История с Boeing 737 MAX все больше приобретает политический оттенок. После второй за последние месяцы катастрофы новейшего американского самолета страны и авиакомпании одна за другой останавливают его эксплуатацию или запрещают полеты в своем воздушном пространстве - случай беспрецедентный за последние десятилетия.
Основания для запрета есть: похоже, обе катастрофы случились из-за конструктивной недоработки, усложняющей управление самолетом и при определенных условиях способствующей фатальной ошибке пилота, переходу в пикирование и столкновению с землей.
В то же время, официальных итогов расследования пока нет ни по одной из катастроф, и вот здесь уже начинается политика. Первой приземлил флот проблемных самолетов Китай, являющийся одним из крупнейших эксплуатантов типа, дальше начался эффект домино, вчера к запрету присоединилась и Европа. На данный момент из стран, эксплуатирующих самолеты, их полеты разрешены только в США, Канаде, Панаме и Таиланде; 38 из 45 авиакомпаний по всему миру приостановили полеты 737 МАХ.
Авиационное управление США сегодня в очередной раз отказалось вводить запрет: все, мол, хорошо, оснований для беспокойства нет, летайте самолетами Боинга. Говорят, этому поспособствовал личный разговор президента Трампа и главы Боинга.
На кону не просто большие деньги. Масштабы происходящего можно сравнить только с историей английского самолета Comet, эксплуатацию которого в 50-х также запретили из-за конструктивных просчетов, ведущих к катастрофам. Британская авиационная промышленность от того удара так и не оправилась и проиграла конкурентную борьбу Америке.
Комету дорабатывали несколько лет, серьезно меняли конструкцию. В случае же 737 МАХ дело, скорее всего, ограничится программной заплаткой, которую выпустят на днях. Удовлетворятся ли этим авиационные власти Китая и Европы или воспользуются случаем, чтобы посильнее надавить? Возможности для этого есть: самолет новый и еще относительно малочисленный, долгосрочный запрет не нанесет заметного ущерба авиакомпаниям и никак не скажется на стабильности перевозок.
t.me/vatfor/4037