Ночная новость с разъяснением о том, как Россия собирается переходить на торговлю газом, нефтью и пр. за рубли.
Итак - «формула Путина»: валюта контракта остается прежней, изменяется только валюта платежа, курс которой устанавливается Центробанком по итогам биржевых торгов.
Что это значит на практике?
Итак: раньше Германия покупала у России газ по, допустим, 200 евро за тысячу кубов - и ни о чем более не волновалась. А теперь волноваться придется, поскольку а) курс рубля будет того... колебаться и б) надо будет еще думать о том, где этот рубль взять.
По идее самый простой путь - это купить эти самые рубли на МБВБ (то бишь валютной бирже). Но ... как только покупатели российского газа ломанутся на эту биржу скупать рубли, то этим они создадут спрос на российскую валюту - невидимая рука рынка тут же схватит рублик за шиворот и резко потянет вверх. Что, кстати, уже сейчас и наблюдается - курс рубля растет и достиг уже «довоенных» показателей... а то и превзошел таковые.
И что получается? Допустим (далее все цифры условные) 1 апреля 1 евро стоит 100 рублей - то есть при зафиксированной в контракте цене в 200 евро за тысячу кубов немцам придется заплатить 20 000 рублей, продав для этого те же самые 200 евро.
Вроде разницы никакой? Но 10 апреля вдруг оказывается что 1 евро стоит уже не 100 рублей, а только 50 - и для того, чтобы приобрести ту же самую тысячу кубов газа за 20 000 рублей нужно продать на МБВБ уже 400 евро! И жаловаться некому - невидимая рука рынка-с...
Есть, правда, еще и другой способ получения рублей в России - это продажа в России германских товаров, которые может быть и хороши, но ... либо подвергнуты санкциям (как, например, турбины от компании «Сименс»), либо ... производятся в самой России на предприятиях сбежавших из России компаний, которые взяты под «внешнее управление» (то есть национализированы).
И что остается? Умолять российский Центробанк совершенно нерыночными методами устанавливать СТАБИЛЬНЫЙ курс рубля при расчетах за энергоносители. И Центробанк при работе с крупнейшими монополистами (тем же «Сименсом») вполне может на такую меру и пойти.
А вот как быть германским компашкам помельче? А это уже не наша проблема...