Письма
Н. И. Ильминского к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Петровичу Победоносцеву. - Казань, 1895.
4 апреля 1887 года. <…> Русские колонизаторы, на первых порах раскольники, наглые и злые, явились [на Алтай] с враждою к православию и с пренебрежением к инородцам; в слух новокрещенцев ругали церковь или насильственно отнимали у них угодья и земли. Со многих сторон приводилось мне слышать, что вообще великоруссы - плохие колонизаторы: они все норовят на даровое и на чужое, в религиозном отношении - невежды, в нравственном - распущенные, в хозяйстве - неряхи. Гораздо способнее к колонизации оказываются хохлы: трудолюбивы, домовиты, трезвы и степенны, знают молитвы и усердны к церкви.
Начало заселения участка в степи. Тургайская обл. Начало XX в.
Усадьба переселенца-екатеринославца через 5 лет
по водворении на участке. Тургайская обл. Начало XX в.
Вообще у нас колонизация, особенно усилившаяся за последние годы, ведется нехорошо. Это как бы огромный поток, с которого сняли плотину, и он понесся неудержимо, все затопляя и разрушая.
Вот, например, в Оренбургский край понаехало множество русских и посели небольшими кучками - хуторами в среде башкир-магометан, нет ни церкви, ни школ: иные отдают своих детей в башкирские школы. Одна башкирка-магометанка, кончившая курс в женской гимназии, русским ученикам преподавала Закон Божий по установленной программе и по одобренным учебникам, и по требованиям новой дидактики объясняла наш символ и молитвы. Ведь это же предосудительно нашему русскому небрежению.
В
Кустанай-Тургайской области в продолжение лет пяти набралось свыше 10 т. русских крестьян с разных губерний, разных сект и толков. Назначенная заблаговременно для переселенцев земля оказалась для такой массы народа недостаточной: начались самовольные захваты, побоища, чуть не убийства.
Церкви нет, т. е. была прежде походная малейшая церковь для малейшего гарнизона, вмещающая не более 40-50 человек, она остается и теперь; есть и училище русско-киргизское двухклассное, но оно устроено раньше переселенцев, на киргизские деньги для русского образования киргиз, и далеко не достаточно, да и по своим программам не соответственно нынешнему населению многолюдному и нуждающему собственно в православно-религиозном воспитании и обучении. А разные сектанты, среди этой неустроенной хаотической массы, имеют свои собрания и радения. Татары-магометане в числе 30-40 дворов успели как-то втереться и поселиться тут же, - это торгаши, - стало быть, не посягают на киргизские земли, люди твердой религиозности и пропаганды, - сразу, конечно, завели и свое богомолье, и свое ученье. Вот Вам миссионерская обстановка: с одной стороны русские в положении несимпатичном, в борьбе за существование, с другой стороны тонкие и хитрые татары. Не распространяясь далее в подробностях картины, скажу, что в это и подобные места надо направить казенные средства на устройство церквей и школ, как в
Западном крае.
Кустанай. Соборная улица. Конец XIX в.
Кустанай. Пассаж купцов Яушевых. (
kostanai.biz)