И опять про ЕГЭ…

Jun 23, 2019 07:40


Окончание учебного года и новый сезон подачи документов выпускниками в различные ВУЗы в очередной раз породил волну слухов о том, что ЕГЭ вот-вот (чуть ли не с 2020 года) отменят. В принципе ничего особенно удивительного в этом нет - такие слухи возникают то и дело. Но ... на сей раз слухи оказались не только упорными, но и были подкреплены инициативой депутата Бориса Чернышова (заместителя главы комитета Госдумы по образованию и науке, между прочим), который в ноябре 2018 направил министру просвещения Ольге Васильевой официальное письма, в котором прямо предложил отменить ЕГЭ.

Разумеется, госпожа министерша все домыслы об отмене ЕГЭ опровергла, но … дыма, как известно, без огня не бывает - и коль скоро предложения об отмене ЕГЭ возникают уже и на самом верху, значит кто-то где-то подводит какие-то итоги. Благо, что основания для этого есть - ЕГЭ стал обязательным ровно 10 лет назад, в 2009 году.  Значит - пора... Ну что ж… Подсчитаем плюсы и минусы ЕГЭ. Итак…



Прежде всего вспомним, с чего все начиналось? Правильно - с искоренения коррупции при поступлении в ВУЗы. Стало ли ее там меньше? Трудно сказать, но то, что приемные комиссии в 10-х годах вздрогнули от наплыва «отличников-с-Кавказа» сказать можно вполне определенно. Так же, как и про то, что наиболее оборотистые родители даже отправляли своих  отпрысков заканчивать школу к родственникам в Дагестан, Осетию, Кабардино-Балкарию и пр. регионы, где можно было сдать экзамены «в особых условиях». То есть коррупция никуда не делась - она просто переместилась на другой уровень, став даже более наглой, чем прежде.

Конечно, сейчас такие феерические истории уже стали редкостью, и «спецов», которые сидя под окнами школ, передающих решения задач и тестов «экзаменующимся» по блю-тузу уже не встретишь. Какой-то порядок в этом вопросе навести удалось, но… во-первых - обеспечение этого порядка каждый год влетает в копеечку (которой все никак не удается найти на увеличение учительских зарплат), а во-вторых дело ведь не только в деньгах...

Введение ЕГЭ поломало сразу несколько принципов высшего образования, главным из которых был отбор именно лучших выпускников. Теперь (даже при относительном наведении порядка при сдаче ЕГЭ) в ВУЗах могут только гадать о том, что за выпускники к ним придут (благо, что отправлять документы выпускник может во множество ВУЗов (теоретически - только в пять, но кто проверит?). Между прочим - это и для самих выпускников плохо; выбор ВУЗа перестал быть ответственным и взрослым решением, а стал чисто потребительским шагом - хочу пойду на филологию, хочу на биологию, хочу на математику… Если кто-то хотел получить квалифицированного потребителя - то вот он, современный выпускник школы. Можно радоваться?

Но может быть от введения ЕГЭ выиграли школьные учителя и вузовские преподаватели? Увы… Школьные учителя в один голос жалуются на то, что пребывание школьников в выпускных классах превратилась в одну сплошную «подготовку к ЕГЭ», а нормальную учебу  вытесняет тупая зубрежка и «натаскивание» на сдачу тестов.

Какой уж тут творческий поиск и оригинальные решения сложных задач! Напротив, оригинальничанья следует всячески избегать, поскольку нестандартные решения при проверке результатов ЕГЭ скорее могут будут признаны ошибочными, чем шаблонные. ЕГЭ на талант не рассчитан - и успешно его сдавшие школьники поражают  ВУЗовских преподавателей не глубиной познаний, а прямо противоположными качествами - отсутствием общего кругозора,  «зашоренностью» мышления, привычкой выбирать уже готовый ответ и неспособностью к самостоятельному мышлению.

И это не субъективные оценки профессоров, которые всегда жаловались на поглупение студентов, а объективный факт, подтверждаемый результатами международных олимпиад. Если в 2007 г. на международной математической олимпиаде советские школьники получили 5 золотых медалей и 1 место в командном зачете при общекомандном рейтинге в 184 балла, то в 2015 - оказались на 8  (!) месте, не получив НИ ОДНОГО «золота» и только 141 балл рейтинга.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что ВУЗы правдами и неправдами стремятся как-то «обойти» ЕГЭ предоставляя особые «льготные баллы» для участников своих собственных олимпиад, придумывая различные «творческие конкурсы» и пр. С одной стороны - это, может быть, и помогает выявить талантливых учеников, но с другой… «Внутренние олимпиады» - тоже дело хитрое, непрозрачное, и в ВУЗы вновь через «олимпиадное окно» возвращается та самая коррупция, которую вроде бы только что успешно вытолкали через «дверь ЕГЭ».

Так что ЕГЭшный «подсчет цыплят по осени» как-то не радует - и это ощущение крепнет и постепенно пробивается все выше и выше.  Будут ли из этого ощущения сделаны какие-то конкретные выводы? Может и будут… но уж точно не в 2020 году. Увы…

аброзование

Previous post Next post
Up