Если всмотреться чарующий мир живой природы внимательно, то мы часто находим в нём довольно обескураживающую правду. Например, мы узнаём, что удовольствия жизни выступают в ней в качестве не столько наград, сколько утешительных призов.
Жизнь видов, которые активно отжигают, коротка и страшна. Всем известны богомолы с их затейливым способом размножения - но мало кто знает о бурой сумчатой мыши из Австралии, самцы которых известны одновременно как самые несчастные самцы на свете и как величайшие половые гиганты.
Суть в том, что с детства их третируют. Матери их недокармливают, предпочитая дочерей, и нередко поедают сыновей просто под настроение. Потом они вырастают, быстро созревают - а когда, наконец, наступает сезон размножения, в течение двух недель мыш-самец не ест и не спит, а бегает по всему ареалу с горящими глазами и напрыгивает на всех дам, какие попадутся - до 14 раз в час.
А потом он умирает от истощения, не дожив и до года. Но последние две недели его жизни фееричны: сумчатый малыш сходит в могилу, имея четыре с половиной тысячи сексов за спиной (немногие люди таким похвастают).
Противоположность данным мышам представляет безмятежная гренландская полярная акула - существо, достигающее половой зрелости лишь в возрасте 150 лет, а живущее вообще непонятно сколько (говорят, что и 500 лет не предел). Но разве это жизнь: вся она состоит из медленного путешествия в поисках падали (иногда подворачивается удача в виде сонного тюленя), при этом рано или поздно гренландские акулы слепнут, ибо на всех частях их тел, включая глаза, паразитируют особые морские членистоногие, и проводят последние лет триста своей жизни в полной холодной темноте, находя в ней по запаху ещё немного падали.
Мы, люди, в этом смысле счастливчики и цари природы: весим как крупный хищник, едим что хотим и валяем дурака, а живём при этом дольше любого слона.
Тем постыдней то, как мы своё время зачастую используем, капитулируя перед собственным сиюминутным настроением и впадая то в уныние, то в гнев, то в леность. Возможно - это потому, что мы изобрели цивилизацию очень недавно и ещё не разобрались со свалившимся на нас счастьем.