Несколько тезисов о русском персонализме ("Соборный персонализм - ключ к русской философии" (2019))

Oct 18, 2019 14:05

  1. Персонализм - совершенно иной взгляд на мир, отличающийся от материализма и объективного идеализма (мир материи и мир идей) который видит его как мир личностей и личностно-подобных монад, вплоть до мельчайших атомов.  Это духовная «изнанка» мира, который внешне проявляется как материя и законы, а внутри как совокупность духовных неповторимых самостей.
  2. Христианство возможно только как персонализм, равно как и все другие религии.
  3. Главная личность - Бог, - создал мир по своему образу и подобию, а также по подобию человека, как личностей разного порядка, обладающих в той или иной мере свободой воли, и движущийся в соответствии со своими волями. В этом соборное единство мира.
  4. Термин «соборный» - значит коллективный, связанный, который имеет в виду связанные личности и монады, а не разрозненных индивидов. замкнутых внутри своего сознания. Личности и монады обладают связанностью и образуют комплексы и организмы - сверхличности. Это отличие русского персонализма от западного. Слова с корнем «соб- «свой» образуют главное семантическое ядро славянских языков (славянской цивилизации), в котором достигается единство индивидуального и коллективного (собор, собрание, собственность, свойство, свой, свобода, свояк, соборность в Церкви и другие). (Согласно О.Н. Трубачёву). Это попытка перевести термин «персонализм» западной философии на славянские языки. Мир многообразен и связан.
  5. Платонизм и другие идеалистические конструкты объективного мира только мешают восприятию религий. Согласно А.Ф. Лосеву, учение Платона об идеях - «мистическая педерастия» (то есть, бесплодный процесс без зачатия нового, реального мира, реальных, личностных вещей в интересах власти). Русский персонализм - славянское восточноевропейское мировоззрение, опирающееся на мировоззрение Иерусалима (идеологии веры) против идеологии Афин (западного рационализма).
  6. Персонализм - это реализм, то есть он признаёт весь мир реальным. А не кажущимся (как субъективизм, иллюзионизм, буддизм). Реальны и идеи, и материя. Но они являются вторичными по отношению к личностям и личностно-подобным духовным структурам.
  7. Согласно персонализму, весь мир и всего личностные частицы (в том числе и люди) существуют в вечности, но при это могут менять свои состояния.
  8. Главный способ познания в персонализме - мистическая интуиция, которая видит все духовные личности мира, лежащие в основе материальных, как непосредственно реально присутствующие в сознании мыслящего субъекта, когда он выходит за свои границы в соборное пространство.
  9. В философии персонализму соответствует личностное мышление, опирающееся на внерациональные функции (волю, интуицию, веру), и на соответствующие парафилософские практики, -  в отличие от объективистского и субъективистско-релятивистского мышления других направлений.
  10. Персонализм - основа свободы воли. Все монады, духовные элементы мира, обладают неизбежной свободой воли, которая ядро личности, а не интеллект. Персонализм противостоит причинности и внешней целесообразности. Славянская дохристианская архаичная картина мира против неизбежности предопределения и судьбы, в отличие от народов запада.
  11. Персонализм - основа духовности. Дух - личностная функция, неотделимая от личности, её часть. Без личности не духовности как мира «безличных идей». На поверку за каждой идеей есть личностная структура.
  12. Персонализм - наиболее архаичное и фундаментальное мировоззрение, присущее всем, даже первобытным культурам анимизма, шаманизма, язычества, которые видят за каждыми элементами мира личности. Наоборот, западная цивилизация в результате рационалистической эволюции структуры личности и общества утратила персоналистскую установку во взгляде на мир, заменив её объективистской и естественной установкой. Но персоналисты конечно же не отрицают объективную науку с объективистской установкой, но в ограниченном секторе технологий, а не как конечную реальность.
  13. Соборный персонализм русской философии XIX-XX вв.  - разновидность революционно-консервативных мировоззрений, стремящихся к отказу от западного нигилистического буржуазного мировоззрения во всех его разновидностях в пользу архаики при сохранении главенства Православия (но далеко не во всех вопросах догматики). В том числе, речь шла и об отказе от порядков послепетровской России. Это видно, как по содержанию произведений философов-персоналистов, как по творческой эволюции авторов, так и по их общественно-политической позиции в революционных процессах России. Их нельзя рассматривать ни как революционеров, либералов, западников, ни как охранителей, реакционеров и чистых консерваторов, защищавших послепетровско-синодальную Россию западного образца, хотя они проходили некоторые из этих стадий. Русское религиозно-философское возрождение серебряного века 1900-1920-хх гг. в целом явление революционно-консервативной направленности. Они пытались создавать мировоззренческие предпосылки новой внутренне самостоятельной русской цивилизации, но оказались между двух огней, что предопределило и глубокий трагизм судьбы русских философов, их бесконечный тупик, но и видение света.
  14. Русские персоналисты, в отличие от западных новых правых консервативных революционеров, представляют христианский и плюралистический вариант консервативного-революционной философии.
  15. Интеллектуальные предпосылки работ философов русского персонализма не сводятся к заимствованиям из западного персонализма, а включают также: напрямую Священное Писание, православную патристику, структуру русской личности и социальности (базовый осевой индивидуально-соборный тип личности), религиозный опыт, опыт и фольклор русского славянского язычества, опыт анимизма первобытных народов, психологические и метафизические опыты русской классической литературы (Достоевский и другие), практики и учения исихазма и имяславия в Православии, учения восточных народов, личный опыт. Это делает её в значительной степени, независимой от западной философии, хотя она ещё не преодолена до конца из-за терминологии.
  16. Персоналистская концепция русской философии противостоит некоторым поверхностным и стереотипным взглядам на русскую философию как на придаток к синодальному богословию, коммунистическому мессианству, ересям, в том числе, гностическим (софиология Соловьёва и т.д.), нью эейдж, в также политической имперской идеологии «Третьего Рима» и другим подобным доктринам. Она гораздо невместимо, шире.
  17. Цивилизационное строительство, идеология, образование современной Росси должны ориентироваться на соборный персонализм, а не на западные интеллектуальные вливания.
  18. Долгоискомая «русская идея», если она существует, - это не идея, а непосредственно личность соборного типа как прообраз, приближающийся к божественному прообразу (идея - это искусственное построение в стиле платонизма, гегельянщины и марксизма).
Приятного чтения. https://kmbook.ru/shop/sobornyj-personalizm-klyuch-k-russkoj-filosofii-n-o-losskij-i-o-p-florenskij-oczenka-czivilizaczionnoj-teorii-n-ya-danilevskogo/?fbclid=IwAR2hr344kxLkXUkmnZ8HwSafUN9yL7SoabXLbwamqtk-HY5oFWpHNvKphqE


Флоренский, русская философия, Данилевский, Лосский, соборный, русский персонализм

Previous post Next post
Up