Перемышль

Apr 14, 2013 17:07

Перемышль

Перемышль (Русская Демократическая Республика)



Перемышль - исторический украинский регион, часть Соборной Украины, располагается на территории Черниговщины, земли вдоль реки Пахры, окрестности реки Северки, реки Мочи входят в земли Черниговины, территория Перемышля обозначена трапецией углубляющейся к Москве на северо-востоке Черниговского Княжества к северо-западу от Коломны. Перемышль граничит со Смоленщиной с запада, с востока с Рязанщиной, с севера - с Владимиро-Суздальскими землями.

Территории Перемышля начали заселяться с 11 века выходцами из Червонной Руси, Киевской Руси, продолжавшимся в 12 и 13 веках.  Столица и крупнейший торговый город - Перемышль.

Ландшафты Пермышля напоминают киевские и львовские, климат был более мягким, зима не такой суровой в то время. Все приезжающие на новые земли наделялись статусом вольных землевладельцев.

Переселенцы из Червонной Руси принесли русские традиции и культуру с собой, вместе со свободолюбием и независимостью. Перемышль соседствовал с юга - нынешние территории Серпухова, Тульской, Орловской и Курской областей - с вятичами, с юго-востока - Рязанская область - с мордвой, северо-восток, за рекой Пахрой, Москвой-рекой - с финно-угорскими племенами, мордвой и вятичами.

Попытки Юрия Долгорукого колонизировать территорию Москвы привели к ассимиляции русских с местным населением, что подтверждают исследования Белинского. Историки сходятся во мнении, что немногочисленность переселенцев сказалась и на развитии Владимиро-Суздальского княжества, северо-востока Руси: отсталость в экономическом плане, христианство приходит только к 13 веку.  Фактически северо-восток Руси обособился в отдельное государство и перешел к конфронтации с Киевом. Однако, как показывают исследования, волна миграции из Червонной Руси в Перемышль оказалась больше, что незамедлительно сказалось на экономическом и культурном росте Перемышля. Это позволило Перемышлю уже к началу 13 века стать удельным княжеством, развитым независимым государством с довольно обширными территориями, при этом сохраняя связь с Черниговом и Киевом.

На территорию Перемышля вместе с переселенцами пришло и христианство, в отличие от соседних княжеств, граничивших с Перемышлем с северо-восточной стороны. Переселенцам удавалось сохранять свою приверженность митрополии Киевской и всея Руси Константинопольского патриархата до момента исчезновения Перемышля как государства, к 17 веку. Несмотря на то, что Перемышль был одним из центров добычи и обработки камня, и сам был каменной крепостью, ни одной церкви не сохранилось, несмотря на высокую религиозность местного населения. Самая старая церковь на территории Перемышля относится к 17 веку и расположена в непосредственной близости к Москве, в селе Колычево, и построена уже Московским патриархатом.

Как показывают исследования, государство Перемышль включало в себя столицу Перемышль, села Ознобшино, Троицкое, Сатино, Ворсино, Акулово, Сальково, Воскресенское, Сертякино, Тоблино, Сынково, Матвеевское, Романцево, Битяговское, Константиновское, Домодедово, Никитское, Заборье, Шубино, Гальчино, Шебанцево, Акулинино, Колычево. Территория от деревни  Артемьево до Бронниц, к югу - Вельяминово, Гальчино - историками называется «польщиной», что свидетельствует о происхождении переселенцев из Червонной Руси.

Вместе с культурой и традициями переселенцы переносили названия родных мест в новые земли. Название Перемышль аналогично старинному русскому городу Перемышлю впервые упоминаемому в 981 году и остававшемуся столицей Червонной Руси вплоть до татаро-монгольского нашествия. Позже Перемышль стал столицей Русского воеводства в Польше и сохранял русскую автономию до 1947 года, когда была проведена операция на Висле по переселению местных жителей из окрестностей Перемышля в Сибирь, Украину. Операция по принудительному переселению была проведена совместно военными Советского Союза и Советской Польши. Как объясняли военные, официальной целью переселения являлась ликвидация поддержки местным населением ОУН и УПА. С тех пор местное население Перемышля составляет не более 10%, город называется Пшемысль, находится в Польше и в 12 км от Украины.

Происхождение названия перемышльской деревни Гальчино восходит к Галицкой Руси, находившейся на юго-западе Руси и непосредственно связано с именем князя Галицко-Волынского и всея Руси Данилы Галицкого, известного как освободителя земли русской и первого победителя Орды. Именно Галицко-Волынская Русь находилась в оккупации Орды всего лишь 6 лет и благодаря Даниле Галицкому удалось быстро вернуть независимость русских земель на западе Руси, что стало впоследствии толчком для развития русского национально-освободительного движения и возрождения Руси. В деревне Гальчино до сих пор распространена фамилия Галицкие. Вначале деревня носила название Галичичи, Галичино, затем - Гальчино.

В 13 веке основная волна татаро-монгольского нашествия обошла Перемышль стороной с востока и направилась на Москву и на Владимир, что позволило Перемышлю сохранять независимость, и Перемышль в меньшей степени пострадал от нашествия.

Во второй половине 13 века в связи с монгольским нашествием и опустошением центральной Руси последовала очередная волна переселений из Киевской земли и Черниговской, переселенцы устремились в Перемышль как независимое государство, среди прочих в 1279 году было основано село Вельяминово, хотя по мнению местных краеведов, Вельяминово появилось раньше на 1-1,5 века и также было основано выходцами из Червонной Руси. Однако в начале 14 века Перемышль стал привлекательным  для соседей, при поддержке Орды был завоеван Рязанским княжеством которое в то время было частью Орды. Впоследствии с появлением Литовско-Русского княжества у границ Перемышля в середине 14 века набеги татар на независимое государство сократились, а само государство Перемышль стало военным союзником Литовско-Русского княжества, что позволяло последнему сдерживать агрессию со стороны Золотой Орды, в том числе и Московского улуса и вернуть свою независимость. С юга в 14 веке Перемышль поддерживал военный союз с Крымским ханством, находившимся в военном союзе с Великим княжеством Литовским и политически ориентированным на союз с европейскими государствами, такими как Генуя и Венеция. Одним из серьезных союзников Перемышля был Крымский хан Мамай. Из-за ориентации на Европу Крымского хана Мамая Золотая Орда отказывалась признавать его власть. После неудачных походов Мамая на Сарай Золотая Орда для восстановления территориальной целостности набрала войска среди жителей Московского улуса под командованием Дмитрия Донского. С этого момента начинается отсчет конфликта Московского улуса с Крымским ханством, который позже перерос в борьбу за лидерство в Орде, конфликт Крымского ханства с Москвой закончится только к 1614 году. В 1377 году ордынский хан Тохтамыш при поддержке войск Тамерлана, а также при поддержке Дмитрия Донского вошли в Белую Орду, контролируемую Мамаем, что существенно ослабило положение Крымского ханства, а в отношении военных союзников, которые защищали Мамая, началась военная кампания. Известны факты, что в качестве военного союзника Мамая выступили и русские. Ученые не исключают, что это были войска Перемышля, возможно Иван Вельяминов. Интересное свидетельство осталось на иконе житие Преподобного Сергия Радоненжского, когда на стороне Мамая войска вышли под христианскими знаменами на борьбу с московско-ордынскими иноверцами и оккупантами. Так, в 1379 году в Перемышль были введены войска Золотой Орды Московского улуса, князь Иван Вельяминов, отстаивавший независимость Перемышля, был схвачен в районе Серпухова и насильно привезен в Москву, где был казнен на Кучковом поле, что поразило современников. Казнь Ивана Вельяминова стала первой политической расправой с противником Москвы и первой публичной казнью. Территории Перемышля Золотая Орда разграбила и стала заселять татарами для контроля над местными жителями, местное население уничтожалось. Так, село Сатино-Татарское расположилось на противоположном берегу реки Мочи, напротив Перемышля. Напротив села Вельяминово появилось Татариново, - по всей территории Перемышля появились татарские поселения, Косино, Ям и т.д.  В Домодедовском районе сохранилось порядка десяти татарских названий Юсупово, Мансурово, Чулпаново, Долматово и т.д.

Фактически с тех пор Перемышль начинает свою борьбу за независимость, которая продлится три века, местное население начинает войну с Московским улусом Золотой Орды. На помощь Перемышлю для защиты русских земель приходит Литовско-Русское княжество, начинается война между Золотой Ордой и Литовско-Русским княжеством. Также Крымское ханство начинает воевать с Москвой будучи военным союзником Перемышля. В 1404 году Литовско-Русскому княжеству удается отбить у ордынских завоевателей Перемышль. В 1411 году Перемышль вновь становится независимым. В 1462 году Царский улус Золотой Орды насильно присоединил Перемышль к Москве, а князь Перемышля в 1481 году был казнен за крамолу после заточения в Угличе и Вологде.

После присоединения Царским улусом Перемышля к Москве во 2-ой половине 15 - начале 16 веков Перемышль престает быть центром удельного княжества, а государственность Перемышля исчезает, оставляя за собой лишь отдельные очаги борьбы за независимость, которые в свою очередь жестко подавляются Москвой. Пример тому семья Колычевых. Местным историкам и краеведам село Колычево известно большим числом жертв из рода Колычевых, выступавших за независимость Перемышля. Наиболее жестокие репрессии коснулись Иоанна Колычева, который подвергся преследованию лично царем Иваном Грозным и его опричниками, подорвавшими его дом. Однако Иоанн Колычев выжил, затем был схвачен и казнен: голову Колычева отправили его дяде, священнослужителю Филиппу, который позже в Тверской области был задушен собственноручно Малютой Скуратовым. Общее число жертв рода Колычевых - десять человек. Согласно исследованиям краеведов, несмотря на жестокую расправу и гибель в военных сражениях, род Колычевых не прекратился, но уже к 18 веку затерялся. Местные жители после смерти Колычевых также подверглись репрессиям: практически все население села было уничтожено.

Татары все чаще используют земли Перемышля для своих целей, в частности, нынешняя Каширская дорога становится одним из основных путей из Сарая в Москву, в мусульманских источниках, фигурирует как Большая Ордынская дорога, отсюда и Большая и Малая Ордынка уже в Москве.

Согласно исследованиям Шполянского С.В. в начале 16 века Перемышль становится лишь местом сбора дорожных пошлин, в 17 веке писцовые книги фиксируют на месте бывшего города распахиваемое городище. По мнению Шполянского С.В., построенный изначально как удельный центр и сильная крепость на стратегически важном направлении, Перемышль теряет свое значение в результате быстрого расширения контролируемых московскими князьями территорий. Оставшись далеко от границы, Перемышль располагался слишком близко к Москве, для того чтобы стать столицей крупного удельного княжения в условиях усиливающейся централизации и далеко от Оки - основной торговой магистрали региона. Перемышль не мог конкурировать с приокскими городами - крупными торговыми и ремесленными центрами, что предопределило его постепенное запустение, подчеркивает Шполянский.

В 17 веке уже городище Перемышль принадлежало татарину Богдану Есенчурину сыну Байкишеву, который получил земли «за московское за царя Васильево осадное сидение».

Остатки независимости Перемышля также сохранились в деревне Заборье, известной тем, что Заборье было единственным населенным пунктом в Российской империи, где никогда не было крепостничества, а местные жители владели землями и возделывали их, в народе их называли казацкими землями. Однако самостоятельность Заборья была ликвидирована в годы сталинских репрессий.

В 18 веке местных жителей деревень загоняли в крепостничество царскими указами, одним из наиболее известных и крупных владельцев душ был известный татарский род Юсуповых, Тайшевы и т.д.

На протяжении всего времени существования царской России земли Перемышля постоянно перепродавались от одного владельца другому, меняли названия и т.д. В основном владельцами становились выходцы их татарских родов, либо татары-новокрещенецы, получавшие земли в награду за свою службу.

Уже в 20 веке, в 1900 году территория городища была приобретена известным булочником Филипповым, единственным поставщиком хлебобулочной продукции для Императорского двора. За 3 года Филиппов возвел усадьбу, использовавшуюся для увеселений, балов и гуляний. В настоящее время усадьба сильно запущена и находится под угрозой разрушения и полного исчезновения.

Затем на месте городища была построена спортивная база олимпийской подготовки и детский летний спортивный лагерь, ныне не действующие и пришедшие в запустение. На месте спортивной базы в настоящее время размещена частная площадка для игры в пейнтбол.

Место, где сопротивление продолжалось в 20 веке - деревня Гальчино. Так, во время коллективизации в Гальчино шло вооруженное противостояние зажиточных крестьян и советской власти. Сегодня название деревни известно только местным жителям: указатель, как проехать в древнейшую на территории Домодедово деревню Гальчино, уже давно отсутствует, а сама деревня разделена на улицы с ничего не значащими названиями: Садовая, Солнечная и т.д.

История Домодедово непосредственно связана с историей Червонной и Киевской Руси, с ее культурой и традициями, традицией независимости, свободолюбия, борьбы за независимость. Перемышлю исторически предопределено возрождение его государственности. Процесс русского национального возрождения прослеживается во всей истории Перемышля.

Сильны процессы вымывания национальной самоидентичности, что сказывается на процессе национального возрождения: многие не знают своей истории, не связывают себя с историей Червонной Руси или вовсе не знают о ее существовании, о выходцах с Киевской Руси, напротив, ассоциируют себя с московской государственностью.
Previous post Next post
Up