Голый президент Веймарской республики и его кровавая собака
В феврале 1919 г. немецкое Учредительное собрание, которое заседало в тюрингском городе Веймар, избрало «временным президентом» республики лидера Социал-демократической партии Фридриха Эберта.
Летом новый глава государства решил предпринять поездку по стране, чтобы повысить свою известность и популярность. В середине июля он прибыл в
Вольный Ганзейский город Гамбург, который тогда являлся центром социалистического кооперативного движения. Оттуда временный президент поехал на Балтику, где гамбургский кооператив организовал детский дом отдыха. Здесь Эберт, его военный министр Густав Носке и члены кооператива решили искупаться. Рядом оказался местный фотограф, который сфотографировал компанию мужчин.
11 августа временный президент Эберт подписал
Веймарскую Конституцию - вплоть до 1932 г. этот день будут праздновать как национальный праздник «День Конституции». 21 августа он официально вступил в должность в соответствии с подписанной им Конституцией уже как полноценный рейхспрезидент Германии.
В тот же самый день на первой полосе популярной леволиберальной газеты «Berliner Illustrirte Zeitung» вышло фото голых по пояс Эберта и Носке с того самого балтийского пляжа. Примечательно, что сама газета была настроена к новому президенту скорее благожелательно и опубликовала эту фотографию как невинную шутку.
Однако политическая культура Германии того времени в значительной мере ещё наследовала стандартам кайзеровской эпохи. Верховная власть не могла быть смешной и уж тем более опускаться до столь низменной демонстрации собственной наготы. Она была обязана оставаться сакральной и стоять выше общей массы.
Консерваторы и монархисты получили идеальный повод для нападок на республику. Они публиковали изображения прежних лидеров - кайзера Вильгельма II и фельдмаршала Гинденбурга - в мундирах и блеске орденов и сравнивали с вождями новой республики - двумя голыми рыхлыми мужиками в одних плавках.
В свою очередь коммунисты и радикальные социалисты использовали скандальное фото как основу для собственных коллажей и карикатур. В течение всего 1919 г.
Эберт и «кровавая собака» Носке при помощи фрайкоров давили выступления сторонников Советской власти по всей Германии. Поэтому на переработанных иллюстрациях звероподобные президент и военный министр стояли не в морской балтийской воде, а в крови замученных рабочих.
Эберта всерьёз задевали все эти нападки, и он даже пытался судиться с авторами наиболее оскорбительных фотожаб, защищая свои честь и достоинство. Безуспешно - суды признавали право авторов и издателей на свободу слова и отклоняли президентские иски.
В последний раз Эберт судился со своими хулителями в декабре 1924 г. уже по другому поводу -
президента обвиняли в том, что в январе 1918 г., будучи партийным лидером социал-демократов, тот присоединился ко всеобщей рабочей забастовке и тем самым совершил государственную измену, нанеся удар в спину воюющей стране. Эберт же доказывал, что присоединился к забастовке исключительно с намерением её «слить».
Суд присудил ответчику штраф за оскорбление представителя власти, но одновременно признал, что в январе 1918 г. Эберт самим фактом формальной поддержки рабочей забастовки действительно совершил государственную измену.
Президент, который всегда считал себя «государственником», был шокирован и морально разбит. Из-за суда он отложил операцию на аппендиксе и довёл дело до перитонита. В итоге первый президент Веймарской республики скоропостижно скончался в феврале 1925 г. в возрасте 54 лет.
Уже в апреле новым президентом на всенародных выборах был избран 77-летний кайзеровский фельдмаршал Пауль фон Гинденбург, чья сакральная фигура носителя верховной власти уже не вызывала никаких сомнений.