. В городе мальчиков обучал грамоте мулла, а девочек - его жена, абыстай. Конечно, всех детей города собрать и учить было невозможно. Если в махалле была грамотная абыстай, то она собирала девочек своего квартала. И взрослые девицы у них учились. Девушек в другие города не отпускали. Мальчиков состоятельные родители посылали учиться в Казань и другие города.
Когда мы приехали из нашей казанской деревни в Яркент, старшему брату было четырнадцать лет, сестре - одиннадцать. Они в деревне учились, умели читать и писать. Сестра там прочитала три книги даже на арабском языке.
Когда мы приехали в Алма-Ату, ей было тринадцать лет. Тогда письма, написанные малограмотно или неразборчиво, люди приносили ей и просили прочитать. Сестра нас с младшим братом обучала грамоте.
Тогда учителя наши зарплату не получали. Каждый четверг ученицы приносили кто три копейки, кто пять или десять, а состоятельные по двадцать копеек. В праздники матери учениц тоже приносили абыстай монеты, кто сколько может. В наших деревнях на вопрос, грамотный ли тот или иной человек, отвечали, что читает по-тюркски, то есть на родном языке, но ни по-арабски, ни по-персидски не знает.
Наш отец неожиданно на деньги, собранные для покупки швейной машины, купил лошадь. Он, оказывается, решил немного попользоваться лошадью, потом продать ее и купить швейную машину. Это была большая гнедая лошадь, немирного нрава, довольно ретивая. Когда ее запрягали, кто-то должен был крепко держать ее под уздцы. Однажды куда-то мы собрались ехать. Ее запрягли. Ворота были открыты. Только сестра одна и успела сесть в телегу, как лошадь рванулась с места и понеслась по улице. Встречные люди на другой стороне улицы среди деревьев ее поймали. Они и сказали, что эта лошадь из пожарной охраны, по-видимому, пожарные ее продали. У нее были забавные привычки. Так, если услышит звуки духового оркестра, навострит уши, поднимет голову и, не в силах устоять на месте, начинает игриво пританцовывать. Отец отлично ухаживал за лошадьми, умел их объезжать. Не помню, усмирилась ли она потом, но мы всегда ездили на ней.
![](http://ic.pics.livejournal.com/rus_turk/38498502/697290/697290_original.jpg)
Выселок Илийский (Верненский уезд). 1897
Однажды нас пригласил в гости Или-Исхак-бай. Он жил на пикете реки Или [Казачий выселок (первоначально пикет) Илийский, основанный в 1853 г. Впоследствии поселок Илийск. Затоплен в 1970 г. при наполнении Капчагайского водохранилища. - rus_turk.]. В Алма-Ате жил еще один Исхак-бай. У него работал мой старший брат.
Поехали на пикет Или отец, мама, младший брат и я. Дом бая был под железной крышей, рядом река. Вечерами от комаров и москитов не было спасения. Гостили мы три дня.
![](http://ic.pics.livejournal.com/rus_turk/38498502/697848/697848_original.jpg)
Выселок Илийский (Верненский уезд). 1897
Однажды отец снова посадил меня на телегу, и мы с ним куда-то поехали. Ехали и ехали все по одной широкой улице. У одного хорошего дома с нарядным крыльцом стояла русская девочка в очень красивом коротеньком платьице. В обеих руках у нее было по красному яблоку. Увидев нас, она побежала нам навстречу. Отец остановил лошадь. Девочка одно яблоко подала мне. Мы ее поблагодарили. Она упорхнула. Я и так радовалась поездке, а тут еще эта славная девочка будто поздравила меня с моей радостью. Я это яблоко не ела, все любовалась его красотой и величиной.
Отец вдруг мне сказал:
- Смотри, вот это и есть лагерь.
- Кто живет в этих домах? - спросила я.
- В этих живут офицеры, а на той стороне солдаты.
И в самом деле, эти дома не были похожи на городские: по обеим сторонам улицы тянулись красивые решетки, за ними деревья, а за деревьями - красивые дома. Будешь искать - не найдешь ни соринки. Дорожки посыпаны песком. Когда проезжали лагерь, ехали шагом. Я оглядываюсь по сторонам и думаю, что в каком-то из этих домов, наверно, живет Люба со своими родителями. А вдруг покажется.
![](http://ic.pics.livejournal.com/rus_turk/38498502/698222/698222_original.jpg)
Близ станции Сарыбулак. 1897
Приехали мы в Алмалык. Там рядом с горами протекала большая речка. Отец собрал немного яблок. Мы опять возвращались по тем же улицам.
Еще как-то раз отец, сестра, младший из братьев и я взяли мешки и поехали в горы за яблоками. Удивительно красивые места здесь были, и яблок - множество. Только это горные яблоки-дички. Оказалось, что родители бывшей жены Джалала-аки, казашки Мансат, жили здесь среди зарослей яблонь в казахской войлочной юрте. Мы собрали немного яблок и пошли к ним чай пить. Дочери Акбалык и Тазакыз были дома, но с нами чай пить не садились, стояли в сторонке. Хлеб у нас был свой. Их худая кошка в надежде на угощение протиснулась между нами. Мы ей дали кусочек хлеба. Когда кошка отошла от нас с хлебом, одна из девушек вырвала его у кошки из пасти и сама съела. Кошка опять к нам подошла и снова получила кусочек хлеба. Тут вторая девушка отобрала и сама съела.
В те времена у казахов вообще хлеб употребляли очень мало, а в бедных семьях хлеб ели едва ли не вместо печенья и конфет. Изредка они пекли лепешки, прилепив их к стенкам котла с внутренней стороны, а затем котлом накрыв горячий очаг. Если приезжали гости, то для них жарили в котле в кипящем масле шарики из теста - баурсаки. На зиму вместо муки заготавливали особо приготовленное пшено - тары. Напиток куже был в каждой юрте. Делали его так: пшеницу варили в большом количестве воды, как суп, остужали и заправляли айраном (квашеным молоком). Пили куже холодным. Летом питались кипяченым молоком, пресным или квашеным. Более состоятельные казахи заготавливали соленое мясо. В особо обработанных желудках животных хранили соленое сливочное масло. Делали и сушеный сыр - курт.
Мы набрали яблок полную телегу и к вечеру вернулись домой. Эти яблоки дома нарезали, высушили, а затем в большой казахской деревянной ступе толкли и после просеяли. Получилась яблочная мука. Когда нужно, эту муку заливали кипятком и получалось нечто вроде повидла. Его подавали к чаю, а также употребляли в качестве начинки для пирогов и пирожков. Мы несколько раз ездили в горы за яблоками.
У сартов начался сезон праздников по поводу обрезания мальчиков - суннат-туй. Глашатаем была уйгурская женщина, которую все звали Патма-айла. Она верхом на лошади, завязав головной платок сзади, низким мужским голосом, приподнявшись в седле, громко оповещала: «О, люди, в такой-то день идите все, и мужчины, и женщины, на суннат-туй к Джапак-баю!» К тем, у кого ворота были открыты, она въезжала во двор, у закрытых ворот она громко стучала своей нагайкой и, приподнявшись на стременах, кричала поверх ворот: «В такой-то день и мужчины, и женщины в дом Джапак-бая на суннат-туй!» и, стегнув коня, неслась к следующим воротам. На этот праздник идут все: и званые и незваные. Ведь невозможно оповестить каждого жителя города в отдельности.
На туй каждый идет с подарком. Мама знала эту семью. Отец с матерью стали ходить на туи знакомых людей. У богатых туй продолжается три дня. У некоторых он растягивается до недели, а то и до десяти дней. Каждой гостье подносится в качестве отдарка блюдо плова и лепешки. Гостьи едят, а оставшееся уносят домой, завернув в свой платок или скатерть. Мама остаток еле донесла до дома (она несла на голове, как это делают сартянки и уйгурки). Отдарок состоял из лепешек и плова. Лепешки эти особенные, специально испеченные по заказу именно к тую пекарями-профессионалами высокой квалификации.
При заворачивании гостинцев (отдарка) в самый низ кладется лепешка размером с большое блюдо. Это не обычная лепешка, а сдобная, обсыпанная семенами кунжута и чернушки, и поэтому особенно ароматная. На эту лепешку кладется вторая того же сорта, но меньшего размера и наполненная пловом, увенчанным куском жирной баранины. Плов покрыт, как крышкой, третьей лепешкой. А на ней четвертая лепешка, наполненная курагой и кишмишем.
В тот день отец вернулся тоже с гостинцами, но он постеснялся взять большие лепешки.
После этого туя опять появилась Патма-айла на лошади, стучала по воротам, звала на следующее торжество, и пошли туи своей чередой. Уж и не помню, сколько их было. Но запомнился на всю жизнь роскошный плов, приготовленный с сарбугой.
Уйгуры имя Фатима произносят как Патма, а обращение к старшей женщине у них «айла». Со временем «Патма-айла» и вовсе превратилось в «Патмайла».
![](http://ic.pics.livejournal.com/rus_turk/38498502/698839/698839_original.jpg)
На базаре в Верном. 1897
Я давно не ходила играть к Шамсикамар. Она меня оскорбила. Однажды я была у них. Ее семилетний брат Саляй играл в тот день монетками: доставал их из кармана, пересчитывал и снова прятал в карман. Вдруг гривенник скатился на пол и потерялся. Мы все искали его, лазили под кровать, под стол, но так и не нашли. Все очень расстроились и больше не играли. Приближался вечер, и я ушла домой. На второй день после утреннего чая я снова пошла играть к ним. Шамсикамар меня встретила очень холодно. Я не могла понять почему. Она мне сказала: «Я с тобой играть не буду. Мама сказала, что вчерашний гривенник ты стащила. Ты к нам больше не ходи». Я, конечно, удивилась и обиделась. Я у нее научилась не только петь, но и ругаться. Вот так: чтобы тебя крестили, чтобы ты подохла, попади в ад, чтобы ты шею свернула. Уходя, я, обращаясь к ней, все эти скверные слова произнесла, слова, которым в их же доме научилась. Вернулась домой и больше к ним не ходила. Дома я никому ничего не сказала, но клевету эту тяжело переживала. Могу даже сказать, что тяжелый осадок на душе остался на всю жизнь.
Давно у нас кончился ремонт. Мы снова вселились в дом. Отец продал лошадь, и мы купили ножную швейную машину, кажется, марки «Гау». Стол этой машины был высоким, колесо большое, внизу вал толще руки у локтя, все части видны. Шила она медленно и тарахтела. Сестра за несколько дней полностью научилась шить. Отец от торговцев стал приносить халаты и бешметы. Услышав, что у нас появилась машина, женщины и девушки стали приносить свои платья, чтобы прострочить воротник, рукава и подол. Сестра шила целыми днями, так как торговцы торопили. Машину постоянно окружали мы, дети. Люба тоже от нас не уходила (уже наступила осень, и семья Любы вернулась из военных лагерей). Машина для нас, детей, была целым зрелищем. Нам были интересны и ее дробь, и то, как опускается и поднимается иголка. Когда сестра говорила нам: «Отойдите немного, как бы ноги ваши не зацепились за колесо», мы немного отходили, но продолжали наблюдать, не замечая усталости в ногах.
Мама, получив с покупателей долги и сама рассчитавшись с долгами, насовсем бросила свои хождения. Теперь она занималась домашними делами, а сестра все шила и шила.
Родители снова принялись отливать сальные свечи, чтобы жечь их в длинные зимние вечера. По соседству от нас жил казах-сапожник. Отец, захаживая к нему, научился шить ичиги и кауши. Сам сделал колодки, купил кожу и всем нам сшил кауши. Хотя они получились довольно неказистыми, но ничего, носить было можно.
ПРОДОЛЖЕНИЕ