Червонная Русь

Oct 01, 2013 12:09


Червонная Русь



Червонная Русь - историческая область Соборной Украины, часть Руси, расположенная на западе современной Украины и востоке, юго-востоке Польши. Граничит на востоке с Подольем и  с Волынью на северо-востоке, на западе и юго-западе с Закарпатской Украиной, на юге и юго-востоке с Буковиной, на севере - с Литвой.

Территория Червонной Руси (Галичины) - северные склоны Карпатских гор, бассейн верхнего и среднего Днестра, Западного Буга (верхнее течение), верхнего Сана, с востока ограничена рекой Збруч.

Земли Галиции были ареалом расселения человека уже в эпоху палеолита благодаря благоприятным условиям для проживания человека.
С XIV в. до н. э. до конца V в. до н. э. на этих территориях были поселения носителей лужицкой культуры, которых одна часть исследователей относит к кельто-германским племенам, другая - к протословянским.

В конце V в. до н. э. лужицкая культура приходит в упадок и на смену ей постепенно приходит культура кельтских племен, которые мигрировали из Южной Швейцарии на восток. Изобретя первыми в Европе конницу как род войска, кельты легко покорили и ассимилировали лужицкие племена, кроме того, кельтские железное оружие и амуниция были лучше лужицких.
В раннем средневековье (VI в. Н. Н.э.) эта территория была заселена конгломератом племен: кельтами, лужитамы, готами и вандалами (Пшеворска и Пуховская культуры).
Во время великого переселения народов, через галицкие земли в Западную и Южную Европу одна за другой прошли волны народов:
    IV-V вв. - Сарматы (аланы)
    V в. - Гунны;
    VI-VIII вв. - Авары;
    VI в. - Славянские племена сербов, хорватов, чехов и др..;
    IX в. - Болгары, печенеги, половцы, венгры.

Опустошительные набеги гуннов разрушили большинство местных поселений, сильно сократилось количество населения, начался культурный упадок.

Наконец, с середины VI в. на этих землях поселились прибывшие славянские народы - белые и красные хорваты, дулебы, тиверцы, бужане, и др. Местные кельтские и кельтско-лужицкие племена были частично вытеснены на запад, частично ассимилированы.
В 891-892 гг .моравский король Святополк I (Святополк I, князь Великой Моравии) включил галицкие земли вместе с Перемышлем в состав Великоморавского королевства. Вскоре, ослабленная междоусобицами Великоморавия не способна была удерживать периферийные территории, чем воспользовались венгерские кочевые племена и около 898 г. захватили Галич и другие прилегающие земли.

Однако основная часть венгерских племен перешла Карпаты и расселилась в Паннонии, что позволило чешскому князю около 955 г. отвоевать галицкие земли.

В 979 году полянский князь Мешко, присоединив к государству Пястов Северо-Восточную Малую Польшу, взял под свой контроль и некоторые территории современной Галичины. Но уже через два года (981) в результате военного похода киевского князя Владимира Святославовича «червенские города» (Галичина и Волынь) были включены в состав Киевской Руси.

В 1018 г., во время похода на Киев войско польского князя Болеслава I Храброго на г. Буг разгромило войско киевского князя Ярослава Владимировича и взяло Киев.

Возвращаясь с трофеями назад, Болеслав Храбрый вновь захватил Червонную Русь. Но 1030-1031 гг. объединенные войска князя киевского Ярослава Владимировича и князя Тмутороканского и Черниговского Мстислава Владимировича отобрали их. На отвоеванной территории между Саном и Бугом Ярослав Владимирович основал город Ярослав.

В 1069 г. польский князь Болеслав II Смелый по просьбе своего дяди Изяслава I Ярославича, которого киевляне изгнали из города, выступил в поход на Киев и взял его. Возвращаясь домой, польские войска, как и 51 год назад, взяли города Червонной Руси.

В 1080 г. при правлении польского князя Владислава Германа червенские города и земли были отвоеваны Киевом.

После распада Руси из-за междоусобных войн, в 1084 г. образовалось независимое Галицкое княжество, где княжили правнуки Ярослава Мудрого - Рюрик, Володарь и Василько Ростиславичи. Внук Властелина Ярослав Осмомысл существенно расширил территорию своего княжества, присоединив земли между Днестром и Карпатами, низовья Дуная.

В 1199 г. волынский князь Роман Великий объединил Галицкое княжество со своим Волынским княжеством в единое Галицко-Волынское государство. В 1215-1221 гг. -  Галицко-Волынское королевство. В 1253-1264 гг. Галицко-Волынское королевство - король Руси Даниил Галицкий.

В середине XIV в. Галичина стала объектом спора между Польским королевством, Венгерским королевством и Литовским государством. 1340 г. во Владимире галицким боярством был отравлен последний галицко-волынский князь Юрий II Тройденович. Этим воспользовался польский король Казимир III и по праву наследования заявил претензии на галицко-волынский престол. В 1349г. войско Казимира III захватило Львов и другие галицкие города. Галицко-Волынские земли вошли в состав Польского королевства как отдельное «Королевство Руси». В период 1372-1387 гг. - в составе Венгерского королевства. В 1434 г. состоялась инкорпорация его в состав Польши, чем было отменено автономное положение Галичины, отменено русское право и судопроизводство, а галицкое боярство было уравнено в правах с польской шляхтой. Здесь возникло Русское воеводство (с центром во Львове), состоящее из 5 земель: Сяноцко1, Перемышльской, Львовской, Галицкой и Холмской. Впоследствии, в 1462 г. на этих землях было образовано Белзское воеводство.

В Галичине продолжался процесс закрепощения крестьянства, который завершился в 1505 г. Это вызвало недовольство крестьян и нашло свое выражение в ряде восстаний, наиболее массовое состоялось в 1490-1492 гг. под руководством Мухи и Борули. В первой половине XVI века на Подкарпатье развернулось опришкивское движение, своего апогея достигло в XVIII веке под руководством Олексы Довбуша.

С XVI века в Галиции возникают братства, которые имели не только религиозный, но и культурно-просветительский характер. Известным было Львовское Успенское Ставропигийское братство (1586). На рубеже XVI-XVII вв. в Галичине продолжался процесс национально-культурного возрождения. Расцветают украинские школы, книгопечатание, литература и искусство. Выходцами из Галичины были гетман П.Сагайдачний, Й.Борецький, Е.Плетенецький, 3.Копистенський, К.Сакович, П.Беринда, Стефан и Лаврентий Зизании.

В Галичине было начато дело унии между Католической и Православной Церквами. Однако перемышльский и львовский православные епископы уже на завершающем этапе этого процесса отказались принять церковную унию. Перемышльская епархия приняла унию только в 1692 г., Львовская - в 1700 г., а Львовское братство не принимало вплоть до 1708 г.

В годы Хмельнитчины (1648-1657) гетман Б.Хмельницкий совершил два похода в Галичину (1648, 1655 гг), во время которых дважды безуспешно осаждал Львов.

Вторая половина XVII - первая половина XVIII вв. - это период экономического и культурного упадка галицких земель, вызванного постоянными войнами, слабостью центральной власти Речи Посполитой.

В результате первого раздела Польши (1772) Галичину включили в состав владений Габсбургов (впоследствии - Австрийская империя), и была создана отдельная провинция - «Королевство Галиции и Лодомерии» (Königreich Galizien und Lodomerien), в состав которой вошли не только украинские этнические земли (Восточная Галичина), а южная часть Польши с городом Краковом (Западная Галиция). В 1786-1849 гг. в состав Галичины входила также Буковина. После установления господства Габсбургов для хозяйственного и культурного подъема края правительство провело ряд реформ: попытка ликвидации крепостничества и смягчения барщины, введение нового судопроизводства, образование ряда учебных заведений для украинского населения, восстановление Львовского университета (1784) и Галицкой греко-католической митрополии (1808).

В 1-й половине XIX века в Галиции началось украинское национальное возрождение, возглавляемое представителями сознательного греко-католического духовенства. Весомыми явлениями в этом процессе стали образования в Перемышле Иваном Могильницким «клерикального общества», деятельность митрополита М.Левицкого и особенно образование «Русской троицы» (1837) и издание альманаха «Русалка Днестровая». Революционные события 1848-1849 гг. способствовали пробуждению национального самосознания украинского населения Галичины. Головная Русская Рада, возникшая во Львове в 1848 году, провозгласила идею единства всех украинских земель, а также предлагала создать из украинских земель Восточной Галиции, Буковины и Закарпатья отдельный край в составе Австрийской империи. Важным событием стала отмена барщины в Галичине в 1848 г., открывшая новые возможности для развития экономики края, что способствовало возрождению национально-культурной жизни.

После образования Австро-Венгрии Галичина вошла в состав австрийской ее части (Цислейтании), власть в которой полностью принадлежала польским аристократам, и до Первой мировой войны постоянно существовало украинско-польское противостояние.

Однако во 2-й половине XIX века Галичина была регионом активного развития украинских национально-культурных учреждений: общество «Просвита» (1868), «Литературное общество им. Т.Шевченко »(1873), кооперативные организации, спортивные общества «Сечь»,«Сокол »и другие.
Здесь работали выдающиеся украинские деятели того времени. И.Франко, М. Павлик, А. Вахнянин, Ю. Романчук и другие. С 1894 г. во Львове работал профессор, историк Михаил  Грушевский.
В 1861 году Галичина получила автономию от австрийского императора. Действовал Галицкий сейм, послов (депутатов) которого избирали, сформировались органы местного самоуправления. Власть в автономном крае принадлежала польским кругам. С 1848 года украинские политические силы боролись за разделение Галиции на украинскую и польскую части с образованием отдельной украинской автономии, однако до распада Австро-Венгрии в октябре 1918 соглашение не было достигнуто.
В годы Первой мировой войны в Галиции был сформирован Легион Украинских Сечевых Стрельцов, первое украинское военное формирование нового времени.

19 октября 1918 г. во Львове была провозглашена Западно-Украинская Народная Республика в составе Восточной Галиции, Буковины и Закарпатья, правительство которой 3 января 1919 приняла закон об объединении с Украинской Народной Республикой. Торжественно Акт Соединения УНР и ЗУНР был провозглашен 22 января 1919,  однако уже в июле 1919 г. территорию Галиции заняли польские войска под командованием генерала Галлера. Официальное решение о присоединении Галичины к Польше Рада Послов Антанты приняла 14 марта 1923г.: польскому правительству предлагалось предоставить Галичине права автономии, что так и не было осуществлено. Кроме того, через 20 лет (т.е. 1943 г.) планировалось вернуться к вопросу статуса Галиции.

Период 1919-1939 гг. характеризуется активной полонизацией края, сложным социально-экономическим положением сельского населения, притеснениями украинской общественно-политической жизни. Польская колонизация Галичины проводилась за счет выходцев из земель этнической Польши. В этих условиях развернулась активная подпольная борьба УВО-ОУН, ответом на которую было проведение польским правительством репрессивных мер. Но даже в этих условиях украинцы Галичины развивали деятельность культурно-просветительных организаций, печатали газеты.
Во время Второй мировой войны, 17 сентября 1939 г. на основании «пакта Молотова-Риббентропа» советские войска вступили на территорию Галиции, где был установлен тоталитарный режим, начались массовые репрессии против местного населения. В таких условиях 26 октября 1939 г. было приято решение о включении Западной Украины в состав Советской Украины. На землях Галичины было образовано 4 области УССР - Львовская, Станиславская (с 1962 г. - Ивано-Франковск), Тернопольская и Дрогобычская (в 1959 г. объединенная с Львовской).

В 1940-1941 гг. отряды НКВД осуществили четыре массовые депортации поляков, украинцев, белорусов, евреев, немцев, русских, чехов, армян и других из восточных воеводств Речи Посполитой (западных областей УССР и БССР). Примерно 335 000 польских граждан было выселено в северо-восточные регионы европейской части РСФСР, Казахстан и Сибирь и на Дальний Восток. 198 536 человек были депортированы из западных областей УССР.

Во время советско-германской войны 1941-1945 гг. Галичина была оккупирована немецкими войсками и 1 августа 1941 г. ее включили в состав Генеральной губернии как отдельный дистрикт.

В военные годы изменилась западная граница Галиции: заключив договоры с Польшей в 1945 и 1951 гг. советское правительство отдало западную часть региона - (Лемковщину и Надсяння) Польше.
После войны на галицких землях был восстановлен тоталитарный режим, который сопровождался массовыми репрессиями, выселением мирного населения на восток СССР. Проведена коллективизация сельского хозяйства. На Львовском церковном соборе 1946 г. была ликвидирована Украинскую Греко-Католическую Церковь (вышла из подполья 1989 г.). Ответом стал рост сопротивления Украинской Повстанческой Армии и вооруженное подполье ОУН вплоть до 1956 года.

«Почти весь послевоенный советский период название« Галичина »была табуировано. Идеологическая машина работала на затирание факта существования в прошлом многоэтнического края, смещая акценты на социальное противостояние и классовую борьбу. Название «Галичина» было разрешено употреблять исключительно в негативном контексте. С ликвидацией и запрещением деятельности Украинской греко-католической церкви и с проведением нового церковно-территориального деления из употребления исчезло название «Галицкая митрополия».

В 1960-1970-х гг.  Галичина была центром деятельности украинских диссидентов, в конце 1980-х гг. переросшего в волну широкого национально-демократического движения.

Об украинской Галичине времен независимости приводим следующие цитаты: «Галичина, несомненно, является одной из символических" последних территорий ", которые защищает и будет защищать от агрессивного (пост) советизма ... вся прозападная украинская интеллигенция. Для каждого из них Галичина является тем клочком Украины, который способен, - благодаря своему польско-австрийскому наследию - определенным образом легализовать европейские амбиции всей страны» (Николай Рябчук, 2003).

«Стать полноправным членом европейского сообщества Украине поможет Галичина» (Павел Шубарт, 2009).

«Галичина, будучи в сфере западного культурного влияния, уже в древние времена играла роль" Украинского окна "в Западную Европу. Это и было причиной того, что Львов стал первым очагом украинской культуры еще до революции Богдана Хмельницкого и отсюда началось культурное и национально-политическое возрождение всего украинского народа» (Исидор Нагаевский, 1989).
Previous post Next post
Up