Американский кит и китайский слон - кто кого сборет?

Oct 11, 2019 19:56



Азиатско-Тихоокеанский регион, который после бесславного для США окончания вьетнамской войны в 1975 году, в течении сорока с лишним лет воспринимался как место, в общем, спокойное. В странах АТР сохранялась политическая стабильность, «молодые азиатские тигры» успешно осваивали новые технологии производства, коммунистический Китай в начале 80-х тоже вступил на путь экономических реформ и как будто бы даже отказался от внешнеполитических амбиций и стал вовсю пользоваться возможностями экономической коллаборации с американским империализмом.



40 лет покоя - плюсы и минусы
В общем, в середине 70-х годов прошлого века в АТР наступили «40 лет покоя», во время которых даже Тайваньский пролив, бывший в 50-х годах одной из мировых «горячих точек», исчез из заголовков новостных агентств.
Но... в 2016 году, после избрания президентом США Дональда Трампа, все как-то враз переменилось. Вслед за «ядерной тревогой» 2017 года на Корейском полуострове последовало резкое (на грани торговой войны) охлаждение американо-китайских отношений, американский флот резко активизировался в районе «к западу от Гуама», а флот китайский начал осваивать использование авианосцев. «40 лет покоя» явно закончились... Но почему?
Чтобы ответить на этот вопрос придется сделать небольшой экскурс в сферу геополитики и экономической истории. Которая, в частности, говорит о том, что в нашем мире очень многое зависит от того, где проходят морские торговые пути и кто может их вовремя «оседлать».
Например, вплоть до конца XV века большая часть морских торговых путей проходила по Средиземному морю - что позволяло «снимать сливки» с транзитной торговли пряностями и шелком Венеции и Генуе. Но после открытия морского пути в Индию (а затем и Американского континента) морские торговые пути сместились в Атлантику - что стало причиной возвышения сперва Португалии и Испании, а затем Англии и США.
Но история не стоит на месте - и после Второй Мировой войны в Восточной Азии образовался новый центр экономического роста - и ... вот тут-то и начинается самое интересное.
С одной стороны стремительный послевоенный взлет Японии (а затем Тайваня, Южной Кореи, Малайзии, Индонезии и т.д.) обеспечивал условия для мирового доминирования США: преобладание на евро-американских торговых путях и в Атлантике, и на американо-японских в Тихом Океане - что может быть надежнее?
Но с другой стороны то же самое господство на торговых путях делало для американских империалистов вывоз капитала в целом более выгодным, чем его примение у себя дома - что и стало причиной постепенной, но неуклонной деградации американской промышленности.
В итоге как-то так незаметно оказалось, что бОльшая часть продаваемых в США потребительских товаров имеет клеймо “Made in China”, а в экономической литературе появился даже термин «Киммерика», означающий экономический симбиоз КНР и США.

США и КНР: от симбиоза к конфликту
Но - увы! - китайско-американский симбиоз конца ХХ века оказался столь же недолговечным, как и симбиоз китайско-советский в его середине. После азиатского финансового кризиса 1998 и мирового спада 2008 года китайские товарищи твердо взяли курс на превращение своей страны из мировой фабрики по производству ширпотреба в самостоятельный экономический центр... а заодно стали присматриваться к европейским рынкам и альтернативным торговым путям (включая  «великий шелковый» и Северный морской).
И правильно сделали - возвращение в Белый Дом в 2016 году классического империалиста Трампа с его «Make America Grear Again» добило американо-китайский симбиоз окончательно и перевело отношения между США и КНР в русло стратегического конфликта.
Американская элита как-то вдруг осознала, что Китай - это уже не страна-клиент, а вполне себе конкурент, который стремительно превращается в геополитического противника. А с противником надо и поступать соответсвенно... То есть - во-первых подрезать его внутриполитически, во-вторых изолировать экономически, и в-третьих запугивать силовым путем.
За созданием для КНР внутриполитических проблем дело не встало - майданные технологии в Гонконге же вовсю работают. На очереди - кампании в СМИ в защиту ранных попправ уйгуров и тибетцев. Проблема только в том, что власти КНР на такого рода наезды традиционно не реагируют. То есть совсем.
С экономической изоляцией КНР дело тоже явно не ладится - после «санкционной пятилетки» 2014-2019 годов Россия и страны СНГ расценивают проекты «нового шелкового пути» более, чем просто положительно и ссориться с КНР в обозримом будущем не собираются.
Остается только силовое давление на КНР...

Китайский слон против американского кита
Но и тут на память приходит классический вопрос из «Кондуита и Швамбрании» - «А вот если кит на слона нападет, то кто кого сборет?»
С одной стороны - вроде бы и в самом деле смешно: прямая конфронтация США и КНР выглядит как та самая схватка кита со слоном: американский кит ну никак не сможет вылезти на китайскую сушу, а китайский слон будет беспомощен в Тихом океане.
А вот будет ли? И так ли уж сухопутен современный Китай? В настоящее время ВМС Китая стали уже первыми(!) в мире по количеству кораблей - 300 вымпелов (в т.ч. 2 авианосца, 37 эсминцев, 71 фрегат, 41 корвет, 96 десантных кораблей разных типов, 76 подлодок, включая атомные). Правда по тоннажу китайский флот все еще существенно уступает американскому (хотя уже почти сравнялся с российским).
Плюс к тому китайцы используют еще одно ноу-хау - создание на атоллах Южно-Китайского моря искусственных островов, которые могут быть как базами снабжения для боевых кораблей, так и «непотопляемыми авианосцами». Ну и еще могут контролировать 200-мильную экономическую зону (об этом разговор впереди).
Поэтому США предпринимают ответные шаги: согласно принятой в 2017 году кораблестроительной программе американский флот должен будет увеличиться с 274 вымпелов до 355. Одновременно началась модернизация американских баз Субик-Бей и Кларк-Филд на Филиппинах. Во-время обострения японо-китайского спора из-за островов Сенкаку американские самолеты демонстративно пролетали над спорными островами, а в том же 2017 году эсминец «Стэтхем» вошел в акваторию одного из островов архипелага Спратли... и был оттуда выдворен кораблями ВМС Китая. В мае 2018 аналогичная ситуация имела место у Парасельских островов (на сей раз китайцы выпроводили из своих вод эсминец «Хиггинс» и ракетный крейсер «Энтитем»). В августе этого власти КНР отказали в заходе в порт Гонконга десантному кораблю Грин Бэй и ракетному крейсеру Эри Лэйк.
А совсем недавно (27-29 сентября) ВМС Китая организовали «эскорт» вокруг авианосца «Рональд Рейган» во время его перехода из Индонезии в Манилу через Южно-Китайское море.
Таким образом очевидно, что «игра мускулами» с американской стороны явно не произвела на Китай особого впечатления - и поэтому США приходится искать способы привлечения на свою сторону дополнительных союзников. Которых, строго говоря, всего два: Тайвань и Филиппины.

Гаага Пекину не указ
Начнем с Филиппин. В этой стране (бывшей, между прочим, 45 лет колонией США) отношение к американским военным проектам преобладает скептические (мягко говоря), а Родриго Дутерте, избранный в июне 2016 года президентом Филиппин и вовсе вел кампанию под лозунгом закрытия американских военых баз.
Но американские дипломаты нашли подход к экстравагантному филиппинцу: в июле 2016 года (то есть сразу после избрания Дутерте) в Гааге состоялось заседание международного третейского суда по иску Филиппин к Китаю от 2013 года относительно принадлежности островов Спратли. Суд признал иск Филиппин обоснованным и заявил, что Китай не имеет прав на 200-мильную экономическую зону вокруг спорных островов.
Однако юмор ситуации состоит в том, что Китай в заседании суда участия не принимал, поскольку  считает вопрос своего суверенитета над островами Спратли и окружающими их водами не подлежащим никакому обсуждению, а все решения всех судов по этому поводу - юридически ничтожными бумажками.  Что и подтвердил в 2017, отогнав от островов американский эсминей «Стэтхем»
Тем не менее, отношения между Манилой и Пекином после этого казуса резко охладели, а президент Дутерте передумал выселять американские базы и даже не стал возражать против их модернизации. Так себе успех американской дипломатии, но хоть что-то...

Над Тайбэем тучи ходят хмуро...
Единственным местом в АТР, где американцы могут всерьез насолить Китаю, является Тайвань, фактически оказавшийся самостоятельным государством после поражения Гоминьдана в гражданской войне 1946-49 гг. Правительство в Тайбэе все еще считает себя «законным правительством», а материковый Китай - «территорией, охваченной коммунистическим мятежом».
В Пекине тоже в долгу не остаются и называют Тайвань «территорией, оккупированной империалистами» и одной из главных внешнеполитических задач считают «воссоединение» острова с Родиной. Что Тайбэй, разумеется, не устраивает.
При столь принципиальных позициях Тайваньский пролив и расположенные в нем Пескадорские острова (их контролирует Тайбэй) не раз становились взрывоопасным местом, а появление  американских кораблей в проливе - поводом для очередного «1001-го китайского предупреждения». В 80-х годах ситуация поуспокоилась, но ... в апреле 2019 г. американкие корабли вновь вошли в Тайваньский пролив, а Дональд Трамп одобрил поставку на Тайвань 66 истребителей F-16. Что безусловно затруднит «воссоединение», если что.
В ответ представитель МИД Гэн Шуан предупредил: если истребители на Тайвань будут поставлены, «США придется столкнуться с последствиями, включая санкции против американских компаний, участвующих в сделке».
Какими именно санкциями КНР может досадить американскому военно-промышленному комплексу - непонятно, но в нынешних обстоятельствах и такое «китайское предупреждение» сгодится.

Если что...
В общем, нынешнее обострение отношений между США и Китаем - дело не случайное и напряженность в АТР является результатом отнюдь не вздорного характера Дональда Трампа. Конфликт имеет вполне объективные корни - а значит и наращивание военных мускулов обеими сторонами продолжится... хотя вряд ли что-то в обозримом будущем изменит: торговые пути не меняют своего направления в одночасье.
При этом Китай, строго говоря, находится в более выгодной позиции - он может позволить себе не напрягать последние силы в борьбе за господство в АТР, а только сдерживать американские наезды, одновременно развивая альтернативные торговые пути - в том числе и  через Арктику. При игре «вдолгую» такая стратегия для КНР может оказаться выигрышной.
Что, строго говоря, для России неплохо - можно будет поиграть на «вражде слона и кита», благо, что их реальная драка представляется все же событием крайне маловероятным.

США, КНР

Previous post Next post
Up